Выход Украины на европейский авторынок отложен в «долгий ящик» - Автомобильный справочник





Выход Украины на европейский авторынок отложен в «долгий ящик»

 

В Киеве на XV саммите Украина-ЕС завершились переговоры по соглашению об ассоциации (СА).

Как и ожидалось, в документе не зафиксирована европейская перспектива страны. Пресс-конференция с участием президентов показала расхождение позиций Киева и Брюсселя в сфере энергетики, кроме того, Евросоюз подтвердил свою обеспокоенность политической ситуацией в Украине. Тем не менее, саммит можно считать успешным - украинские дипломаты добились максимально возможного в нынешней ситуации. Стороны согласовали договор об упрощении визового режима, ЕС пообещал парафировать СА без привязки к состоянию демократии в стране, а президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу допустил более тесную интеграцию Украины и ЕС в будущем.

Как информирует , о том, что юбилейный XV cаммит Украина-ЕС станет знаковым в истории взаимоотношений Киева и Брюсселя, украинские власти заявляли на протяжении последних двух лет. Первоначально в администрации президента (АП) и правительстве прогнозировали, что на саммите будет подписано соглашение об ассоциации. Затем, когда стала очевидна нереальность выполнения этой задачи, речь уже шла о парафировании договора. Однако и этого добиться не удалось - на вчерашний день текст СА не был согласован техническими службами обеих сторон, к тому же президентам оставалось одобрить решение относительно фиксации в документе перспективы членства, на которой официально настаивал Киев.

Перед началом саммита президент Виктор Янукович встретился в АП со своими европейскими коллегами - президентом Европейского совета Херманом ван Ромпеем и президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. На встречу отводилось 40 минут, но график оказался безнадежно сорван - лидеры провели за закрытыми дверями на два часа дольше. «Мы не знаем, о чем они говорили, ведь все их решения были подготовлены заранее, а в итоговое заявление оказались внесены лишь небольшие правки. Очевидно, речь шла о ситуации в Украине», - рассказал один из европейских дипломатов.

Главным итогом саммита стало официальное завершение переговоров по СА. Документ пока не обнародуется, но стал известен текст согласованных положений преамбулы. Как и предполагали ранее эксперты, пункт о перспективе членства Украины в договоре отсутствует. Нет в нем и упоминания о 49-й статье Европейского договора, предусматривающей право европейских государств подавать заявку на членство в ЕС - эта формулировка рассматривалась Киевом как одна из компромиссных. «Единственное, на что мы согласились - это упоминание о европейской идентичности Украины. Но и эта фраза записана не в той редакции, на которой настаивал Киев, и не может расцениваться как указание на европейскую перспективу», - рассказал высокопоставленный европейский дипломат. По имеющейся информации, данный пункт гласит, что ЕС «принимает к сведению» информацию о европейской идентичности Украины - на большее страны-члены ЕС пока не согласны.

Между тем четкая декларация перспективы членства прозвучала в заявлении украинской стороны по итогам переговоров. «Украина исходит из того, что каждое европейское государство может претендовать на полноценное членство в ЕС», - заявил Виктор Янукович. Следует отметить, что вне рамок саммита господин Баррозу также позволил себе намекнуть на будущее Киева в ЕС. «Да, мы будем вместе... Мы считаем, что Украина является членом европейской семьи», - заявил он на встрече с представителями общественных организаций.

В вопросах, не связанных с текстом СА, Украина достигла безусловного успеха. Лидеры ЕС впервые признали, что намерены парафировать договор без оглядки на проблемы с демократией в стране, в то время как до недавнего времени даже эта процедура была под вопросом. «Мы готовы парафировать соглашение, как только будет завершена техническая работа... Мы хотели бы подписать его как можно скорее, но этот шаг зависит от политических обстоятельств», - заявил Херман ван Ромпей. Вчера первый вице-премьер Андрей Клюев сообщил, что на техническую доработку текста СА потребуется «месяц-полтора». Впрочем, не все участники украинской переговорной команды разделяют этот прогноз. «Возможно, парафирование удастся провести только в марте», - поделился источник.

Еще одним достижением Киева стало неофициальное согласие брюссельских чиновников обнародовать договор сразу после парафирования, в обход традиционных правил конфиденциальности международных договоров. С просьбой об обнародовании соглашения ранее выступали представители украинских экспертных организаций.

По итогам саммита Виктор Янукович объявил еще об одном достижении - Киев договорился о смягчении визового режима для въезда украинцев в страны Евросоюза. «Хочу поприветствовать внесение изменений в действующее соглашение о либерализации визового режима», - сказал президент. В переговорных группах поспешили уточнить, что глава государства несколько опередил события: вчера были согласованы ключевые политические положения нового договора, но сам его текст пока не готов к подписанию. «Соглашение о визовой либерализации будет заключено очень скоро - думаю, в начале января», - заявил один из европейских дипломатов.

Данный договор должен существенно повысить класс шенгенских виз, выдаваемых украинцам. Так, в действующем соглашении между Украиной и Евросоюзом декларируется, что гражданам, часто посещающим страны ЕС, должны выдаваться многократные визы сроком «до года», а для отдельных категорий – «до пяти лет». Сейчас многие европейские консульства пользуются нечеткостью формулировки и выдают мультивизы на короткий срок - на месяц, а то и на несколько дней, тем самым вынуждая украинцев вновь обращаться за визой перед каждой следующей поездкой. В новом договоре определения сроков будут уточнены, и появятся слова «год» и «пять лет» соответственно.

Увеличится также количество бесплатных виз, выдаваемых странами ЕС. От визового сбора будут освобождены представители негосударственных структур, любых профессиональных объединений и религиозных организаций. «Пятилетние визы - это практически безвизовый режим. К тому же большинство граждан при желании смогут доказать, что являются членами того или иного профобъединения или религиозной общины и не платить за визу», - заявлял ранее, обсуждая с журналистами переговоры с ЕС по данному вопросу, глава департамента консульской службы МИДа Андрей Олефиров.
В ходе переговоров украинская сторона требовала от ЕС также отменить оплату стоимости услуг визовых центров - коммерческих посредников при консульствах - для малообеспеченных граждан, например пенсионеров. Этого добиться не удалось, признал высокопоставленный украинский дипломат: «Европейские партнеры пояснили нам, что это очень трудно реализовать. Но мы договорились о другом улучшении: ЕС отменяет оплату за срочность оформления визы (в ряде консульств оплачивается по двойному тарифу)».

Следует отметить, что вышеописанные изменения не вступят в силу сразу после подписания изменений в соглашение о либерализации визового режима, поскольку согласованный договор предстоит ратифицировать парламентам стран—членов ЕС. Как правило, этот процесс занимает около двух лет.
Из других тем, обсуждавшихся на саммите, необходимо выделить энергетику. Еще до визита в Киев Херман ван Ромпей заявил об обеспокоенности Брюсселя по данному вопросу. Ранее в ходе газовых переговоров Москва потребовала, чтобы Киев вышел из договора о европейском энергетическом сообществе. Вчера Виктор Янукович ушел от прямого ответа на вопрос журналистов о возможности такого сценария, но отметил, что Киев пока недоволен результатами своего вступления в эту организацию. «Присоединяясь, мы приняли условия, предусмотренные сообществом. Но, к сожалению, со стороны сообщества эти условия нарушаются, и это происходит не в интересах Украины. Пример - строительство «Южного потока» и подземных хранилищ газа на территории Сербии. Значение украинской ГТС девальвируется», - возмутился президент.

Представители ЕС воздержались от реакции на это замечание. Господин Баррозу отметил лишь, что «ожидает от Украины соблюдения обязательств». Между тем стали известны подробности переговоров Киева и Брюсселя по данному вопросу. «Украина дала понять, что хотела бы отказаться от имплементации третьего энергопакета, невыгодного России, который требует разделения производителей энергоносителей и компаний, занимающихся транзитом. Но дискуссия по этому вопросу продолжается. Мы говорим: если вы интегрируетесь в европейский рынок, то рано или поздно должны принять все наши правила, - рассказал европейский дипломат, участвовавший во вчерашних переговорах. - Впрочем, нас заверили, что полного отказа от членства в сообществе не будет».

Что касается автомобильного рынка, то украинцы лишились возможности покупать авто без пошлин. Как уже сообщал в интервью AUTO-Consulting участник переговорного процесса Правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции Валерий Тезиевич Пятницкий, Соглашение с ЕС, в переговорах, о заключении которого участвовал Пятницкий, предусматривает постепенное снижение нынешней 10% пошлины до 0%. Это должно было произойти постепенно, в течение 10 лет. Каждый год минус 1%. Если, к примеру, соглашение вступило бы в силу с 2012 года, то к 2022-му пошлина на автомобили из ЕС была бы 0%.

Параллельно, с того дня, когда данное соглашение вступило бы в силу, не облагался бы пошлиной экспорт украинских автомобилей в страны ЕС. Через 10 лет пошлина на автомобили из ЕС достигла бы 0%, соглашением был предусмотрен дополнительный 5-летний период. В течение 3 лет будет действовать такая же схема защиты украинского рынка, а 2 года Украина сможет повышать пошлину на основании оценки ущерба, нанесенного национальному автопрому. Будет ущерб – пошлину повысят. Если нет – нет. (Формула 10+3+2).

Кроме того, соглашение о зоне свободной торговли с ЕС предусматривало и адекватное снижение пошлин на украинские товары. Украинские автозаводы (на сегодня их уже три) имели бы возможность поставлять в страны ЕС без пошлин автомобили. Понятно, что нынешние модели в ЕС не пустили по техническим причинам, несоответствия нормам Евро и т.п. Но автозаводы «ЗАЗ», «Богдан» и «Еврокар» могли бы заинтересовать тех производителей, которые стремятся на рынки ЕС, организовать производство своих моделей в Украине. А значит, Украина бы получила технологии и рабочие места.
Это могло быть как совместное производство, так и контрактная сборка, когда все права на выпущенную продукцию были бы у заказчика такого производства.

Европейский рынок – второй в мире по величине, наверняка заинтересовал бы потенциальных партнеров, и как знать, возможно, Украина бы отыграла проигрыш России в привлечении автомобильных инвесторов на свою территорию.

По крайней мере, у наших автозаводов был бы шанс выйти на европейский авторынок – там ведь тоже есть спрос на недорогие авто. Тот же «АвтоВАЗ» продавал и продает в ЕС свои автомобили. Теперь этого шанса уже нет.

Также уже неоднократно поднималась тема полностью проигранной борьбы за привлечение автомобильных инвесторов для строительства автозаводов в Украине. Единственный инвестор, который пришел к нам с инвестициями за 20 лет – бала южнокорейская Daewoo, которая инвестировала в СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» раньше, чем первый доллар был вложен в Россию. Но по прошествии 20 лет можно констатировать, что инвестиционную борьбу Украина полностью проиграла России, куда устремились почти все активные автомобильные автокомпании. Более того, мы уже покупаем автомобили Hyundai, Kia, Renault, Volkswagen, выпущенные на новейших автозаводах в России, а скоро будем приобретать и Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Ford, Nissan, Toyota и т.д. В ответ украинские власти бросились догонять уезжающий поезд, стараясь привлечь Hyundai, который испытывает недостаток в производственных мощностях в Европе, но опять упустила свой шанс.

Обидно, что Украина проиграла не только мощному соседу – России, но и таким странам, как Словакия, Венгрия, Чехия, Румыния и даже Болгария. Там или уже созданы автозаводы, или они в стадии завершения. В этих странах очень небольшие собственные рынка, а решение о строительстве там своих производств было принято из-за возможности поставлять авто без пошлин в страны ЕС.

А теперь представим, какой шанс был бы у Украины привлечь инвесторов для строительства автозавода, ориентированного на рынок ЕС, если было бы подписано соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. При прагматичном подходе, Украина могла бы наверстать упущенное, к тому же обладая собственным большим рынком (Украина в 2008 году была на 7-ом месте среди европейских стран по объему авторынка), а также возможностью торговать со странами СНГ, Украина была бы самой привлекательной территорией в Европе, для размещения автозаводов и производителей комплектующих. Увы, этот шанс также упущен. И это был шанс остаться в числе прогрессивных развитых стран с современным автопроизводством.

А взамен Украина получила крайне невыгодную для нас зону свободной торговли стран СНГ, где пошлины могут быть введены в любой момент, и все будет решаться в чужих судах. Эта зона сделала из Украины рынок сбыта для автомобилей, произведенных в России и даст нам маленький шанс поставлять авто в Россию, но до определенного момента.

Еще немного, и украинцы будут ездить за подержанными авто не в Европу, а в Россию.






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.