Автомасла: выбор, рекомендации, оптимизация

В наше время сделать любой выбор без соответствующей подготовки достаточно сложно. На рынке появляются все новые и новые игроки, соблазняя покупателя большими возможностями за меньшие деньги. Массовые рекламные акции, жесткое продвижение никому не известных брендов.

Как не потеряться в такой среде и принять правильное решение? Даже покупка мобильного телефона сопряжена с известными трудностями. Но то всего лишь телефон – в случае неудачного выбора не пробьет в бюджете огромную дыру. Другое дело – автомобиль. Неквалифицированное обслуживание и применение некачественных материалов способно превратить в инвалида I группы только вчера столь надежного и резвого железного коня, а обратный процесс может потребовать огромных финансовых вливаний.

Хотелось бы немного подробнее остановиться на автомобильных маслах, ведь качественный продукт может отодвинуть капремонт на неопределенный срок, а некачественный – прикончить двигатель и трансмиссию за несколько десятков тысяч километров, а то и быстрее. В этой статье я не буду углубляться в глубокие химические дебри, остановившись лишь на общих рекомендациях.

Сегодня у владельцев новых автомобилей, находящихся на гарантийном обслуживании, проблем по выбору смазок не возникает – дилерский техцентр, проводящий ТО, как правило, делает выбор за них, используя смазочные материалы, рекомендованные производителем. Общемировые тенденции всем известны: экономия бензина, сокращение вредных выбросов, бережное отношение к окружающей среде. На этом «зеленом» фоне появляются моторные масла с низкой вязкостью, которые призваны экономить топливо, уменьшая потери на трение в двигателе. Природу они в какой-то мере щадят (довольно мало), а вот мотор – нет. То же относится и к маслам серии «Long-Life» с заменой через 20 000 – 30 000 км. Забавно, но подобные решения на руку автопроизводителям. Чем быстрее «загнется» одна машина, тем быстрее купят другую.

Парк новых автомобилей в Москве очень велик. Как правило, человек предпочитает взять новую машину по ряду причин. Пожалуй, самая важная из которых – отсутствие цивилизованного рынка подержанных автомобилей. В принципе, в современных российских реалиях этот выбор считаю правильным, но в эпоху кризиса новая машина станет менее доступной, да и общемировые тенденции таковы, что в цивилизованных странах хозяин не спешит продавать своего железного коня сразу по окончании гарантийного срока. Обратите внимание, в Европе очень велик парк подержанных машин старше 5-7, а то и 10 лет. Даже в весьма благополучных США процент автомобилей старше 3-х лет впечатляющ. Рано или поздно в России будет то же самое, изменится сам менталитет и отношение к средству передвижения, это лишь вопрос времени.

После окончания гарантийного срока можно оптимизировать затраты на техобслуживание и попытаться продлить жизнь автомобилю, уже вышедшему из детского возраста. В таком нелегком деле, как продление жизни, не последнее место занимает правильный выбор моторного масла. В современном автомобиле присутствуют разные жидкости, но именно моторное масло трудится в самых тяжелых условиях.

Современный рынок предлагает масла самых разных ценовых категорий. Ознакомившись с рекомендациями по применяемости смазок для своей модели, вы можете обнаружить, что можно купить канистру за 250 руб., а можно – за 1500 руб. Если разницы нет, зачем платить больше? Но разница есть, поверьте. Во-первых, по фирме-производителю. Я думаю, ни у кого нет сомнения в том, что лучше – Shell или «ЛУКойл». Если первая компания занимается смазочными материалами с начала прошлого века, то «ЛУКойл» появился в эпоху накопления первоначального капитала в России, т. е. совсем недавно. Если Shell – официальный поставщик масел для Ferrari, то «ЛУКойл» подобным клиентом похвастать не может. Вообще, по личному опыту и отзывам ремонтников, склонен пока не доверять отечественной смазывающей продукции. Бензин, а тем более солярка, у нас весьма низкого качества, и смазочные материалы, считаю, ушли от них недалеко.

API (American petroleum Institute, Американский институт топлива) проводит испытания моторных масел. Маститые импортные концерны имеют допуск API и подтверждение уровня качества. С отечественными продуктами пока не все так радостно. Большинство из них не проходило соответствующих проверок и не имеет сертификата, выданного API. Классы API в них установлены, как правило, по аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный пакет присадок, что не является достаточным признаком, подтверждающим эксплуатационные свойства.

Еще один немаловажный момент – вязкость всесезонных моторных масел. Сейчас только они и выпускаются. Наиважнейшие зимние и летние характеристики разделяются в обозначении буквой W, что значит Winter, т. е. зима. Первое число – это прокачиваемость в холодных условиях (при отрицательных температурах), т. е. зимняя характеристика. Достаточно условно, но для простоты можно пользоваться следующим правилом: из числа 35 нужно отнять первое число с маркировки. Пример: возьмем масло с вязкостью 15W40. 35-15=20. Т. е. данное масло можно использовать при температуре воздуха не ниже -20оC. Что будет, если пренебречь подобной рекомендацией? Есть, конечно, некоторый запас прочности, но особо рассчитывать на него не стоит. Может произойти следующее: масляный фильтр не пропустит потерявшее текучесть масло, и его просто разорвет (бывает достаточно часто). Возможно и другое: маслоприемник высосет всю загустевшую субстанцию вокруг себя, и масляный насос начнет гонять воздух по системе. Если вовремя не заглушить двигатель, дело закончится капремонтом.

Число после буквы W косвенно сообщает о вязкости в сантистоксах при высоких температурах, т. е. это уже «летняя» характеристика. Данные примерно таковы: числу «40» соответствует 15 сантистоксов. Вообще, 40 – самая распространенная вязкость для моторного масла. Именно такое значение гарантирует более или менее стабильное давление в системе. Сейчас появились уже упомянутые мною энергосберегающие масла с индексом вязкости и «30», и даже «20»! Лично я такое в свой автомобиль залить бы побоялся. Существуют масла с повышенной вязкостью, именно они имеют отличные смазывающие характеристики и создают устойчивый масляный клин в гидродинамических подшипниках системы смазки. Интересно, что говорят специалисты по этому поводу?

Специалисты «НАМИ-ХИМ» говорят следующее: «При увеличении рабочей вязкости с 15 (5W40) до 20 (5W50) сантистоксов прежде всего стабилизируется давление в системе. Следовательно, смазка будет поступать к парам трения в должном количестве, удерживаясь в зазорах сопряженных деталей, снижая вероятность прихватов и задиров. Единственный недостаток вязких масел – некоторое увеличение гидродинамических потерь в двигателе и, следовательно, небольшое увеличение расхода топлива».

Для абсолютно новых автомобилей применять высоковязкие масла бессмысленно и даже нежелательно в период обкатки, а вот к тому моменту, когда на одометре начнут появляться трехзначные числа, политику в отношении смазочных материалов лучше пересмотреть.

Несмотря на общемировые «зеленые» тенденции, обратите внимание, какие предлагает продукты широко известная во всем мире фирма Mobil:
– для новых автомобилей: 0W40 – New Life;
– для машин с пробегом более 100 000 км: 5W50 – Peak Life;
– с пробегом более 150 000 км: 10W60 – Extended Life.
Такой «джентльменский» набор только подтверждает выводы специалистов и мое скромное мнение.

Необходимо упомянуть такую важную вещь, как масляная основа. Именно она в самой большой мере влияет на конечную цену продукта. Сейчас существуют несколько типов основы: минеральная, гидрокрекинговая, полусинтетическая и синтетическая. Именно так, по порядку, и увеличивается стоимость. Самое дешевое – «минералка», самое дорогое – «синтетика». Не буду занудствовать по поводу химического состава и процентного соотношения компонентов, ограничусь практическими рекомендациями.

«Минералка» дешевле всего, но хуже всего «держит удар» при перепаде температур. Соответственно, в перегретом моторе «минералка» потеряет смазывающие свойства раньше всех и быстрее всех превратится в твердое тело на холоде. «Синтетика», напротив, будет сопротивляться дольше конкурентов, сохраняя двигатель при перегреве, высоких оборотах и сохраняя текучесть на трескучем морозе. Ресурс мотора напрямую зависит от смазки, и на «синтетике» количество пройденных километров до капремонта может быть в 2-2,5 раза выше, чем на «минералке», при прочих равных условиях.

Последнее, о чем хотелось бы сообщить, это как раз о классификации по уровню качества, вышеупомянутому API. Устаревшие классы масел меняются на более новые, удовлетворяющие современным требованиям к высокофорсированным моторам. Первая буква «S» означает, что перед вами масло для бензинового двигателя (Service), «C» – что для дизельного (Commercial). Вторая буква указывает уже непосредственно на качество. Обычно на канистрах данная информация приводится через черточку: SL/CH-4 – самый новый продукт, применение которого возможно на самых современных бензиновых двигателях и дизелях.

Ну и постскриптумом добавлю: лучше приобрести «минералку» известного производителя, такого, как Shell, Mobil или Castrol, чем за ту же цену купить никому не известный «….oil» в цветастой канистре, с торчащими заусенцами и надписями типа «Fully Synthetic», SAE 0W50, SL/CH-4. Мотор целее будет.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.