BMW: Сначала колес было два

80 лет назад миру был представлен первый мотоцикл марки BMW.

Знаменитый BMW появился на свет в 1916 году, в самый разгар Первой мировой войны, после слияния предприятия по производству бипланов и завода авиамоторов. Основной его продукцией, как несложно догадаться, стали авиационные комплектующие, в частности, многоцилиндровые двигатели. Отсюда и знаменитая эмблема фирмы – стилизованный вращающийся пропеллер. Дела нового завода благодаря военным заказам шли успешно. И кто знает, каких бы высот достигли «баварские моторы», если бы не поражение Германии в Первой мировой. Согласно Версальскому договору немецким фирмам было запрещено производить самолеты и двигатели к ним. BMW в спешном порядке требовалось переориентировать производство. В начале 20-х завод подрядился собирать моторы для мотоциклов Victoria, BFW, Flink, Helios плюс на свой страх и риск выпускал мощные верхневальные двигатели для грузовиков и автобусов. Продажи указанных мотоциклов, несмотря на отсутствие претензий к баварским двигателям, шли ни шатко ни валко. И в 1926-м руководство BMW приняло решение о создании собственного «моторрада» (первый 4-колесный появился два года спустя). На все про все времени отводилось рекордно мало – два месяца, но главный конструктор Максимилиан Фриц уложился в 28 дней: ведь на дворе стояла промозглая осень, а в качестве гонорара (как утверждают пресс-релизы фирмы) была выделена печка-буржуйка. В первенце, R32 (заглавное фото), была заложена концепция мотоциклов BMW, от которой фирма не отходит по сей день: 2-цилиндровый «оппозитник» и передача крутящего момента карданным валом. Причем мотор разместили поперек рамы, чтобы расположить коленвал продольно. КПП с продольно лежащими валами комбинировалась с фрикционным сцеплением. Сейчас такая компоновка стала привычной, тогда же она была открытием. Полуторалитровая нижнеклапанная «двойка», спроектированная явно с оглядкой на авиадвигатели, развивала 8,5 л. с., разгоняя 60-килограммовый мотоцикл до 90 км/ч. Производство R32 разместили на соседней BFW (Bayerische Flugzeug Werke), купленной в счет долгов за поставки все тех же моторов. Параллельно выпускались одноцилиндровые (с вертикальным, L-образным расположением «горшка») байки с тем же карданным валом. Передовая конструкция, высокое качество сборки плюс «военный» запас прочности уже тогда сделали «баварцев» одними из самых совершенных, но и дорогих мотоциклов на мировом рынке.

Дальше – больше: 1935-м BMW выпустил 745-кубовый R12. Это был первый байк с 4-скоростной КПП, телескопической передней вилкой и гидравлическими амортизаторами. Появившийся годом позже полулитровый R5 с регулируемыми передними амортизаторами задал новые стандарты управляемости и скорости в классе шоссейных аппаратов. Рама «пятерки» из гнутых труб соединялась электросваркой, что не только ускоряло процесс сборки, но и кардинально улучшало жесткость рамы на кручение. Таким образом, водители R5 могли проходить повороты со значительно большим креном, чем на других мотоциклах, без риска потерять управление.

Госзаказы

Мощные и надежные двухколесные «баварцы» пользовались уважением не только рядовых мотоциклистов, но и полиции и вермахта. И нет ничего удивительного, что предприятие, вышедшее на рынок, когда в одной Германии работало больше сотни мотофирм, в 1938-м выпустило свой 100000-й мотоцикл. В 1939 г. по заказу немецкой армии был создан R75 – 750-кубовый многоцелевой мотоцикл с приводом на заднее колесо и колесо коляски и пониженным рядом КПП, разошедшийся тиражом 19 тыс. экз. До конца войны, помимо R75, концерн выпускал всевозможное снаряжение для мотоциклов и колясок: эта модель эксплуатировались на всех фронтах, от Сахары до Кавказа.

В 1946-м году положение мотоциклетного BMW Motorrad было критическим. Заводов было всего два. Первый, мюнхенский, демонтирован в счет репараций. Второй, в Айзенахе, который в 1942-м перешел с выпуска автомобилей на R75, оказался в советской оккупационной зоне. Там была налажена сборка самого популярного среди одноцилиндровых BMW – R35. Поскольку во время войны BMW поставлял вермахту авиадвигатели и боеприпасы, всем его отделениям было запрещено что-либо выпускать с 1945 по 1948 год. Зато появилось время на восстановление производства и проектирование новой, более простой модели. Первый послевоенный BMW, показанный в 1948-м, – 250-кубовый одноцилиндровый R24 – стал символом возрождения компании из пепла: за два года было продано 12 тысяч «24-х», причем львиная их доля оснащалась коляской.

Возвращение в «высшую лигу» состоялось два года спустя с тяжелым «оппозитником» R51/2. Одновременно появился преемник R24 – одноцилиндровый R25 с пружинной подвеской заднего колеса вместо подпружиненного сиденья. Эта модель стала одной из самых популярных в истории BMW: продали 109751 экземпляр! В 1952-м на ее базе был создан 678-кубовый R68, который сейчас бы отнесли к категории спортбайков: эта модель легко разгонялась до 160 км/ч. Все было лучше некуда, но к концу 50-х Европа окончательно оправилась от военного лихолетья и потребность в мотоциклах как транспортных средствах резко снизилась. Для многих фирм, выпускавших простенькие одноцилиндровые модели, это стало концом. Баварцы пытались держаться на плаву, выпуская по лицензии итальянской ISO карликовый «кабиненроллер» Isetta c 250-кубовым мотоциклетным мотором. С 1955 по 1962 год, пока спрос на «головастиков» не сошел на нет, в Мюнхене собрали 160 тысяч «Изетт». BMW долго запрягал (новое поколение 500-, 600- и 750-кубовых «оппозитников» появилось лишь осенью 1969 года), но быстро поехал: продажи, особенно в США, буквально взлетели вверх.

500 тысяч за 50 лет

В 1973-м BMW Motorrad отметил полувековой юбилей выпуском полумиллионного мотоцикла. На вторую часть миллиона ушло почти втрое меньше времени: 18 лет. И это притом, что в Мюнхене уже никогда не производили доступных «бюджетных» моделей. Более того, кажется, только под маркой BMW можно было продать 7000 «сверхмотоциклов» К1. Эту модель, впервые показанную в 1989-м, до самого ее появления в шоу-румах расценивали не иначе как концепт-байк. Чего стоит один мотор, полностью управляемый электроникой! Не менее фантастической была и цена, равная стоимости BMW320. Сегодня баварский мотогигант – крупнейший европейский мотопроизводитель. В прошлом сезоне баварский концерн продал 92559 двухколесных BMW, в десятый раз кряду установив рекорд продаж. Все идет к тому, что в этом году он преодолеет 100-тысячный рубеж.

Суперскутер от Peugeot

В августе существенно пополнился скутерный ряд «Илты», официального дилера Peugeot в Украине. Кроме уже привычных и полюбившихся покупателям стандартных городских мотороллеров Vivacity, Trekker, Speedfight, в нее вошли также и тюнингованные модели Trekker Metal-X, Vivacity X-Race, Vivacity Universe, Speedfight X-Race. Особой «изюминкой» партии стали 100-кубовый Speedfight WRC 100 (раскрашенный под непобедимый в ралли Peugeot 206 WRC) и 50-кубовый Jet Force. Этот супер-скутер оснащен инжекторным двигателем, системой SBC, позволяющей синхронизировать одним рычагом торможение передних и задних колес, а также усиленной стальной рамой DPF, произведенной по технологии, которая применяется в гоночных мотоциклах. Средние цены на новые модели: Jet Force – около 21000 грн., Speedfight WRC 100 – 21200 грн. Trekker Metal-X – 17500 грн., Vivacity X-Race – 13800 грн., Speedfight X-Race – 16800 грн.

Мото Гран-при Чехии

В Брно лидеры чемпионата Валентино Росси и Сете Гибернау устроили фантастический спектакль, ставший лучшей рекламой этого вида спорта. Достаточно сказать, что разрыв между ними во время всей гонки не превышал 3 секунд, а на финише действующего чемпиона и его главного соперника разделили десятые доли секунды. Ставший третьим Трой Бейлисс (Ducati) отстал от «дуэлянтов» всего на полсекунды. Самый титулованный пилот чешской трассы, Макс Бьяджи, побеждавший здесь 7 раз, из-за проблем с техникой финишировал лишь пятым, оказавшись позади Карлоса Чеки – лучшего гонщика, выступавшего на «Ямахе».

Сергей Суховский
Фото BMW

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.