Nissan Patrol Y61: General Purpose – это я

В 1940 году в США появился первый внедорожник, который, естественно, создавался для военных целей. Это был не Willys (он появился чуть позже), а Bantam-1. До этого уже существовали полноприводные модификации, но они не предназначались для постоянной езды вне дорог. Война кончилась, а фирма Willys Overland продолжила выпуск внедорожников. Это было историческое решение. Подобные автомобили стали пользоваться бешеным успехом.

Много воды утекло с тех пор, сама концепция подобного транспортного средства прошла множество стадий развития, в результате чего появилась масса полноприводных автомобилей, кардинально отличающихся друг от друга как возможностями, так и позиционированием. Не стояло на месте и развитие систем полного привода, началась эпоха научно-технического прогресса, и автомобили постепенно обрастали вспомогательными электронными системами, которые помогали водителю во всем: тормозить, разгоняться, выживать в случае аварии. Полный привод также не остался в стороне, и вот уже исчезла рукоятка управления раздаточной коробкой, появились клавиши, ручки и тумблеры. Вместо неразрезных мостов под днищем «внедорожников» видим рычаги независимой подвески и шарниры равных угловых скоростей. Тоненькие стойки стабилизаторов поперечной устойчивости улучшают управляемость на асфальте, но заставляют сильно задуматься, прежде чем съехать с дороги.

Принципиально системы полного привода можно разделить на 4 группы, и это приблизительно. В каждой группе будут еще подгруппы, да и конечные цели у всех подвидов зачастую разные. Автомобиль, как известно, движется за счет сил трения. Если момент на ведущих колесах высок, во избежание пробуксовки также используется полный привод – подобное решение популярно на спортивных машинах: Impreza STI, Lancer EVO, Lamborghini и т. д. Ко всему прочему, четыре ведущих колеса улучшают управляемость. Возникает соблазн сделать многофункциональный автомобиль.

И вот уже появляется когорта «паркетников», на которых можно слегка «помесить» грязь, но только не очень долго и не очень глубоко. Зато на асфальте некоторые из них дадут фору легковушкам. Возникают симбиозы «паркетников» и «профессионалов». Впереди – независимая подвеска, сзади – мост (Mitsubishi Pajero, Toyota LC 100). Постепенно начинают пропадать уже тумблеры и ручки включения дополнительного моста – электроника берет все управление на себя (Subaru Forester с АКПП, например). Беда таких схем и систем только одна – дополнительная ось подключается только при пробуксовке и помогает зачастую лишь сильнее засесть в грязи.

Столь длинное вступление только для того, чтобы понять, насколько он другой, один из последних «могикан», – профессиональный внедорожник для покорения настоящего бездорожья Nissan Patrol GR в кузове Y61. С 2000 года пошло новое поколение этого популярного внедорожника. Силовых агрегатов предлагается два: бензиновая рядная «шестерка» объемом 4,8 л и трехлитровый дизель с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом и промежуточным охлаждением. С бензиновым двигателем идет 5-ступенчатая АКПП с возможностью ручного переключения, с дизелем – 4-ступенчатая АКПП или 5-ступенчатая МКПП. Бензиновая версия не особенно популярна, все-таки внедорожник предполагает дизельный двигатель. Хотя категория потребителей и версии с двигателем 4,8 л – МЧС, например. Сам видел Nissan Patrol в их фирменной раскраске. Да и некоторые любители «динамики», для которых расход по городу 25 л 95-го бензина на 100 км не является чем-то неприемлемым, не забывают старейшего «проходимца» производства Nissan.

Конструкция подвески и системы полного привода с 1940 года у Patrol, конечно, изменилась, но не очень сильно. Принципиальные решения остались теми же. Как говорится, от добра добра не ищут. Есть, конечно, у автомобиля и дисковые тормоза, и ABS, и подушки безопасности, да и передние колеса подключает автоматика (правда, принудительная ручная блокировка все равно осталась).

Итак, мы имеем постоянный задний привод и передний, подключаемый с помощью «хабов» – муфт в ступицах переднего моста. Эта система хороша тем, что при режиме с двумя ведущими колесами элементы трансмиссии, передающие момент к переднему мосту, не крутятся вхолостую, а стоят на месте, соответственно, и не изнашиваются. Присутствует блокировка заднего межколесного дифференциала. Межосевого дифференциала нет, передний мост подключается жестко только на бездорожье или скользкой дороге. Соответственно, постоянно ездить в режиме 4WD нельзя. Есть понижающая передача для особо сложных случаев. На пересеченной местности имеется такая возможность, как отключение заднего стабилизатора поперечной устойчивости, «вывесить» колеса становится еще сложнее.

Сколько возможностей для тюнинга! Есть целые мастерские по лифтингу внедорожников, чего там только не делают. Можно поставить лебедку с тяговым усилием несколько тонн, другие пружины, амортизаторы, снять стабилизаторы поперечной устойчивости. Многие любители передвигаться по девственным лесам и болотам ставят такое приспособление, как «шноркель» – герметичную систему для засасывания воздуха в мотор с уровня крыши, чтобы избежать гидроудара при форсировании водных преград. Подобный автомобиль можно использовать, в принципе, везде, но предназначение подобной техники – ездить там, где не ступала нога человека. Индивидуумы, эксплуатирующие такую громадину в городе, всегда вызывали у меня недоумение. Зачем? Однако существует такое понятие, как позиционирование себя, любимого, даже в ущерб функциональности. К сожалению, подобных любителей становится все больше и больше. Правда, осознав, что к чему, большинство из них впоследствии пересаживается на менее утилитарные агрегаты – Nissan Pathfinder, Mitsubishi Pajero и др.

Количество настоящих бескомпромиссных «проходимцев» неуклонно уменьшается. Даже Toyota, ближайший конкурент, перестала производить подобную технику. Последний «тойотовский» конкурент Nissan Patrol назывался Land Cruiser, поставлялся в основном на арабский рынок и имел индекс кузова 105. Остались настоящие внедорожники Land Rover, Mercedes, Chrysler. Вот, наверное, и все. Салоны становятся все роскошнее, системы безопасности все изощреннее, растет цена, изначально немаленькая. Массовые же потенциальные потребители этой техники, как правило, люди небогатые, живущие в развивающихся странах, где отсутствует сеть приемлемых по качеству дорог. Поэтому изначальная ориентация подобных автомобилей – это состоятельные люди, любители экстремального отдыха и путешественники, сильно подогретые спонсорами. Конечно, нужны подобные автомобили, ведь не везде можно проехать, а по проходимости с ними может поспорить только гусеничная военная техника. Не все производители могут позволить себе проектирование и постоянное обновление настоящих внедорожных машин – они все-таки не раскупаются как горячие пирожки, подобно бюджетным моделям.

Есть несколько стандартных рекомендаций при езде по бездорожью на полноценных «проходимцах». На холмистой местности нежелательно гнать с огромной скоростью – автомобиль тяжелый, а каждый жесткий удар по кожухам мостов может спровоцировать неустранимое изменение геометрии последних. Чревато это течью масла из-под сальников кожуха и последующей их заменой. В «джиперских» мастерских кожухи называют «чулками», а работы по разборке-сборке и установке потребуют времени и денег. При размеренном передвижении стальные «чулки» легко удерживают вес автомобиля, а вот сильные удары им противопоказаны.

Двигатель ZD30DDTI при правильной эксплуатации неисправностями не досаждает. Более того, он довольно терпеливо относится к солярке плохого качества. Хотя, конечно, тоже до поры до времени – прецизионная топливная аппаратура неравнодушна к абразивным присадкам в солярке, просто экстремальное предназначение машины предполагает использование время от времени экстремального топлива. Доехать на Nissan Patrol можно практически куда угодно и на чем угодно (в смысле топлива). Однако всегда нужно отдавать себе отчет, что ремонт настоящего внедорожника – удовольствие очень дорогое. Нельзя сказать, что у подобного автомобиля есть врожденные слабые места, но неграмотно эксплуатируемый турбодизель долго не проживет. Многие жалуются на «слишком нежную» турбину двигателя ZD30DDTI. Но потом, как правило, оказывается, что все это – последствия неграмотного использования машины.

Существуют рекомендации специалистов, касающиеся оптимизации поведения Nissan Patrol на дороге и вне ее. Во-первых, установка более жестких амортизаторов, которые препятствуют раскачке. Во-вторых, снятие стабилизаторов поперечной устойчивости. При этом увеличивается валкость в поворотах, но улучшается плавность хода, соответственно, меньше ударов передается на филейные места водителей и пассажиров. Подобный транспорт никогда не подводит в дороге, терпит любые «издевательства» хозяев и стихии и всегда довозит до места назначения. Сказывается военная закалка.







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.