Audi RS 3 Sportback. На хорошей ноте - Автомобильный справочник





Audi RS 3 Sportback. На хорошей ноте

Весна на Лазурном берегу – что может быть прекраснее после московской слякоти и грязи? Особенно, когда тест-драйв новинки устраивают в окрестностях Монако. И вот мы неспешно катимся по знаменитой Английской набережной в Ницце, пробираясь вдоль побережья из аэропорта к фешенебельному княжеству. Солцне в конце марта уже припекает, над морем летают жирные чайки, приятный ветерок шелестит листьями пальм. Пожалуй, в случае с кабриолетом Rolls-Royce мы бы вполне удовлетворились подобным маршрутом, не забыв заскочить в Grand Casino. Но в этот раз нас интересовало совсем другое.

Audi RS 3 Sportback способна набрать «сотню» за 4,6 секунды и достичь 250 км/ч (скорость ограничена электроникой). Но назвать её самым быстрым хэтчбеком планеты мешают родственная Audi TT RS (4,3 с до 100 км/ч, 280 км/ч), которая, хоть и похожа на купе, но на деле имеет три двери и... Porsche Panamera Turbo (4,2 с до 100 км/ч, 303 км/ч)

Нет, это не трасса Формулы-1, ради которой ещё совсем не спешат перекрывать городские улочки Монако, – Гран-При пройдёт тут только через два месяца. Всё дело в старейшем ралли в истории – Ралли Монте-Карло, которое в этом году отметило столетний юбилей. Одной из ярких страниц легендарной гонки стала памятная победа в далёком 1984-м, когда трио Audi Sport во главе с Вальтером Рёрлем буквально разгромило всех соперников. Причём тут Audi? Всё просто – в нашем распоряжении оказался новейший «заряженный» хэтчбек RS 3 Sportback!

Audi RS 3 Sportback предлагается исключительно в пятидверном исполнении. Представители компании говорят, что такой кузов лучше отражает универсальный характер «RS-ок». Но, скорее всего, они просто опасаются внутренней конкуренции с купе TT RS, ибо RS 3 Sportback существенно дешевле

Как тут не провести параллели? Рядный пятицилиндровый турбомотор, полный привод и сама скромность снаружи – всё, как и у знаменитой «родственницы». Кроме 19-дюймовых колёс и огромных воздухозаборников в переднем бампере, глазу и зацепиться не за что. Особенно в неброском цвете Suzuka Gray, который при определённом освещении очень похож на белый. Немудрено, что в Монако нашу машину скорее принимали за продукцию тюнингового ателье. И лишь немногие, почти пройдя мимо, оглядывались и внимательно всматривались в шильдик на задней двери.

Audi RS 3 Sportback производится бок о бок с купе TT RS – на заводе в венгерском Дьоре. Причём там же делают и двигатели, и коробки передач! Немцы доверяют венграм уже и RS-модели? Кстати, передние крылья выполнены из армированного углеродными волокнами пластика (CFRP).

Запрограммированные в «навигации» маршруты теста включали в себя не только прибрежную зону, но и автобаны и даже какие-то местные горные дорожки. Но, просмотрев варианты, мы расстроились – нужной нам дороги не было. Что ж, сами справимся, без подсказок, просто по электронной карте. Прочь от моря – едем в Альпы! А именно – на 32-километровый отрезок от городка Соспель до местечка Ла-Болен Везюби. Это самая известная секция Ралли Монте-Карло, проходящая через перевал Кол де Турини на высоте 1607 метров.

Помимо закрученных серпантинов, Ралли Монте-Карло может предложить пилотам очень капризную погоду. Внизу солнце и сухой асфальт, а стоит подняться на километр вверх – вуаля, снег! Мало того, никогда не знаешь, выскакивая из слепого поворота – успело ли солнце просушить лужу из растявшего снега или там до сих пор сыро. Немудрено, что штурманы, читая стенограмму пилотам, часто повторяют: «Возможна влага»

Место не просто знаменитое – дорожка по праву относится к числу самых интересных в мире. Перед глазами – петляющая серая лента щербатого асфальта, на которой едва умещаются две машины. Прямиков почти нет. Слепой левый, слепой правый, выход на крутую «шпильку», короткий разгон – и снова работа рулём. И так – километр за километром. Пейзажи – дух захватывает! От пропасти узкое полотно отделяет только скромный и уже изрядно «погрызанный» каменный отбойник.

Пятицилиндровый двигатель уже успел заслужить признание экспертов, выиграв престижную награду International Engine of the Year 2010 в категории от 2,0 до 2,5 литров. Он развивает 340 л.с., а крутящий момент 450 Нм доступен в широком диапазоне 1600-5300 об/мин. Капот удерживается газовым упором

А какой звук! Каждый раз, когда пришпориваешь 2,5-литровую «пятёрку», все 340 «лошадей» вырываются на свободу через сдвоенный патрубок и, отражаясь от отвесной скалы, падают в пропасть, заполняя собой всё ущелье. Но максимальная концентрация громоподобного грохота – в узких тоннелях. Лучше остановиться, открыть окна и, не забыв нажать кнопку S на центральной консоли (она открывает заслонку в «выхлопе» и обостряет реакции на действия акселератором), утопить правую педаль до упора. О боги! Как же здорово, что в Audi решили вспомнить о рядных пятицилиндровых моторах – их «гортанный» рокот не спутать ни с чем.

Перевал Кол де Турини – культовое место для поклонников ралли. Именно здесь собирается максимальное число болельщиков, а гонки одинаково интересны и днём, и ночью (тогда её называют «Ночь длинных ножей» из-за рассекающих темноту фар), и в одну сторону, и в другую, и в снег, и в солнечную погоду

Каемся, мы окончательно потеряли голову. Минимум трафика, ограничение 90 (они с ума сошли!), фантастический звук и невероятная динамика толкали нас всё ближе к предельной черте. При этом – никакого адреналинового опьянения, просто на лице широченная улыбка от того, что машина с максимальной готовностью откликается на любые действия. «Держак», устойчивость RS 3 Sportback и её способность быстро менять направление в знакопеременных связках приводят в восторг. И это при массе 1650 кг и развесовке 60:40 в пользу передней оси.

Каждый, кто хоть как-то интересуется мировым ралли, видел эти пейзажи неоднократно в телевизионных трансляциях или видеороликах на онлайн-ресурсах. Но одно дело – смотреть картинки или «онборды» и совсем другое – прикоснуться колёсами к асфальту, который помнит победы Вальтера Рёрля, Томми Мякинена, Карлоса Сайнца, Себастьена Лёба, Ари Ватанена, Юхи Канккунена, Колина МакРэя, Ричарда Бёрнса, Маркуса Гронхольма и других чемпионов мира. Будете в тех краях – обязательно прохватите по 32-километровому участку!

Конечно, за это нужно благодарить не только настройку шасси, но и шины: RS 3 «обувают» в одни из лучших дорожных покрышек на настоящий момент – Continental ContiSportContact 5P (такие же, как у суперкара Mercedes SLS-AMG или «заряженного» хэтчбека Renault Megane RS). Причём инженеры пошли на хитрость. Чтобы уменьшить степень недостаточной поворачиваемости, присущей почти всем «RS-кам» от Audi, они поставили шины разной ширины! Спереди – 255-е (опция, в «базе» – 235/35 R19), сзади – 225-е. С той же целью в сравнении с TT RS была расширена передняя колея (+9 мм), а задняя стала уже на 18 мм. И это сработало – даже в «шпильках» RS 3 минимально скользила передком наружу.

Фелипе Альбукерке до прошлой осени был мало кому известным 25-летним пареньком. Но удача улыбнулась португальцу на «Гонке Чемпионов», где он оставил не у дел Михаэля Шумахера, Себастьяна Феттеля и Себастьена Лёба! Альбукерке тут же сцапали в спортивное отделение Audi – в сезоне-2011 он будет одним из пилотов в чемпионате DTM. На презентации ходили шуточки и про «24 часа Ле-Мана». Так что если Фелипе проявит себя с лучшей стороны, то, чем чёрт не шутит, может попасть в один из экипажей Audi в легендарном марафоне. Речь, разумеется, идёт о «Ле-Мане» 2012 года

В «затычных» местах были другие проблемы. Сколько можно ставить этот ужасный «спиленный» руль? Да, на презентации Audi «засветила» своего нового пилота DTM, португальца Фелипе Альбукерке – у них там похожие рули. Но мы-то не на кольце, а на раллийном «допе»! Рулевой механизм остался от модели S3, поэтому крутить «баранкой» приходится много, и при перехвате то и дело натыкаешься на угол.

Интерьер в целом аналогичен салону Audi A3. Но, несмотря на свой восьмилетний возраст, он до сих пор не теряет актуальности. Материалы – добротные, внимание к деталям присутствует. Непривычно разве что управление температурой «климата» – рукоятки не поворачиваются, а качаются влево-вправо. А у крупных и рослых людей колени постоянно бьются о жёсткие «рёбра» снизу центральной консоли

Второй момент – система стабилизации. Будучи включённой, она частенько берёт бразды правления в свои руки, здорово мешая на выходе из «затычных» поворотов. Но стоит нажать кнопку, и она переходит в режим ESP Sport – тогда электроника перестаёт «душить» двигатель, вмешиваясь при необходимости только тормозами, причём отодвигается и порог срабатывания. Это меняет дело, а если захочется снять вообще любые рамки, то её можно полностью отключить.

Традиционно для моделей серии RS, интерьер «заряженной» версии отличается лишь деталями. Это руль, сиденья и ручка КПП, которую, кстати, издалека можно вполне принять за набалдашник механической коробки

Есть нюанс и в коробке передач. Семиступенчатый S tronic работает отлично, моментально переходя «вверх» на разгоне, и сочно рявкает перегазовками, быстро реагируя на действия подрулевыми «лепестками» при переключении «вниз». Исключение только одно – при подлёте к «шпильке» КПП долго не даёт включить первую ступень и явно бережёт «нечётное» сцепление. В принципе, к этому быстро привыкаешь и со временем понимаешь, когда «робот» готов к диалогу. Хотя в режиме Launch Control S tronic старается не жалея сил. Нажимаем кнопку ESP, переводим рычаг в S, и одновременно жмём на обе педали. Обороты коленвала «зависают» на 3200 и остаётся только отпустить тормоз. RS 3 пулей срывается с места и спустя 4,6 секунды красная стрелка спидометра пролетает «сотню». Очень просто и фантастически быстро!

В числе опций замшевая отделка руля и рукоятки КПП, подрулевые «лепестки» переключения передач (они очень удобны!), навигационная система, «музыка» фирмы Bose с 10 динамиками и отделка шлифованными алюминиевыми вставками. На дисплей приборного щитка можно вывести температуру масла, давление наддува или секундомер. Слева от «аварийки» – кнопки «спортивного» режима выхлопной системы и отключения ESP

Полный привод неприятных сюрпризов не преподнёс. Да, в RS 3 Sportback сейчас полетят яйца и помидоры – мол, «неправильная» трансмиссия, долой Haldex (на машинах Audi с поперечным расположением мотора используется муфта с электронным управлением). Скорее всего, на скользких покрытиях или при движении в заносе «жёсткие» дифференциалы будут работать лучше. Однако на сухом асфальте в сочетании с хорошими шинами у нас не было ни малейших нареканий к работе системы. Ни пробуксовки на выходе из «шпилек», ни какого-то неоднозначного поведения в быстрых связках – всё предельно понятно.

Даже базовые кресла (вверху в центре) довольно неплохи. Но они не идут ни в какое сравнение с великолепными опциональными «ковшами». Их стоимость пока не объявляется, но, если судить по примеру Audi RS 5, за них попросят больше 2 тысяч евро. «Сумасшедшие» спинки сидений в цвет кузова – работа отделения Audi Exclusive

Наши приключения на «раллийном» серпантине в итоге не остались незамеченными. Да, правил мы не нарушали – никаких запрещённых обгонов или дикого превышения скорости (на этой дорожке держать в среднем 90 км/ч возможно только на «боевой» машине со штурманом и перекрытием трассы). И населённых пунктов там фактически нет. Однако местные жители, ползущие на своих «Пежо» и «Фиатах», как ни странно, отнюдь не в восторге от рёва моторов и визга шин.

Багажник ничем не отличается от полноприводных хэтчбеков Audi A3 Sportback – его объём (302 л) можно увеличить до 1052 л, сложив задний диван. Но «запаски» не предусмотрено – всё место под днищем занимает глушитель

В итоге во время одной из остановок к нам подкатили с «мигалками» сразу две машины с жандармами. Ну, думаем, всё – докатались. Но после расспросов о том, кто мы такие и что тут делаем, разговор быстро перешёл в «нужное» русло: «Какая мощность, сколько стоит?». Поцокав языками и посмеявшись, что, мол, на такой уже и девушек с Французской ривьеры катать не стыдно, стражи порядка пожелали нам удачи, попросив ехать спокойнее и не смущать местное население.

19-дюймовые колёса и увеличенный задний спойлер – вот те немногие детали, по которым можно опознать RS 3 Sportback. «Потрёпанная» шина на фото – результат деятельности кого-то из зарубежных коллег. Видимо, «дрифтовали» для эффектного кадра. Колёсные диски можно окрасить либо под титан, либо выбрать вычурное сочетание красного и чёрного. Есть возможность выбрать один из двух вариантов оформления диффузора, заднего спойлера и зеркал (в цвет кузова или с фирменным «серебром»), решётки радиатора и патрубков выхлопной системы 

Понятно, почему организаторы не стали вносить эту дорогу в число маршрутов. Если уж наши две «RS-ки» попали под подозрение, то что было бы, окажись там весь предоставленный парк? И, чтобы не гневить жителей, после обеда мы отправились на предложенную дорогу. Никакого сравнения с Кол де Турини! Трасса шире, скорость больше. Там выяснился неприятный нюанс – после перевала на спуске начинали перегреваться тормоза, хотя на «затычном» серпантине такой проблемы у нас не было. Справедливости ради, ехали мы уже на другой RS 3 и возможно всё дело в конкретном экземпляре.


Вернувшись на автобан, мы снова влились в поток «обычных» машин. И поймали себя на мысли, что RS 3 Sportback ничем не напрягает. Внутри – очень тихо, шумоизоляция великолепная! Не слышно ни шин, ни ветра. Коробка передач быстренько перескакивает на седьмую ступень, позволяя экономить топливо. А недовольное басовитое бурчание выпускной системы на низких оборотах легко прервать, нажав кнопку S и вернув заслонку в закрытое состояние.

В городе RS 3 Sportback вполне удобна. Характер мотора очень ровный, а тяга такова, что можно смело передвигаться на высших передачах и экономить топливо. Кстати, о расходе. Заявленные 9,1 л/100 км в смешанном цикле – это, конечно, недостижимый показатель. Вполне реально укладываться в 13-14 литров при более-менее интенсивной езде. Но на серпантине Кол де Турини, само собой, расход зашкаливал за 20 л/100 км
И в городской толчее всё прекрасно. Разве что здоровые колёса с 35-м профилем шин подробно передают все нюансы жёстких неровностей. Но при этом – никаких неудобств, связанных с мощным двигателем – тяги на низах достаточно, а S tronic снимает все вопросы в пробках. Комфортно! Хотя для наших дорог лучше поменять диски на 18-дюймовые. 

Audi RS 3 Sportback доберётся до России в третьем квартале 2011 года. Цена стартует с отметки 2 350 000 рублей. В базовую комплектацию входят 19-дюймовые легкосплавные диски, кожаные сиденья, ксеноновые фары, двухзонный климат-контроль и аудиосистема. Планы продаж скромные – квоты на Россию не превысят десятка машин
Но всё же не покидает мысль – зачем Audi сделала самую неброскую «RS-ку»? Семейный человек с остатками бензина в крови предпочтёт более доступную S3, либо не слишком превосходящую RS 3 Sportback по цене, но более крупную S4. А обеспеченная молодёжь скорее выберет купе TT RS. Тем более, долгую и счастливую жизнь на конвейере нынешней «трёшки» уже в конце года прервёт новое поколение модели. Какой смысл выпускать машину такое короткое время? И вдруг я понял – гораздо приятнее уходить на хорошей ноте. Так же, как ушла та самая Audi Quattro A2, выиграв чемпионат мира 1984 года.
Вадим Гагарин
Фото автора и компании Audi

ТЕХНИКА
Схема подвесок RS 3 Sportback аналогична обычным «трёшкам». Это стойки McPherson спереди и четырёхрычажная конструкция сзади. Но, конечно, пружины и амортизаторы стали жёстче, передние рычаги сделаны из алюминия, а клиренс стал ниже на 25 мм. Колея существенно расширена даже в сравнении с S3 (+42 мм спереди и +22 мм сзади). В рулевом управлении используется электроусилитель. Коробка передач – семиступенчатый «робот» с двойным сцеплением. Но не путайте эту КПП с другой семиступенчатой коробкой, которая ставится, например, на модели с двигателем 1.4 TFSI. На RS 3 Sportback КПП такая же, как у RS 5 или дизельных Audi – с двумя «мокрыми» сцеплениями.

В полноприводной трансмиссии для передачи крутящего момента на задние колёса используется гидравлическая муфта с электроуправлением. В обычных режимах движения большая часть тяги передаётся на переднюю ось, но как только «мозг» определяет необходимость, мощный насос за несколько миллисекунд смыкает диски в муфте, задействуя заднюю ось. За максимально эффективной реализацией тяги передними колёсами следит электронная имитация блокировки межколёсного дифференциала (EDL).

Тормоза позаимствованы у TT RS без изменений – 370-миллиметровые составные диски и 4-поршневые механизмы спереди и 310-миллиметровые роторы на задней оси с обычными суппортами. Но при этом масса RS 3 Sportback на 175 кг превосходит TT RS с «роботом».

Пятицилиндровый двигатель роднит с американской версией VW Jetta только рабочий объём – 2480 «кубиков». Сам блок отлит из специального особо прочного чугуна, который позволяет сделать стенки блока тоньше и, тем самым, сократить массу мотора (до 183 кг). Конечно же, двигатель оснащён турбонаддувом (максимальное давление наддува - 1,2 бар) и фирменной системой непосредственного впрыска топлива (TFSI). Степень сжатия - 10,0:1, допустимое октановое число бензина – 95-98
ИСТОРИЯ


Конечно, едва ли Audi RS 3 Sportback можно назвать полноправной наследницей знаменитых Quattro родом из 80-х. Но, раз тест-драйв новинки проходил при таком антураже, нельзя не упомянуть о её легендарных предках.

История полного привода Quattro началась с одноимённой модели Audi – 31 год назад на Женевском автосалоне немцы впервые представили свою машину с четырьмя ведущими колёсами. Уже тогда Audi Quattro оснащалась 200-сильным рядным пятицилиндровым турбомотором объёмом 2,1 литра. А под занавес карьеры Quattro получила известный двигатель объёмом 2226 «кубиков» (220 л.с.), который впоследствии стал движущей силой других «заряженных» моделей Audi, включая знаменитую RS 2 AvantТогда же, в 1980-м дебютировала и «боевая» версия Audi Quattro – первая раллийная машина, которая в полной мере пользовалась преимуществами полного привода. Звёздным часом для второй эволюции Quattro A2 (на фото) стал 1984 год, когда команда заняла весь подиум на Ралли Монте-Карло, а Стиг Бломквист по итогам сезона стал чемпионом мира. В следующем году победительницу сменила уже Audi Sport QuattroА на автосалоне в Париже в прошлом году немцы отпраздновали 30-летие своей полноприводной трансмиссии выпуском quattro Concept – купе, которое использовало черты той самой, оригинальной Quattro 80-х годов. Под капотом – разумеется, пятицилиндровый турбомотор, знакомый по TT RS, но форсированный до 408 сил. И, конечно, нельзя не упомянуть название цвета, в который окрашена машина – оттенок назван Col de Turini White

Вадим Гагарин

КОНКУРЕНТЫ (Дмитрий Гайдукевич)

Конечно, кто-то скажет, что с формальной точки зрения Audi RS 3 Sportback за 2 млн 350 тыс. руб. не имеет конкурентов на рынке. Но на самом деле это не так. Соперники, конечно же, есть. И самым главным является BMW 1 Series M Coupe. Кто-то сейчас скажет, что последняя модель является купе, а не «практичным пятидверным хэтчбеком». Но кто при покупке таких мощных машин думает о том, как на второй ряд кресел будет пробираться сосед по даче? Их приобретают для того, чтобы получать удовольствие от езды на запредельных скоростях. И больше ни для чего.


BMW 1 Series M Coupe оснащается 3-литровым мотором с двойным турбонаддувом, который выдает 340 л.с. и 450 Нм – ровно столько же, сколько и 2,5-литровый мотор Audi (правда, в режиме overboost BMW получает дополнительные 50 Нм крутящего момента). Цена 1 Series M Coupe составляет 2 млн. 226 тыс. руб., что на 124 тыс. меньше, чем у Audi RS 3 Sportback. Но не надо забывать о нескольких нюансах. Первый – баварский агрегат работает с механической коробкой передач, а Audi RS 3 Sportback – c семиступенчатым «роботом» S tronic. Второй – RS 3 Sportback оснащается системой полного привода, а BMW 1 Series M Coupe модель заднеприводная. Кроме того, комплектацию BMW, несмотря на наличие буквы «М» в названии, сложно назвать фантастически богатой: кондиционер, а не «климат» (как у Audi), да и за противотуманные фары или подогрев кресел тоже придется доплачивать (последняя опция, кстати, стоит больше 18 тыс.).


Хотя в гамме Audi есть модель, которая идеологически чуть ближе к 1 Series M Coupe, чем RS 3 Sportback. Это Audi TT RS: двухдверное купе c такой же «начинкой», как и у RS 3 Sportback – 340 л.с. под капотом и полный привод. Причём TT RS, в отличие от родственной пятидверки, можно купить и с «механикой». Цена стартует с 2 684 900 руб.


Еще одним соперником Audi RS 3 Sportback можно назвать Subaru WRX STI (в прошлом году эта модель избавилась имени Impreza в названии). WRX STI продается в кузовах седан и хэтчбек, а под ее капотом стоит четырёхцилиндровый турбомотор объемом 2,5 л (300 л.с.). Плюс, конечно, фирменная система полного привода Symmetrical AWD. Но WRX STI, несмотря на меньшую мощность и более простую отделку салона, тоже стоит более двух миллионов! Цена хэтчбека составляет 2 088 600 руб. (седан на 25,1 тыс. руб. дороже). Причем, за эти деньги предлагается модель с «автоматом» – «механика» идет как опция, и за нее надо доплачивать 37 тыс. руб. А WRX STI хэтчбек с «механикой», кожаными сиденьями Recaro и коваными дисками BBS обойдется в 2 269 600 руб. То есть такая Subaru стоит всего на 80,4 тыс. руб. дешевле более мощной Audi RS 3 Sportback!


Раз уж мы вспомнили про Subaru, то не пройдем мимо и Mitsubishi Lancer Evolution. Этот автомобиль продается в России с 295-сильным турбомотором объемом 2,0 л и именитой полноприводной трансмиссией S-AWC. Цена – от 1 699 000 руб. Как вы уже успели сосчитать, Lancer Evolution почти на 650 тыс. руб. дешевле Audi RS 3 Sportback. Но купить «Эволюцию» пока не получится – у дилеров нет машин! Все ждут прихода в мае новой партии 2011 модельного года (эти машины будут несколько отличаться от старых). И не исключено, что ценники к тому моменту «подкорректируют».

 






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.