Audi Racing Program 2011. Финиш - Автомобильный справочник





Audi Racing Program 2011. Финиш

Прошлый этап Audi Racing Program у меня сложился из взлётов и падений – я едва пробился в следующий отбор, чудом вписавшись в четвёрку лучших журналистов. Фактически запрыгнул на подножку уходящего поезда. И дело вовсе не в амбициях, а в том, что ошибки коллег и связанные с этим задержки в графике лишили меня «десертного блюда» июльской программы на полигоне Гросс Дёльн – поездки на «боевой» Audi R8 LMS по гоночному треку! Так что на третий этап я ехал, чтобы устранить хотя бы этот пробел. Но аппетит, как известно, приходит во время еды…


Всё начиналось по уже знакомому сценарию – мы вновь едем на Audi A8 Long из аэропорта Берлина на бывшую советскую авиабазу в Темплине. Там нас снова встречают те же инструкторы и шесть белых купе R8 V10. Но на сей раз – лишь короткий инструктаж и минимум вводных упражнений. Оно и верно: сюда приехала дюжина участников, отсеянных из 192 человек на прежних отборочных этапах. Короткий разогрев на «змейке» и… первое зачётное упражнение. Опять «мокрый» слалом!


К счастью, я ещё в прошлый раз понял правильный алгоритм прохождения тесной трассы между конусов – не надо «топить» на всю катушку, секрет кроется в минимуме скольжений и максимальной точности в поворотах. И даже прилично стёртые задние шины не помешали мне занять третье место. Напомню, в заветный финал проходило четверо участников. Есть первые 10 очков! Дальше – больше. Следующее состязание я и вовсе выиграл. А потом…


А потом начались протесты! Организаторы всё-таки оставили в программе спорное упражнение на стабильность прохождения. Задача – проехать несколько кругов по овалу с кучей конусов. И тут многие решили схитрить, включив… круиз-контроль. Благо, у R8 V10 он имеется. Воспользовались им немногие – лишь представители одной из четвёрок (нас разбили на три группы). Но едва ли это можно назвать честной спортивной борьбой. Итог предсказуем – результаты этих заездов аннулировали.

Нашей журналистской группе доверили открывать заезды на R8 LMS в Гросс Дёльне. Мы наматывали круги под пристальным взглядом инструктора и, к счастью, на этот раз обошлось без инцидентов

Но на следующий день всё было «по-взрослому». Заезды на R8 LMS! Причём на этот раз никакого ознакомления – сразу в бой. Первые три круга справа сидит инструктор, а затем выпускает в свободное плавание. Это восторг! Рёв 500-сильного V10, вой прямозубых шестерней коробки передач, молниеносные реакции и удивительная послушность. Хотя, конечно, ехал я в прогулочном темпе. А в «боевых» режимах LMS наверняка та ещё бестия. Как, уже финишный флаг? Хочу ещё!


К счастью, за это упражнение я получил максимальные 12 баллов – инструктора устроило и моё поведение на трассе, и время круга (оно тоже учитывалось). Столько же я заслужил и за финальное испытание на новом участке полигона – мы там не ездили прежде, поэтому оценивалась не только скорость, но и выбранная траектория. В итоге я стал победителем третьего отборочного этапа Audi Racing Program и попал в финал! Ура, будет ещё возможность прокатиться на LMS! А компанию мне составили Олег Растегаев из «Авторевю» и пара самых быстрых владельцев Audi – Игорь Подушка и Алексей Прядко. Задача выполнена, мы едем на Лаузитцринг!

  • Автодром Eurospeedway Lausitz был открыт в 2000 году. Расположен он рядом с городком Клетвитц, что в Восточной Германии, а мы добирались туда от Дрездена (менее 100 км). Трасса примечательна, прежде всего, большим числом конфигураций, включая знаменитый «треугольный овал», на котором раньше проходили гонки серий ChampCar и IRL. Кроме того, тут проводятся самолётные гонки Red Bull Air Race! 
  • Мы ездили по «маршруту», выделенному красным цветом – это кольцо GP Short длиной 3 442 метра. Оно используется в том числе и для немецкого чемпионата DTM (за исключением иной конфигурации первого поворота). А рекорд «нашего» круга среди кузовных машин принадлежит Мике Хаккинену, двукратному чемпиону Формулы-1. В 2005 году финн за рулём автомобиля DTM проехал круг за 1:17.58

От одного вида трассы Eurospeedway Lausitz дух захватывает. Яркое солнце заливает огромное «блюдце», краями которого являются профилированные виражи скоростного «треугольного овала», а трибуны завораживают своими размерами. И зловещая пустота – вокруг ни души. Лишь в паре боксов оживление – в одном мы проходим инструктаж и переодеваемся в гоночные комбинезоны, а в соседнем механики колдуют над парой Audi R8 LMS.


Впрочем, об «элэмэсках» нам пока думать рано – сначала будем знакомиться с трассой. Разбиваемся на четыре пары. Порядок в каждой группе таков: впереди – инструктор, сзади – один из нас. Причём мне «достался» Франк Била! 46-летний немец за свою карьеру становился чемпионом DTM, победителем французского и британского «Туринга», а также пять раз выигрывал марафон «24 часа Ле-Мана». Вот это я влип – сейчас он мне навешает тумаков по рации. Как бы не слишком опозориться? Хотя другим не легче – Олега Растегаева, например, вёл по трассе Марко Вернер – трёхкратный победитель «Ле-Мана».


Первое ощущение – какая же скоростная трасса и как близко отбойники! Гравийных зон безопасности практически нет, только трава, за которой зазевавшегося пилота поджидают дружелюбный бетон и металл. Спустя несколько кругов заезжаем на пит-лейн. Грубых ошибок, по мнению Франка, я не совершал, но он не преминул заметить, что на главном прямике можно легко достичь 240 км/ч. Сколько было у меня? Стрелка едва касалась отметки «220».

В некоторых местах на трассе лежали конусы, которые помогали нам двигаться по правильным траекториям

Что? Теперь надо ехать самому? Эх, не знает Франк, что буквально за несколько дней до этого у меня приключилась авария на «Смоленском кольце» – на торможении со 190 км/ч из-за неисправности тормозов сорвало заднюю ось, и я тут же причалил в крепкий пит-уолл. К счастью, удар тогда оказался скользящим, и отделался я лишь испугом и побитой «косметикой», но психика забила тревогу – едва приближалась отметка «150» (расстояние до поворота), нога тут же стремилась нажать на педаль тормоза. Уж больно «гостеприимно» выглядят стенки, огораживающие асфальтовое полотно.

Крупные указатели расстояния до поворота только кажутся такими большими. А когда к ним подлетаешь на скорости за 200 км/ч, то они вдруг резко «становятся меньше». Торможение с высоких скоростей требует привычки – глазомеру нужно время на адаптацию

До обеда мы уже закончили заниматься на R8 V10, попутно откатав пару заездов на стабильность. И я всё-таки смог немного заглушить свой страх и закинуть стрелку спидометра за риску между «220» и «240». Правда, это можно считать единственным успехом. В первой попытке я старался ехать максимально ровно, но получился «шалтай-болтай» – времена кругов «прыгали». Тем удивительнее стала вторая попытка – я ехал уже ради удовольствия и пытался показать лучший результат. Время и впрямь стало «быстрее», но ещё и гораздо стабильнее. И этот заезд я провёл ровнее всех, хотя я и уступил 0,7 секунды Алексею Прядко, который оказался самым быстрым – 1:41.0 против моих 1:41.7.

Инструкторы задавали весьма серьёзный темп, показывая, как надо ехать по Лаузитцрингу – угнаться за ними было нереально ни за рулём R8 V10, ни, тем более, R8 LMS. Поэтому им приходилось частенько сбрасывать скорость, иначе мы безнадёжно отставали

А дальше LMS! Схема та же – сначала заезд за инструктором, потом ехать предстояло одному. Права на ошибку не было – эту единственную «вольную» сессию также надо было проехать с максимально близкими временами. Атмосфера накалилась до предела – пять зачётных кругов, то есть чуть больше 17 километров дистанции, решали судьбу победы в финале. А тут ещё и LMS инструктора «разулась» на прямике – прокол колеса! Да уж, как не вспомнить зловещую ауру Лаузитцринга – ведь именно здесь потерял обе ноги Алессандро Дзанарди и разбился Микеле Альборето, который тестировал тут «ле-мановскую» Audi R8 спустя всего лишь месяц после триумфа в гонке «12 часов Себринга». Между прочим, на машине итальянца также лопнула шина…

Большая удача, что «боевой» Michelin решил «кончиться» именно во время разгона на прямой, а не где-нибудь в зоне торможения. Шину оперативно заменили, и инструкторская R8 LMS под номером «1» продолжила заезд

В общем, было не по себе. К счастью, когда пролезаешь через лабиринт труб каркаса безопасности в узкий гоночный ковш, когда на голове шлем, к которому пристёгнут карбоновый «ошейник» HANS (устройство, спасающее от травм шеи при аварии), когда сзади беснуется 500-сильный V10, вращающий исключительно задние колёса, все дурные мысли улетучиваются – концентрируешься только на управлении машиной. Включаю зажигание тумблером, жму кнопку пуска двигателя. Поехали!


Audi R8 LMS, подготовленная под требования чемпионата FIA GT3, даже чуть слабее серийной R8 V10 – 500 сил против 525. Но прибавьте сюда «боевые» шины, большую прижимную силу, секвентальную гоночную коробку передач и, что очень важно, сниженную с 1625 до 1250 кг массу (у неё карбоновые панели кузова, за исключением дверей и крыши, а также задний привод вместо полного)! В итоге разница во времени круга просто колоссальная

Если на тесной трассе в Гросс Дёльне реализовать потенциал R8 LMS попросту невозможно, то на скоростном Лаузитцринге она в своей стихии. Длинные прямики, широкие повороты – есть, где почувствовать возможности «боевой» техники. А они, признаться, серьёзно превышают мои собственные, – чтобы поверить в такой «держак» и поехать хотя бы на 80% от её предела, нужно намотать не один десяток кругов. И то, при условии, что удастся договориться с разумом и инстинктом самосохранения. Чертовски увлекательно и… чертовски страшно!


Замечу, что ездили мы на так называемых «промежуточных» шинах – они имеют канавки и мягче, чем «сухие» слики, поэтому прогреваются гораздо быстрее. Плюс помогает аэродинамика – заднее крыло было выкручено на максимальный угол атаки. Разница в ощущениях между дорожной и «боевой» машиной фантастическая! Там, где R8 V10 (а это, на минуточку, центральномоторный суперкар!) беспомощно скользит наружу под визг покрышек, LMS пролетает, не пискнув. А время на круге, даже при условии, что тормозить я начинал в тех же точках (так и не смог себя заставить их отодвинуть) и ехал без какого-либо риска, получилось почти на 12 секунд лучше! И эмоций – целый чемодан. На радостях я даже позволил себе немного пижонства, сместившись ближе к пит-уолл под финишным флагом.



Увы, но мой результат (1:30.0) снова оказался не лучшим, слишком много я терял из-за ранних торможений, и всё тот же Алексей Прядко опять опередил меня на 0,7 секунды! Что до стабильности, то я свои финальные четыре круга уложил в… 0,7 секунды, но подвёл первый круг (1:32.5). В итоге Лёше досталась заслуженная победа в Audi Racing Program 2011, а призом стала поездка на гонку «24 часа Ле-Мана» в качестве гостя команды Audi. Я занял второе место, тройку замкнул Олег Растегаев, а Игорь Подушка оказался четвёртым – его развернуло в заезде на LMS.

Победитель отправится на марафон «24 часа Ле-Мана» в следующем году, но и у остальных призёров (включая четвёртое место) достойная награда – сертификаты на карельский зимний курс «Четыре дня с quattro». Я там уже был минувшей зимой, но с большим удовольствием поеду снова – закреплять навыки. К слову, Франк Била стоит вместе с Олегом Растегаевым на третьей ступеньке, а Марко Вернер – рядом с Евгением Васиным (внизу слева)

А дабы мы не задирали носы и не строили иллюзий по поводу слова Racing, организаторы устроили для нас «гоночное такси». Сажусь справа к Франку Била и сразу понимаю, как должна ехать R8 LMS с профессиональным пилотом за рулём. Прямик, пролетаем отметку «150», «100», Франк жёстко тормозит, «скидывая» передачи секвентальной коробки с пневматическим приводом – врум-врум-врум, мои ноги вот-вот проломят пол. И на дуге щёки вдруг начинают «съезжать» на одну сторону – перегрузка! Плюс Франк намного раньше «открывается» в поворотах, спокойно корректируя возникающий занос быстрыми и точными движениями руля, будто и нет этих 500 «лошадей» за спинками сидений. Эх, жаль, что в тот момент нас не снимала видеокамера...


Этот солнечный и не по-осеннему тёплый день пролетел очень быстро, и уезжать с Лаузитцринга совсем не хотелось. Тянуло отковырять пару резиновых «червяков» от нагретого липкого слика, принюхаться к запаху тормозных колодок и снова услышать в рации голос инструктора. Всё-таки, не каждый день выпадает шанс поездить на столь серьёзной гоночной технике в подходящих условиях. Даже досадное поражение не смогло испортить мне настроение, ведь все мы получили незабываемые впечатления и выходили из Audi R8 LMS со счастливыми физиономиями и горящими глазами. А разве не это самое главное?

ВИДЕО

Audi R8 LMS, на которой мы ездили, была оснащена комплексом VBox – каждому из четырёх финалистов потом выдали флэшки с записями. На этом ролике – три моих последних зачётных круга заезда на стабильность. Результаты: 1:30.5, 1:30.0, 1:30.2. К сожалению, VBox не фиксировал действующие на автомобиль перегрузки.

Вадим Гагарин
Фото: Даниил Колодин  






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.