«АвтоВАЗ» медленно, но верно катится в пропасть?

Судьба Тольяттинского «АвтоВАЗа» сегодня волнует многих. Вряд ли еще найдется в России предприятие, которое бы так горячо и всенародно обсуждали. С введением новых пошлин на импортные автомобили и последующим их продлением ряды противников «Жигулей» значительно возросли, причем к тем, кто категорически не приемлет эту марку машины, добавились люди, искренне переживающие за судьбу экономики этого региона в целом.

Вопрос, быть или не быть «АвтоВАЗу», очень сложный. С точки зрения экономики, предприятие, обросшее долгами, размер которых на сегодняшний день составляет более 62 млрд руб., пора закрывать. Причем делать это надо как можно быстрее, поскольку долги «АвтоВАЗа» растут как снежный ком, не по дням, а по часам: каждый день заводу нужны свет, вода, тепло и заработная плата. С  наступлением зимы света и тепла потребуется еще больше. Прибыли, способной погасить хотя бы часть имеющихся кредитов, предприятие не дает – к концу года планируется убыток  в 30 млрд. Более того, показатели сентября просто сразили наповал видавших виды экономистов. Они оказались самыми низкими за всю историю «АвтоВАЗа». И вряд ли вырастут в ближайшее время.

Несмотря на введение заградительных пошлин на ввоз иностранных автомобилей и льготное кредитование дешевых моделей, несмотря на то, что сам Путин обещал сохранить рабочие места, есть вещи, которые плохо поддаются регулированию извне. Сегодняшняя цена на нефть еще позволяет какое-то время вливать средства в предприятие. Но никто не знает, в какую сторону качнется стрелка мировой экономики. Пока что перспективы не слишком радужные. Активы завода практически ничего не стоят, потому что никому не нужны. Платить людям за то, что они каждый день приходят на работу и собирают никому не нужное железо, – это просто глупость. И все разговоры про реструктуризацию долга и  выпуск облигаций – не меньшая глупость. Разве банки, которым сегодня и без того трудно, захотят прощать одни долги с тем, чтобы накопить новые? Так и случилось. На данный момент Внешэкономбанк (по данным газеты «Коммерсантъ») не хочет покупать облигации и вкладывать деньги в «АвтоВАЗ» даже с перспективой иметь в нем контрольный пакет.

Недавний визит в Тольятти вице-премьера Игоря Шувалова и его восторженные отзывы о посещении Научно-исследовательского центра автогиганта, тем не менее, оптимизма не прибавляют. Да, может быть, в нашей стране и есть специалисты, способные придумывать конкурентоспособные машины. Да, вполне возможно, что реконструкция конвейерных линий под новые модели стоимостью в 42 млрд руб., на которую уповает вице-премьер, пройдет успешно. Вот и Renault-Nissan почти согласен вкладывать деньги в совместные инвестиционные проекты. Но на самом деле все это – не что иное, как попытка оживить мертвого. Сегодняшняя конкуренция в автопроме настолько высока, что желание приставить к «АвтоВАЗу» своего рода Гуса Хиддинка в лице Renault ничего не даст. И не только потому, что французы наверняка не пойдут дальше своих обещаний, из-за кризиса они сами в долгах.  Невозможно, подлатав дыры, даже за счет щедрого государства, получить хорошее автопредприятие. Для этого, помимо денег, требуется иметь идею и традиции. А в нашей стране нет ни того, ни другого.

Сегодня для того, чтобы держаться на плаву, нужен широкий ассортимент автомобилей разного класса, каждый из которых выполняет вполне конкретную задачу развития автопредприятия. А развиваться надо ежесекундно: придумывать, предлагать, воплощать в жизнь, продавать, вкладывать прибыль в новые технологии – и так по кругу и очень быстро. Да еще успевать отвечать запросам рынка, периодически переходящего от развития к депрессии, уметь лавировать, вовремя перестраиваться под те или иные потребности, объединяться с одними, чтобы обогнать других, и много чего еще.

А что может дать так называемая защита от кредиторов, если предприятие заведомо убыточно и в ближайший год даже не мечтает о прибыли? Продлить агонию. С 14 декабря  автоконцерн уволит 5 тысяч сотрудников. Несмотря на все заверения правительства, сам президент компании Игорь Комаров недавно заявил, что в ближайшие два года «АвтоВАЗ» намерен уволить 21,8 тыс. человек. Причем, по его словам, эти квалифицированные работники понадобятся в 2012 году. Сейчас на дворе конец 2009-го. Интересно, где этим работникам предлагается «переждать» тяжелые времена и чем все эти годы временно заниматься, чтобы не потерять квалификацию?
        
К сожалению, обстоятельства складываются так, что огромный город в Поволжье, годами живший и развивавшийся за счет автогиганта советской эпохи, со своей инфраструктурой и традициями стоит буквально на грани исчезновения. Возникает закономерный вопрос: почему бы правительству уже сейчас не позаботиться о том, чтобы этого не произошло? Привлечь инвесторов и дать возможность хотя бы тем же корейцам или японцам построить совершенно новый завод намного дешевле, отвечающий всем современным требованиям и выпускающий недорогие машины, спрос на которые в России есть и будет? И деньги, пока они имеются, не вливать в бездонную бочку под названием «АвтоВАЗ», а направить на поддержку региона и хотя бы частично позаботиться о тех 96,2 тысячи человек, которые рано или поздно останутся без работы.
       

 







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.