24 часа Ле-Мана: рекорд 1971 года побит!

Прошлогодний репортаж о легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана» я завершал с надеждой на то, что в 2010-м борьба на кольце Ле-Сартэ будет куда более интригующей. Мол, немцы из Audi захотят отыграться, в Peugeot надеются повторить успех, а Дэвид Ричардс сможет заставить прототипы Lola Aston Martin ехать быстрее. Увы, острой схватки не получилось. Но «Ле-Ман» 2010 года оказался одним из самых драматичных!


Сначала было ощущение, что всё решено ещё до старта. В тренировках дизельные прототипы Peugeot 908 HDi оказались на голову сильнее модернизированных Audi R15+ TDI. А когда после финальной квалификационной сессии немецкие машины остались позади не только трёх заводских Peugeot, но и частного прошлогоднего 908 HDi команды Oreca Matmut, стало ясно – по чистой скорости соперничать со «львами» не может никто. 


Шутка ли – обладатель поула, Себастьен Бурдэ (между прочим, уроженец Ле-Мана), привёз лучшему из экипажей Audi под управлением Тимо Бернхарда почти четыре секунды с круга! Так что, несмотря на все ухищрения, направленные на «замедление» дизельных машин, время прошлогодней «поул-позишн» на кольце длиной 13,629 километра перекрыли сразу шесть прототипов, в баках которых плескалась солярка.


Что уж говорить про Lola Aston Martin – они стали лучшими среди бензиновых машин, но дизелям уступали безнадёжные шести секунд. Ещё ниже – Audi R10 TDI образца 2008 года, которые доживают свой век в команде Колина Коллеса. Кстати, он сейчас также возглавляет коллектив HRT в Формуле-1. А ещё этот «Ле-Ман» запомнится отсутствием на старте машин опытнейшего ветерана, настоящего символа марафона и любимца местных болельщиков – француза Анри Пескароло. Увы, Pescarolo Sport сменила владельца, после чего Пескароло… попросту уволили.  Что послужило поводом для этого неприятного инцидента, неизвестно. В итоге впервые с 1966 года (!) фамилия Пескароло отсутствовала в списке пилотов и названий команд.


Но не в списках автомобилей! Да, два прототипа Pescarolo-Judd использовала команда OAK Racing. Правда, это уже машины младшей категории LMP2, и они не пробились даже в тройку лидеров класса по итогам квалификации. Тут правили бал баркетты HPD ARX.01 (Acura серии ALMS) с двигателями Honda. Два экипажа не только утёрли нос всем в LMP2, но и смогли объехать даже несколько машин топовой категории LMP1!

Японский экипаж на Lamborghini Murcielago в прошлом году сошёл на первом же круге. Но в этом марафоне чёрная машина с номером «69» смогла проехать 138. Правда, плетясь в хвосте и постоянно мешая более быстрым соперникам

Зато в классе GT1 было настоящее рубилово. Три лучших машины уложились в полсекунды! И впереди в итоге оказался Aston Martin DBR9, которому на пятки наседали два Ford GT. Вообще, в свой последний «ле-мановский» год (с 2011 года этот класс будет упразднён) зачёт GT1 не мог похвастать насыщенностью. Три Форда, два Корвета команды Люка Альфана (обладателя Кубка мира по горнолыжному спорту и победителя Ралли Париж-Дакар), один Aston Martin, ветеран Saleen S7R и экзотичная Lamborghini Murcielago. Не густо.

Почти всю гонку экипаж Highcroft Racing под номером «26» был впереди своих коллег по технике HPD ARX.01, и лишь проблемы на финальной стадии марафона отбросили их назад, выпустив к победе в классе LMP2 пилотов Strakka Racing на прототипе с номером «42»

Кстати, один из Ford GT вёл в бой исключительно женский экипаж. Причём Наташа Гашнан до последнего не знала, сможет ли она поехать в Ле-Ман – пилотесса из Швейцарии весной заработала двойной перелом ноги во время аварии на автодроме в Абу-Даби. Последний раз трио женщин выходило на старт в составе одного экипажа в 1991 году. Жарко было и в GT2. Джанмария Бруни (Ferrari F430 GT) всё-таки смог удержать лидирующую позицию в классе, и несмотря на все усилия, два заводских Chevrolet Corvette C6.R догнать его не смогли.

Несмотря на слабый темп (на фото – Ford GT не может сдержать натиск двух Ferrari младшей группы GT2), девушки на Ford GT мужественно держались на трассе, пока не сгорел двигатель

В общем, накануне старта в Peugeot царило приподнятое настроение. Разве что ночной дождик, заставивший пилотов ехать во время утренней разминки по влажной трассе, позволил Audi впервые возглавить протокол. Но к гонке всё просохло. Помог и ветер, и гонка Porsche Matmut Carrera Cup, и ещё одно интересное зрелище – заезд исторических спортпрототипов группы C. Его выиграл Jaguar XJR-9 – такая же машина выиграла «24 часов Ле-Мана» в 1988 году. Примечательно, что тогда эта машина прошла за сутки всего на 2,4 километра меньше рекордных 5335,3 км, установленных в 1971-м. 


И вот долгожданные 15:00! Проносятся вдоль боксов Peugeot и Audi, чьи турбодизели совсем не слышно в формульном вое двигателей Aston Martin и, особенно, в зловещем и очень громком рёве больших V8 Chevrolet Corvette и Ford GT. Марафон «24 часа Ле-Мана» 2010 года стартовал! И проблемы начались на первом же круге – в боксы свернул прототип Lola AER из-за поломки коробки передач. 


А ещё через два круга закончилась гонка для Найджела Мэнселла. Чемпион мира Формулы-1 1992 года не удержал свою Ginetta-Zytek на участке между поворотами Mulsanne и Indianapolis, и на скорости порядка 200 км/ч она по касательной ударилась в отбойник (предварительно из-за прокола левой передней шины). 56-летний британец не смог самостоятельно покинуть болид, и пелотон возглавили машины безопасности. В «Ле-Мане» их используют несколько, чтобы остальным не пришлось сломя голову догонять лидеров на длинной трассе. К счастью, с Найджелом всё в порядке. Кстати, всего в 2010-м «Ле-Мане» приняло участие аж 24 бывших пилота Формулы-1!


Заминка оказалась на пользу Peugeot – от французских машин экипажи Audi отрезал как раз «сэйфти-кар», поэтому по итогам первого часа (а проехать успели лишь 13 кругов) отрыв «львов» от «клыкастых» прототипов Audi составлял минуту! А к концу второго часа это преимущество увеличилось уже до полутора. Казалось, что судьба победы решена…

Возвращение BMW Motorsport в Ле-Ман триумфальным пока назвать сложно. «Арт-кар» под номером «77» сошёл, а Йорг Мюллер, Аугусто Фарфус и Уве Альцен довели вторую «Эмку» к финишу лишь на 19- м месте в абсолюте и на шестом в классе

Но на третьем часу «Ле-Ман» напомнил, что это гонка на выносливость. Точнее, пока слегка намекнул. 908 HDi под номером «3» свернул в боксы. И оттуда уже не выехал – поломка крепления подвески к монококу. Экипаж, выигравший квалификацию, продержался на трассе лишь 38 кругов. Обидный сход и первая ничья в споре с Audi. 3-3.

Пришлось понервничать и Вольфгангу Ульриху, главе Audi Sport. На 70-м круге Том Кристенсен (восьмикратный победитель «Ле-Мана»!) в связке Porsche догнал медленно едущий с проколом колеса «арт-кар» BMW M3 GT2. Как ни странно, но опытный марафонец и трёхкратный чемпион WTCC Энди Приоль не поняли друг друга, и в результате R15+ TDI застряла в гравийной ловушке! Машину, конечно, вытащили, но Кристенсен в этом эпизоде потерял почти пять минут и откатился седьмое место, пропустив вперёд одну Lola Aston Martin.


Потом всё утихло. Мы сходили на картодром имени Алена Проста, с удивлением обнаружив, что там не работает электронный хронометраж, а карты через одного находятся в упадочном состоянии, а чуть позже затыкали уши от рёва проносящихся машин, стоя в двух метрах от стартовой прямой. И, в общем, рассчитывали, что падёж в стане лидеров на этом закончился. 


Но как только стемнело, Peugeot номер «1» заехал на ремонт! Замена стартера заняла три круга. На выезде – печальное седьмое место. А к 2 часам ночи картина была уже следующая – впереди два Peugeot, в круге отставания – две Audi. Чтобы не пропустить утренние события, я решил вздремнуть, проклиная в глубине души слишком громкие Корветы и единственный оставшийся к тому моменту Ford GT. Женский экипаж сошёл днём – загорелся двигатель, а ещё один Ford проехал всего 26 кругов.


В семь утра разбудило SMS: «Не везёт Peugeot в этом году!». Вскакиваю и бегу в пресс-центр. Оказалось, что ночью четыре круга потерял «частный» 908 HDi из-за замены приводного вала, но главное случилось утром – испустил дух двигатель лидирующего в гонке экипажа! До финиша оставалось восемь часов. Что творилось в боксах Peugeot, словами не описать. В паддоке я столкнулся с Алексом Вурцом (победителем прошлогоднего «Ле-Мана»!), так на обычно позитивном австрийце лица не было. Кстати, кроссовки у Вурца теперь одного цвета (в своих первых сезонах в Формуле-1 он ездил в разных). 3-2 в пользу Audi.

Огоньки на борту машины сделаны для удобства зрителей. Три горящих лампы означают третье место в классе, две – второе, а единственная, соответственно, указывает на лидера

Шокированному Оливье Кенелю, шефу спортивных программ концерна PSA, ничего не оставалось делать, кроме как пойти ва-банк и дать команду единственному оставшемуся в гонке заводскому Peugeot: «Фас!». И началось. Энтони Дэвидсон, дебютант команды и бывший пилот Формулы-1, прекрасно освоился за рулём дизельного Peugeot в этом сезоне и принялся штамповать быстрейшие круги, зародив надежду в штабе французов. 

Иной раз британец вёз Audi по пять секунд с круга. Правда, его прорыв дорого стоил коллективу Люка Альфана – пропуская Дэвидсона на круг, Эммануэль Коллар не удержал свой Corvette и крепко приложился задней частью машины об отбойник. А это был лидер в классе GT2! И хотя Коллару удалось добраться до боксов, ремонт занял много времени, а позже Corvette под номером «64» и вовсе сошёл.

В длинных гонка даже такие повреждения отнюдь не означают финиш у разбитого корыта. Corvette починили и выпустили на трассу. Правда, позже он сошёл из-за отказа двигателя – в аварии пострадала система охлаждения

Гонка за лидером набирала обороты. Дэвидсон мчался, как сумасшедший. Сменивший его Алекс Вурц, смог поддержать темп напарника по команде. И вот уже Peugeot под номером «1» вернулся в круг с лидером, вот Вурц уже видит перед собой Audi, занимающую второе место, вот их разделяют всего несколько секунд… Казалось бы, хоть «серебро» Peugeot да возьмёт. Но за 2 часа и 15 минут до финиша всё было кончено – за быстрым «львом» появилась дымовая завеса. Сход! И снова двигатель! Немая сцена… 3-1.

Подкинул работёнки своим механикам и Джанкарло Физикелла, бывший пилот Формулы-1, а ныне «тестер» Ferrari. Итальянец выступал вместе с Жаном Алези и Тони Виландером, но утром ошибся на торможении перед поворотом Indianapolis и уехал прямо в стопку покрышек. Впрочем, даже несмотря на долгий ремонт, экипажу удалось финишировать четвёртыми в классе

Но Фортуне и этого было мало. 3:19.241 – лучшее время гонки, установленное Вурцом в безнадёжной погоне на 339-м круге. Круг 369-й, Peugeot команды Oreca – 3:19.074! Быстрее заводских прототипов и аж на 2,5 секунды быстрее лучшего из Audi. До финиша оставалось меньше 30 кругов. Но спустя всего 13 минут – «контрольный в голову». Последний Peugeot на трассе точно так же сошёл из-за поломки двигателя! Это разгром со счётом 3-0. Юг де Шонак, шеф команды Oreca, не смог сдержать слёз.

А вот эта ошибка оказалась фатальной для прототипа Lola Aston Martin. До финиша оставалось 4,5 часа...

Дальше оставалось только наблюдать за триумфом Audi. Все три R15+ TDI добрались до финиша на первых трёх местах. Как тут не вспомнить известную поговорку: «Чтобы приехать первым, надо сначала доехать». Именно проблемы с надёжностью стали отличительной чертой этого «Ле-Мана». Последние шесть сходов – на счету топовой категории LMP1! Причём четвёртое вакантное место после трёх Audi сначала занял прототип Lola-Aston Martin. Но лишь для того, чтобы через… 22 минуты сойти из-за отказа двигателя! В итоговый протокол вошли лишь 27 экипажей из 55 стартовавших. 

 


А для Audi эта победа стала уже девятой в Ле-Мане с 2000 года! Столько же побед у Ferrari и лишь Porsche недосягаем со своими 16-ю. Хотя, такими темпами «четыре кольца» вполне способны замахнуться и на рекорд. Тем более, что другой рекорд они уже побили – за сутки Майк Рокенфеллер, Тимо Бернхард и Ромэн Дюма не только выиграли свой первый в карьере «Ле-Ман», но и проехали 5410,713 км. А значит, результат 1971 года пал.


В классе LMP2 ожидаемо выиграл прототип HPD ARX.01 номер «42» под управлением Ника Левентиса, Дэнни Уоттса и Джонни Кейна, причём он добрался аж до пятого места в абсолюте! В немногочисленной категории GT1 (доехало всего три машины) надёжнее всех оказался Saleen S7R (Габриэль Гардель/Роланд Бервилль/Жюльен Каналь). Ну а в GT2 победе радовались Марк Либ, Ричард Литц и Вольф Хенцлер на Porsche 911 GT3 RSR.

Буквально сразу после аварий Физикеллы и Lola с номером «008» в связке последних поворотов перестарался и лидирующий в классе GT1 пилот Saleen S7R. Но ничего страшного не произошло – машину вытащили из гравия, и экипаж смог продолжить гонку

После финиша в Audi раскрыли секрет – в двигателях R15+ TDI впервые для «ле-мановских» дизельных машин были установлены турбины с изменяемой геометрией крыльчатки. Но вряд ли это сыграло ключевую роль в успехе немцев – скорее всего, они просто сделали оправданную ставку на надёжность, а новые турбокомпрессоры позволили не потерять мощность из-за уменьшенного рестриктора (в прошлом году на Peugeot и Audi стояли одинаковые турбины Garrett TR30R). Но следующий «Ле-Ман» будет интереснее – у марафона меняется технический регламент. И если в плане шасси метаморфозы минимальны, то в плане моторов правила перекроят основательно. Рабочий объём дизелей сократят с 5,5 до 3,7 литров и разрешат использование систем рекуперации и даже гибридных силовых установок.


Не зря же перед гонкой зрители наблюдали за коротеньким, длиной в один круг, заездом «Ле-Мана будущего» – по треку проехали гибридный Porsche 911 GT3 R Hybrid (который едва не выиграл «24 часа Нюрбургринга» в этом году!), электромобиль Audi e-Tron, Ferrari 599XX HPDC, а также машины на водородном топливе. У французов есть уже фактический готовый гибридный прототип Peugeot 908 HY, активно обкатывает подобные технологии и Audi (пусть и в шкуре Porsche). 


Так что в 2011-м Peugeot и Audi с закрытым купе R18, которое придёт на смену баркетте R15+ TDI, будут бороться по новым правилам. И ведь ещё не так давно дизель был новинкой в автогонках, а теперь к нему усиленно «прикручивают» высокие технологии. Что ж, остаётся лишь пожелать, чтобы интрига в гонке всё-таки свелась ещё и к скорости машин, а не только к соревнованию, у кого турбина крепче.

Результаты гонки «24 часа Ле-Мана»:МестоМашинаКлассЭкипажКруги1Audi R15+ TDILMP1Бернхард/Дюма/Рокенфеллер3972Audi R15+ TDILMP1Фасслер/Лоттерер/Трелюйе3963Audi R15+ TDILMP1Капелло/Кристенсен/МакНиш3944Oreca 01-AIMLMP1Айяри/Андрэ/Мэйрик3695 (1)HPD ARX.01LMP2Левентис/Уоттс/Кейн3676Lola Aston MartinLMP1Прима/Фернандес/Мюкке3657 (2)Pescarolo-JuddLMP2Хароуз/Лайе/Моро3618 (3)Lola HPD CoupeLMP2Ньютон/Эрдуш/Уоллес358

…11 (1)

Porsche 911 GT3 RSRLMGT2Либ/Литч/Хенцлер338

…12 (2)

Ferrari F430 GTLMGT2Фарнбахер/Симонсен/Кин336

…13 (1)

Saleen S7RLMGT1Бервиль/Каналь/Гардель331

…14 (3)

Porsche 911 GT3 RSRLMGT1Хольцер/Вестбрук/Шайдер327

…15 (2)

Chevrolet Corvette C6.RLMGT1Поликан/Грегуар/Харт327

…22 (3)

Aston Martin DBR9LMGT2Энге/Кокс/Найгард311

В скобках указана позиция в классе

Peugeot 3008

От Парижа до Ле-Мана – около 200 километров, так что без автомобиля обойтись проблематично. Нашим верным помощником в те дни оказался Peugeot 3008. Машина была предоставлена не случайно – в этом году «3008-й» дебютирует на российском рынке. Значит, можно остановиться на нёй немного подробнее.


Однозначно классифицировать Peugeot 3008 не удастся. Для хэтчбека он слишком большой, обыкновенным компактвэном его не даёт назвать приличный клиренс и грубоватый, «внедорожный» облик. В общем, завис где-то между классов. Да и дизайн, мягко говоря, на любителя. Хотя, во Франции таких любителей много – «3008-х» там колесит уже достаточно много.


Зато что в 3008 несомненно удалось – так это интерьер. Он просто на порядок превосходит доставшееся по наследству от Mitsubishi скромное убранство «4007-го»! И архитектурой, как бы это странно ни звучало в свете «ле-мановских» событий, напоминает о машинах Audi. Да и материалы весьма добротные – нам машина досталась в дорогом исполнении Feline. 


Панорамная крыша, ксеноновые фары, кожаный салон (включая переднюю панель и обшивки дверей), система проецирования показаний приборов на экран перед лобовым стеклом, «навигация», 18-дюймовые диски, топовая музыка JBL и 156-сильный бензиновый турбомотор объёмом 1,6 литра – неплохой набор.


Сначала мы довольно скептически отнеслись к возможностям двигателя, но стоило сесть за руль, как сомнения развеялись. Динамики вполне хватает и при полной загрузке машины, да и на автобане недостатка скорости не ощущалось. К тому же, внутри тихо, что скрадывает ощущение скорости. В итоге мы пополнили казну местной жандармерии на 90 евро – коллега увлёкся и превысил разрешённые 130 км/ч ещё на «тридцатку». Хотя местные там шпарили с такой же скоростью. Видимо, у них «проездной». Позже я заглянул в паспортные данные: 8,9 секунд до «сотни» и 202 км/ч максимальной скорости. А средний расход за всю поездку составил 9 л/100 км. Неплохо для мотора, удовлетворяющего требованиям Euro-5!


Конечно, есть и некоторые изъяны. Ручка механической шестиступенчатой КПП отнюдь не блещет короткими ходами, хотелось бы покрупнее боковые зеркала. А на 18-дюймовых колёсах Peugeot 3008 довольно жёстко проходит неровности с острыми краями – стыки, мелкие ямки. Но по комфорту «3008-й» всё равно превосходит сводного брата 4007. 


Peugeot 3008 дебютирует на нашем рынке на Московском автосалоне уже в августе. Правда, пока нет никакой информации ни о том, когда начнутся продажи, ни о примерных ценах (во Франции 3008 стоит от 21 650 евро). Известно только, что дизельных версий в России не будет. Значит выбор сведётся либо к атмосферному 120-сильному двигателю объёмом 1,6 литра, либо к турбированной «четвёрке» того же объёма и мощностью 156 л.с. А вот привод – только передний.

Вадим Гагарин
Фото автора

 






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.