BMW: От моторов к суперкарам

75 лет назад на автомобильном небосклоне зажглась звезда по имени BMW

В 1928 году правление компании BMW, ранее специализировавшейся на выпуске авиамоторов, приняло решение о лицензионном производстве автомобилей. Выбор пал на выпускавшийся в Айзенахе автомобиль малого класса Dixi 3/15 PS. Он же, в свою очередь, тоже был лицензионным изделием, в точности повторявшим производившийся в Англии с 1922 года Austin Seven.

Прежде чем изображение кентавра с развевающейся гривой сменила бело-голубая эмблема, машина получила цельнометаллический кузов, изготовленный молодой берлинской компанией Ambi-Budd. На ее территории и организовали производство. Уже в марте 1929 года первые BMW 3/15 PS выехали из ворот завода.

9 июля 1929 года в новом торговом центре BMW в Берлине был выставлен автомобиль малого класса с обозначением 3/15 PS. Двухдверный кузов машины – впервые в классе – полностью был выполнен из листовой стали. «Малыш» приводился в движение четырехцилиндровым двигателем (750 см куб./15 л. с.) с жидкостным охлаждением. Штампованная рама также была стальной.

Помимо надежности, автомобиль привлекал покупателей экономичностью (6 л на 100 км) и ценой (2200 рейхсмарок). BMW был существенно дешевле, чем аналогичный автомобиль Hanomag, и соответствовал уровню тогдашнего бестселлера Opel – Laubfrosch.

Спустя некоторое время был налажен выпуск туристского варианта Tourer, правда, его кузов имел традиционную деревометаллическую конструкцию с обивкой из искусственной кожи. До весны 1930 года BMW расширила свою гамму двухместной спортивной моделью, двух- и четырехместным кабриолетами, а также автомобилем для перевозки мелких партий товаров.

Успешный дебют поддержали и спортивные достижения: BMW побеждает в Международном Альпийском пробеге 1929 года, пятидневный маршрут которого проходил через горные перевалы.

До весны 1932 года в общей сложности было выпущено 16000 маленьких BMW Dixi.

Первый настоящий BMW

А в 1932 году свет увидела первая самостоятельная разработка BMW. Модель 3/20 PS предлагалась в трех вариантах исполнения: с закрытым двухдверным кузовом, в туристской версии и с кузовом четырехместный кабриолет. Новый автомобиль не имел почти ничего общего с Dixi: рама из труб, независимая передняя и задняя маятниковая подвески создавали ощущение езды на большом автомобиле, а новый мотор (782 см куб./ 20 л. с.) работал заметно тише, чем его английский предшественник.

Первая «шестерка»

В 1933 году появился новый BMW 303, на который был впервые установлен шестицилиндровый двигатель BMW. Именно на этом авто появилась решетка радиатора с характерной формой «ноздрей». Новый рядный двигатель (1,2 л/30 л. с.) разгонял четырехместную машину до 90 км/ч. Позже объем мотора увеличили до 1,5, а затем до 1,9 л, а его мощность выросла до 45 л. с. В результате на свет появился BMW 319 длиной 3,9 м. У него уже были автоматические жалюзи радиатора и телескопические гидравлические амортизаторы.

326 – бестселлер

15 февраля 1936 года на выставке в Берлине дебютировала модель BMW 326. Среди ее конструктивных особенностей – низкая рама с торсионной задней подвеской, смещенная вниз поперечная листовая рессора переднего моста, гидравлическая тормозная система и закрытое запасное колесо, размещенное горизонтально. Эта модель предлагалась в трех вариантах: седан, двух- и четырехдверный кабриолет. Шестицилиндровый 2,0-литровый двигатель с двумя карбюраторами выдавал 50 л. с. Максимальная скорость «326-го» достигала 115 км/ч. Этот автомобиль стал самой продаваемой собственной моделью BMW довоенного времени – ее счастливыми владельцами стали 16000 покупателей.

328 – спортивная легенда

14 июня 1936 года на трассе Нюрбургринг дебютировал BMW 328 с 2,0-литровым 80-сильным мотором. Автомобиль победил в 141 из 172 национальных и международных гонок, в которых баварцы участвовали до 1940 года, в том числе в легендарной Mille Miglia 1940 года, где BMW одержала общую победу и завоевала командный приз. «328-й» со специальным кузовом родстэр фирмы Carrozzeria Touring из Милана преодолел 1000 миль со средней скоростью 166,7 км/ч. Алюминиевый кузов крепился на несущий трубчатый каркас, благодаря чему его вес составлял всего 780 кг. Максимальная скорость достигала 220 км/ч. С апреля 1936 по сентябрь 1939 года было собрано 464 экземпляра BMW 328.

Надежный и мощный

К концу 30-х годов компания BMW стала одним из самых авторитетных производителей в Германии. Клиентам предлагалась широкая гамма моделей. В программе BMW отсутствовал лишь большой представительский седан.

В 1939 году на рынке появился BMW 335 – версия «326-го» с удлиненной базой и новым шестицилиндровым 3,5-литровым двигателем. Мотор выдавал 90 л. с., достаточных для разгона до 145 км/ч. Стабилизаторы теперь располагались вдоль заднего неразрезного моста, 4-ступенчатая КПП впервые была полностью синхронизирована.

Военные годы

С 1939 по 1945 год компания производила легковые автомобили для нужд вермахта. Учитывая дефицит металла и комплектующих, на базе существовавших моделей выпускались упрощенные унифицированные версии. Кроме того, компания сконцентрировала свои усилия на производстве тяжелых мотоциклов с коляской BMW R62.

«Ангел барокко»

В результате передела послевоенной Германии компания лишилась производственных площадей в Айзенахе, которые оказались в советской зоне. Возобновление производства BMW далось с трудом – новая модель была подготовлена лишь к 1951 году. При создании BMW 501, или «Ангела барокко», как его прозвали за плавные формы, применялось множество интересных технических решений. Так, четырехступенчатая полностью синхронизированная КПП соединялась с двигателем коротким карданным валом. Шестицилиндровый агрегат мощностью 65 л. с. (модифицированная версия мотора BMW 326) отличался образцовой плавностью работы. Три года спустя на Женевском автосалоне 1954 года дебютировал BMW 502, на котором впервые в послевоенной Германии был установлен 8-цилиндровый двигатель.

Баварская «итальянка»

Для подавляющего большинства покупателей автомобили BMW стали недоступны, и правление компании решило включить в производственную программу машину особо малого класса. В поисках микролитражки, которая подошла бы для производства по лицензии в Мюнхене, инженеры BMW направились на автомобильные выставки. В Турине они увидели авангардную Isetta фирмы Iso из Милана. Это был очень необычный автомобиль – со смещенным относительно продольной оси двухтактным двигателем центральной компоновки и узкой задней колеей. Особенно оригинальной была передняя дверца, открывавшаяся вместе с рулевым колесом и приборным щитком. Весной 1955 года была представлена первая BMW Isetta. Многие элементы итальянского оригинала были модифицированы и усовершенствованы. Новые фары и крышка моторного отсека изменили кузов. Мотоциклетный двигатель BMW (250 см куб./12 л. с.) обеспечивал максимальную скорость чуть более 80 км/ч.

Если в Италии Iso Isetta почти не пользовались спросом, то в Германии в наиболее успешном для модели 1957 году было продано почти 40000 этих машин. В это же время появился более мощный вариант авто (300 см куб./ 13 л. с.) с модернизированным кузовом, а также кабриолет и даже микролитражный коммерческий автомобиль.

Элегантный спортсмен

Когда граф фон Гертц в 1955 году в Нью-Йорке сдернул покрывало со своего творения – открытой спортивной двухместной машины, он не просто представил BMW 507, а установил новые стандарты в автомобильном дизайне. Протянувшиеся по всей длине боковые линии, элегантно изогнутый кузов и бесконечно длинный капот определили дизайн автомобиля-мечты. Чуть позже это двухместное авто, созданное на базе BMW 502 с двигателем V8, произвело сенсацию на автосалоне во Франкфурте. Однако в серию оно пошло не сразу. Лишь в 1956 году был готов 150-сильный вариант облегченного двигателя V8, и в ноябре того же года первая машина отправилась владельцу.

За 26500 DM плюс 1000 DM, если заказывалась жесткая съемная крыша, клиент получал просторный спортивный автомобиль, способный разгоняться до 220 км/ч. Кстати, его кузов и по сей день считается одним из красивейших кузовов всех времен. Среди владельцев «507-го» много известных людей, в том числе король рок-н-ролла Элвис Пресли. До 1959 года было выпущено 253 родстэра 507, из которых 251 – с серийными кузовами. На два шасси были установлены кузова Loewy и Michelotti.

Средний класс

В середине 50-х начались разработки модели среднего класса, и в 1961 году дебютировал BMW 1500 с рядной «четверкой» под капотом (1,5 л/ 80 л. с.), разгонявшей машину до 150 км/ч. А уже через год после начала производства этого авто на рынке появилась родственная модель BMW 1800 (1,8 л/90 л. с.). В 1964 и 1966 годах линейка компании пополнилась соответственно BMW 1600 и 2000. В 1965 году в гамме появились купе 2000 C и CS.

Представленный в 1966 году двухдверный седан BMW 1600-2 отличался низкой крышей, более плоским ветровым стеклом, круглыми фарами и новыми задними фонарями. В техническом отношении новинка во многом напоминала четырехдверную модель 1600, которую она сменила. Мотор (1,6 л/ 85 л. с.) за 13 с разгонял машину весом 940 кг до 100 км/ч. Благодаря максимальной скорости 166 км/ч BMW 1600-2 считался одним из самых скоростных серийных автомобилей тех лет.

А в 1969-м публике была представлена передовая модель нового класса BMW 2000 ti, которая впервые в истории марки оснащалась системой впрыска топлива.

Ступеньку выше занимала модель 2002 стоимостью 9250 марок. Под ее капотом располагался мотор 2,0 л (100 л. с.), а «максималка» составляла 170 км/ч.

В 1973 году фурор произвела модель 2002 turbo, мотор которой развивал 170 л. с. Это был первый немецкий серийный автомобиль, оборудованный турбонагнетателем. Топ-модель серии 2002 разгонялась до 210 км/ч.

И снова шесть

В 1968 году, после грандиозного успеха семейств 1600 и 2002, BMW смогла наладить выпуск шестицилиндровых двигателей. На рынок больших седанов компания вернулась с моделями 2500 и 2800. Кроме того, выпускалась версия с кузовом купе. И седаны, и купе оснащались одинаковыми двигателями. Одним из технических новшеств шестицилиндровых моторов были камеры сгорания в форме трех сопряженных полусфер с выштамповкой в поршнях. Они обеспечивали более интенсивное сгорание смеси, что положительно влияло на мощность и динамику: двигатель объемом 2,5 л развивал 150 л. с., а 2,8 л – 170 л. с. BMW 2800 с легкостью преодолевал барьер в 200 км/ч, а модель 2500 развивала 190 км/ч.

5-я серия

В 1972 году BMW представила новую модель 520, получившую привычную для нас индексацию, где первая цифра означает серию автомобиля, а вторая и третья – рабочий объем двигателя. Облик первых двух показанных моделей BMW 520 и BMW 520i демонстрировал, новый фирменный стиль марки: большие стекла, низкая поясная линия и характерные сдвоенные фары.

Спустя год баварцы презентовали шестицилиндровую «пятерку» – BMW 525. Благодаря первому поколению 5-й серии, производство которого закончилось в 1982 году, BMW удалось увеличить объем продаж машин этого класса более чем в два раза, причем половина всех «пятерок» шла на экспорт.

3-я серия

Летом 1975 года на мюнхенском Олимпийском стадионе была представлена новая 3-я серия. Это был абсолютно новый автомобиль, являющийся в техническом отношении развитием серии 2002. Двухдверный кузов имел характерную клиновидную форму, что поначалу вызвало неоднозначную реакцию публики. Именно на «тройках» центральная консоль впервые была развернута в сторону водителя – черта, ставшая визитной карточкой интерьера BMW. Уже в мае 1981 года с конвейера сошла миллионная «тройка». В результате третья серия стала самой успешной моделью BMW и остается таковой и по сей день.

Большие купе

В середине 70-х годов закончилась эпоха легендарных гоночных купе BMW, и в 1976 году компания представила элегантное купе 6-й серии, которое предлагалось исключительно с шестицилиндровыми двигателями – 630 CS и 633 CSi. На долю «шестерок», которые имели длину 4,75 м и очень просторный салон, позволявший двум задним пассажирам с большим комфортом располагаться на ковшеобразных сиденьях, выпал небывалый для дорогих купе коммерческий успех: до конца производства в 1989 году было продано более 86000 таких машин.

Флагман

В 1977 году появилась первая модель 7-й серии. Седан был выполнен в новом стиле BMW, впервые примененном на купе 6-й серии, и сочетал в себе представительную внешность с массой технических инноваций. Первоначально предлагались три модели с двигателями объемом 2,8 л (170 л. с.), 3,0 л (184 л. с.) и 3,2 л (197 л. с.). Флагманом первого поколения 7-й серии стал представленный в 1980 году 745i, на который устанавливался 3,5-литровый шестицилиндровый мотор с турбонаддувом мощностью 252 л. с. Вторая и третья цифры, ранее указывавшие на рабочий объем агрегата, здесь символизировали эквивалентность безнаддувному двигателю объемом 4,5 л.

Рассказать обо всех моделях, выпускавшихся компанией BMW на протяжении 75 лет, в рамках одной статьи невозможно. Поэтому мы остановились на наиболее значимых. Более поздние модели хорошо известны и до сих пор ездят по украинским дорогам.

Сергей Иванов
Фото BMW

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.