Выбор кузова. Часть 1

Кузовы современных автомобилей отличаются существенным разнообразием не только по внешнему виду и предназначению, но и по конструкции. Предназначение играет очень важную роль, но не только оно, есть еще и другие факторы, влияющие на конечный выбор цивилизованного потребителя.

Слово «цивилизованный» я употребил не просто так. Страны, в которых еще недавно был тотальный дефицит всего, и даже водка была только двух видов – «хорошая» и «очень хорошая», к автомобилю относятся несколько по-другому, чем просто к средству передвижения. Пока выбор зачастую определяет возможность выглядеть «круче всех».

При выборе типа автомобильного кузова человек прежде всего должен четко понимать, для какой цели ему нужна машина. Понятно, что отец многочисленного семейства для поездок всей семьей на дачу не станет покупать себе спорткупе с двумя «детскими» местами сзади, клиренсом в 100 мм и алюминиевой подвеской. Европейский, а особенно японский покупатель, просчитывает каждую мелочь, прежде чем вложить деньги. Автомобиль – тоже инвестиция.

Попробую перечислить основные типы кузовов, доступные ныне покупателю. К сожалению, относительно свежие типы технических и дизайнерских решений разные производители зачастую называют по-разному, намекая таким образом на свое первенство в освоении того или иного нововведения. Та же путаница происходит с новейшими электронными системами безопасности и полного привода. Ну а старые названия, никем не запатентованные, у всех на языке.

Старейший и популярнейший тип кузова – это, безусловно, седан. Кстати, самый популярный у россиян, в отличие от Западной Европы, где автовладельцы предпочитает более практичные хэтчбэки. Седан представляет собой четырехдверный трехобъемный кузов, у которого присутствует капот, багажник и, собственно, отсек для водителя и пассажиров. Все три компонента не связаны между собой. На некоторых современных седанах, правда, есть возможность разложить задний диван или его часть. Или, на худой конец, присутствует люк в багажник для перевозки длинномерных грузов. Седан всегда отличает повышенная комфортность передвижения и возможность поддерживать очень высокую крейсерскую скорость вследствие хорошей аэродинамики. Этот тип кузова также отличает прекрасная управляемость благодаря изначально хорошей развесовке.

Аэродинамические показатели современных седанов впечатляющи. Например, последняя модификация Toyota Camry имеет коэффициент лобового сопротивления 0,28! Когда в 1989 году вышел Opel Calibra (спорткупе), GM заявил о прорыве в области аэродинамики - 0,3! Но время идет, автопроизводители работают над этим вопросом. Правда, резервы уже практически исчерпаны. Трехобъемный кузов – лидер по аэродинамическим характеристикам. Подобная конструкция позволяет минимизировать воздушные завихрения, что дает возможность сохранить чистыми стекла, в том числе и заднее, а это прежде всего безопасность при езде. Недаром бизнес-, а тем более представительский класс, предлагает свои автомобили именно с такими кузовами.

Еще одна разновидность «трехобъемника» – спорткупе. В отличие от седана тут только две двери. Если речь идет о настоящих спортивных машинах, а не «понтовой» фикции, то тут все подчинено одному – скорости. Иногда аэродинамика спорткупе может быть хуже, чем у седана, так как спойлеры, создающие прижимную силу на высокой скорости, обладают собственным аэродинамическим сопротивлением. Но такие машины разрабатываются для активной езды, динамика и управляемость – вот что главное.

Развесовка, привод, в том числе и полный, жесткая подвеска обеспечивают управляемость, избыточно мощный мотор – динамику, но долго передвигаться на таком автомобиле тяжело. По практичности кузов «купе» приближается к велосипеду, проникнуть на задние малюсенькие сиденья, а тем более ехать там, зачастую крайне неудобно. Багажник невелик, а малый клиренс не позволит кататься вдали от крупных городов. В общем, спорткупе – автомобиль для состоятельного эгоиста. Непрактичный, дорогой и, скорее всего, не единственный. Безусловно, есть и исключения из правил. Обычно такие исключения родом из-за океана. Например, легендарный Ford Thunderbird  – пятиметровое купе с двигателем V8, «автоматом» и комфортабельной подвеской. На нем можно перемещаться долго и со всеми возможными удобствами.

Самый любимый европейцами кузов, безусловно, хэтчбэк. Универсал, как кузов, практичнее, но проблема в том, что он тяжелее, дороже, к тому же комплектации подобных машин производитель принудительно ограничивает определенными рамками. Так что по соотношению цена/качество и особенно практичности хэтчбэку нет конкурентов при прочих равных условиях. Этот кузов двухобъемный: пассажирский отсек и багажник представляют собой одно целое. В результате при сложенных задних сиденьях багажное отделение весьма и весьма объемистое, а большая задняя дверь позволяет загрузить габаритные предметы. Хэтчбэки бывают трех- и пятидверные. Общеизвестные для россиян автомобили с таким кузовом – это ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109.

С точки зрения практичности еще большой вопрос, что лучше. Купив однажды огромный телевизор, не смог засунуть его через заднюю дверь хэтчбэка – не проходил по габаритам. Зато он прекрасно поместился на переднем разложенном пассажирском сидении. Хорошо, что у «восьмерки» такие огромные боковые двери, в ВАЗ 2109 телевизор бы не вошел. Хэтчбэк можно использовать и в городе, и за городом, как средство для перевозки и груза и пассажиров. Двухобъемная компоновка позволяет многое. Хэтчбэк, конечно, не настолько комфортен, как седан, но удобств там все же немало.

С аэродинамикой дело обстоит похуже. ВАЗ 2108 проектировала фирма Porsche, они же и «продували» ее. В результате появилась выштамповка над задней дверью, которая увеличивала прижимную силу на высоких скоростях. Но палка, как всегда, оказалась о двух концах – силу-то прижимную обеспечили, но вот заднее стекло грязнилось моментально. Штатный «дворник» оказался откровенно мал, очищая маленькое окошко, недостаточное для хорошего обзора. Наверняка все видели ВАЗ 2108 с большим передним дворником на задней двери и причудливо изогнутым поводком стеклоочистителя. Можно было исправить ситуацию еще одним способом – почти в каждом магазине продавался спойлер для установки над задней дверью на ВАЗ 2108/09. Стекло переставало пачкаться моментально, единственная проблема этого спойлера заключалась в том, что он сводил все потуги фирмы Porsche к нулю и создавал подъемную силу на высокой скорости.

В общем, с аэродинамикой у кузова хэтчбек не все гладко. Обрубленная корма создает воздушные завихрения за автомобилем, поднимая всю грязь с дороги и переправляя ее на заднюю часть машины. Поэтому все хэтчбэки комплектуются задней форсункой омывателя и щеткой стеклоочистителя, что представляется совершенно нелишним.

Но все равно, этот кузов по популярности в Европе не имеет равных. Законодатели моды здесь – компания Volkswagen. Их Golf всегда был на пике продаж. Сейчас японцы и корейцы серьезно потеснили первопроходца, предложив свой вариант развития событий. Хэтчбэк настолько универсален, что уже появились такие термины, как «горячий хэтчбэк» – автомобиль с улучшенными динамическими характеристиками. Это, например, Golf GTI, Focus ST, Clio Sport и т. д. Подобные автомобили позволяют не пасовать и перед поездкой за город, и отчасти удовлетворить амбиции темпераментного владельца, не накопившего пока на полноценное спорткупе.

Окончание следует...







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.