FIAT Uno: «Копейка» по-итальянски

Автомобильный парк неуклонно пополняется, а пропускная способность улиц остается прежней. Поэтому в крупных городах Украины все востребованнее становятся малолитражки. Сегодня мы выясним потребительские качества популярного в Европе «малыша» – Fiat Uno.

Малолитражке Fiat Uno (с итал. «uno» означает один) есть чем похвастаться – в 1983 году она была признана лучшим «Автомобилем года» в своем классе. И это неудивительно, так как машина – творение знаменитого мастера кузовных дел Джорджетто Джуджаро. Мы не ошиблись, назвав 1983 год, ведь Uno выпускается именно с этого времени. Поскольку он был очень популярным даже за пределами Италии, создатели прибегли к известному маркетинговому ходу – в 1989 году провели рестайлинг модели (см. фото). Именно об этих машинах пойдет наш рассказ.

Откуда ты, малыш?

Спрос на автомобили оказался столь высоким, что выпуск 3- и 5-дверных хэтчбеков Uno, начиная с 1989 года, был развернут не только в Италии, но и в Германии, где производились бензиновые 1,5-литровые версии, в Бразилии (1,0-литровые бензиновые и 1,7-литровые дизельные модификации) и в Аргентине, где собирались 4-дверные седаны Duna и 5-дверные универсалы Duna Weekend, предназначенные только для внутреннего рынка. Впрочем, это не помешало нескольким из них попасть в нашу страну. Более того, после прекращения в 1994 году выпуска Uno в Италии и Германии их производство до сих пор продолжается в остальных филиалах компании Fiat.

Консультировавшие нас специалисты порекомендовали при покупке автомобиля обратить внимание на характерные «больные» места кузова, наиболее подверженные коррозии: пороги, нижние части дверей, арки передних крыльев и брызговики моторного отсека. Однако польские версии, часто встречающиеся в Украине, ввиду более «свежего» возраста не требуют борьбы с «рыжей» болезнью.

Следует быть разборчивыми и при покупке кузовных деталей – сейчас предлагается широкий их выбор от новых до «бэушных». Новая запчасть по подозрительно низкой цене может оказаться, скорее всего, турецкого производства, и с ней возникнут проблемы при установке – она имеет нестандартные размеры. Поэтому лучше купить новую оригинальную деталь или запчасть от подержанной машины. К примеру, новый капот стоит $75, бампер – $50, переднее крыло – $32, фара – $87 или 60, 40, 25, 35 за «бэушные» соответственно.

Салон Uno уютный, и его никак нельзя назвать аскетичным. Внутри удобно смогут расположиться четыре человека – троим сзади будет тесновато. Вместе с тем места над головой достаточно даже для людей высокого роста. Водительское место спланировано удобно, а большая площадь остекления способствует великолепной обзорности. Пластиковые отделочные материалы качественные и не скрипят, как на российских «девятках». Из интересных особенностей упомянем электронный щиток приборов. Он устанавливался под заказ, поэтому автомобили, оснащенные им, попадаются у нас нечасто. Выглядит такой щиток стильно, хотя постоянное мелькание цифр быстро утомляет, к тому же он не слишком надежный.

Повысился расход – проверьте бак

Таким длинным списком предлагаемых агрегатов вряд ли сможет похвастаться какой-либо другой «одноклассник» – Uno оснащался 11 бензиновыми моторами мощностью от 45 до 112 л.с. и 7 дизельными – от 45 до 71 л.с. (см. табл.). Среди автомобилей, эксплуатирующихся в Украине, наиболее распространенными являются 1,0-, 1,1-, 1,4- и 1,5-литровые бензиновые и 1,3-литровая дизельная версии. По словам мотористов специализированной СТО, двигатели на машинах первых годов выпуска уже пережили капремонт. Дело в том, что их моторесурс до промежуточного ремонта составляет около 180-200 тыс. км. Если же на облюбованном экземпляре агрегат не ремонтировался, следует готовиться к предстоящим затратам – работа с запчастями около $250.

Расскажем об одном забавном факте – оказывается, бензиновый мотор объемом 0,903 л (45 л.с.) одно время устанавливался на отечественные «Таврии». У владельцев таких машин возникали проблемы с его обслуживанием: агрегат импортный и найти на него запчасти в то время было сложно. Этот двигатель – единственный, где газораспределительный механизм приводился в действие цепью. На всех остальных моторах Uno установлен ремень ГРМ, который рекомендуется менять каждые 40-50 тыс. км. Кроме того, каждые 50 тыс. км на всех двигателях необходимо регулировать тепловые зазоры клапанов (на специализированной СТО эта услуга стоит $13).

С системой охлаждения, в принципе, проблем не возникает. Лишь в 1,5-литровом бензиновом моторе может выйти из строя термостат, и тогда придется раскошелиться на $30, так как он поставляется в сборе с частью корпуса «помпы».

Карбюраторная и «инжекторная» топливные системы довольно надежны, а вот моновпрыск может доставить хлопот – со временем в нем выходит из строя потенциометр дроссельной заслонки, что сопровождается завышенными оборотами двигателя на холостом ходу и повышенным расходом топлива (работа – $15, запчасть $160). Правда, причиной большого «аппетита» у всех версий может быть и негерметичность топливного бака. Дело в том, что он металлический и, по словам специалистов, частенько ржавеет до дыр. Все двигатели отличаются небольшим расходом топлива – к примеру, 1,0-литровый 51-сильный агрегат потребляет в городском цикле менее 6 л бензина.

«Автомат» лучше не покупать

В основном все машины, эксплуатируемые в наших широтах, оснащены механическими 5-ступенчатыми КПП. От покупки автомобиля, оборудованного бесступенчатой автоматической клиноременной трансмиссией Selecta, лучше отказаться – как правило, ремни и шкивы этой КПП уже изношены и вскоре коробка передач может потребовать починки. Заметим, что это удовольствие не из дешевых, к тому же немногие специалисты в Украине способны выполнить такой ремонт.

Желательно воздержаться и от покупки машин 1989 года выпуска, оснащенных «механикой» – у них возможны течи масла через сальники полуоси. Впоследствии этот узел был доработан производителем. Ввиду неудачной конструкции сальника – со временем он вырабатывал полуось – его замена уже не ликвидировала течи масла.

В остальном же «механика» надежна и служит без проблем, как правило, весь срок эксплуатации автомобиля. Нужно лишь не забывать своевременно (каждые 80 тыс. км) менять в КПП масло.

Простота – залог надежности

Ходовая часть Uno достаточно проста (впереди McPherson, сзади – балка), что служит залогом ее неприхотливости. Так, к примеру, не менее 50-60 тыс. км «выхаживают» передние амортизаторы (работа – $20, запчасть – $50). Еще дольше служат шаровые опоры – 70 тыс. км (работа – $20, запчасть – $10). А вот сайлент-блоки передних рычагов практически «неубиваемые». Слабое место задней подвески – опорные чашки амортизаторов. Они служат около 40 тыс. км (работа – $6, запчасть – $5).

В подавляющем большинстве Uno оснащены ручным рулевым управление без гидроусилителя. Да он и не нужен для такой легкой машины – крутить руль нетрудно даже на месте. Исключение составляет наиболее мощная бензиновая 112-сильная версия, которая оборудовалась усилителем в стандарте. При покупке автомобиля специалисты рекомендуют обязательно совершить пробную поездку – если при проезде неровностей слышен характерный металлический стук, это свидетельствует о том, что выработалась втулка рулевой рейки. На наших дорогах она «ходит» в среднем 80 тыс. км (работа – $35, запчасть – $2). А вот рулевые тяги и наконечники служат намного дольше.

Следует внимательно осмотреть шланги тормозной системы – со временем они трескаются, причем чаще передние (работа – $7, запчасть – $6). Не лишним будет проверить и толщину передних тормозных дисков – как правило, на большинстве автомобилей они уже «на подходе» – минимальная толщина должна составлять 9 мм (работа – $13, запчасть – $20).

Хорошая альтернатива

Uno можно порекомендовать тем автолюбителям, которые пресытились отечественными «копейками» и «Москвичами» и хотели бы попробовать «что-нибудь заграничное». Автомобили стоят дешевле «вазовских» переднеприводников (в зависимости от состояния и года выпуска их цена в Украине – от $1,5 тыс. до $3 тыс.). Благодаря простоте конструкции большинство операций по их обслуживанию может выполнить водитель, имеющий элементарные автослесарные навыки. Хотя запчасти для «итальянца» стоят несколько дороже, чем для отечественных автомобилей.

Найти подходящий подержанный Fiat Uno можно в еженедельном каталоге «Автобазар».

 МНЕНИЕ   

Светлана
32 года. Эксплуатирует машину полгода, Fiat Uno 1,1 л (55 л.с.), пробег – 134 тыс. км, возраст – 8 лет

В основном езжу в городе, потому приобрела эту малолитражку. Компактные размеры «унчика» позволяют легко парковаться и юрко маневрировать. В салоне достаточно уютно, да и внешне машина выглядит вполне прилично. Радует и поразительно небольшой «аппетит» – залил 40 литров и забыл о заправке на две недели.

Когда мы с мужем покупали машину, нам говорили, что она очень неприхотливая. Действительно, за полгода езды на ней еще ни разу не приходилось ее ремонтировать, разве что меняли масло, фильтры и колодки.

Салон простой, без излишеств, хотя вполне удобный. Неплохой и багажник – если разложить задние сиденья, то в него помещается довольно много.

Продаю Uno только потому, что собираюсь купить себе машину поновее.


 МНЕНИЕ   

Вадим
45 лет. Эксплуатирует машину 2 года, Fiat Uno 1,4 л (70 л.с.), пробег – 195 тыс. км, возраст – 12 лет

Автомобилем доволен – неприметный, работники ГАИ останавливают нечасто, да и у угонщиков не пользуется спросом – можно оставлять его без опасений.

«Движок» неплохой, тяговитый и расходует немного топлива – около 7 л бензина. Раньше у меня была вазовская «шестерка», поэтому определенные навыки по ремонту автомобилей имеются. Все операции по обслуживанию Uno выполняю сам. Так, в прошлом году полностью перекрасил его (обошлось около $100), так как машина была ржавой. Заменил передние амортизаторы ($80) и опорные чашки задних амортизаторов ($10). Других проблем с Uno не было. Пока продавать его не думаю.


Невысокая стоимость автомобиля Хорошая обзорность Большой выбор силовых агрегатов и кузовных запчастей Экономичные моторы Высокая ремонтопригодность Долговечная подвеска Неважная антикоррозионная устойчивость Низкое качество турецких запчастей Жесткая подвеска Недолговечные тормозные шланги и потенциометр дроссельной заслонки
 Fiat Uno Общие данные Тип кузова 3- и 5-дверный хэтчбек Дверей/мест 3/5 и 5/5 Габариты Д/Ш/В, мм 3689/1558/1430 База, мм 2362 Объем багажника, л 225-965 Масса снаряженная/полная, кг 838-965 Объем бака, л 50 Трансмиссия Тип привода передний КПП 5-ст. механ. или автомат. бесступ. вариатор Selecta Двигатели Бенз. 4-цилиндровые: 903 л (45 л.с.), 994 л (45 л.с.), 1,0 л (51 л.с.), 1,1 л (49, 51 и 55 л.с.), 1,3 л (65 л.с.), 1,3 л (105 л.с.) Turbo, 1,4 л (70 л.с.), 1,4 л (112 л.с.) Turbo, 1,5 л (75 л.с.) Дизельные 4-цилиндровые: 1,3 л (45 л.с.), 1,4 л (70 л.с.) Turbo, 1,7 л (57 л.с.), 1,9 л (71 л.с.) Ходовая часть Тормоза передние/задние диск./бараб. Подвеска передняя/задняя незав./незав. Шины 155/70 R13, 165/65 R13, 175/60 R13
 Цены на новые неоригинальные запчасти, у.е.* Передн. торм. колодки 39 Задн. торм. колодки 19 Воздушный фильтр 5,5 Топливный фильтр 9 Масляный фильтр 5 Подшипник передн./задн. ступицы 26/44 Амортизатор передн./задн. 41/45 Сцепление, комплект 121 Помпа 60 Радиатор 110 Шаровая опора 10 ШРУС 50 Рулевая рейка 150 Генератор 180 Стартер 160 Распредвал 90 Ремень ГРМ 14 Натяжительный ролик 15 *Цены могут немного отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя
Fiat Uno (1989-94 г. в.)  История

03.83 Представлена новая модель – Fiat Uno
01.84 Начало установки 1,4-литрового турбодизельного двигателя
05.85 Увидела свет спортивная версия с бензиновым мотором объемом 1,3 л (105 л.с.) Turbo
10.86 Дебютирует 1,7-литровая дизельная модификация
10.89 Рестайлинг Fiat Uno
02.91 На Uno начали устанавливать бесступенчатую автоматическую КПП Selecta
08.91 Появилась наиболее мощная бензиновая 1,4-литровая версия с турбонаддувом
09.93 Представлен преемник Uno – Fiat Punto
05.94 В Италии и Германии Fiat Uno снят с производства, а его выпуск продолжается в Польше, Бразилии и Аргентине


 До и после

Предшественником модели Uno является малолитражка Fiat 127, которая стала одной из самых продаваемых моделей концерна: за период с 1971 по 1983 гг. общий объем выпуска автомобиля составил 5 млн. экземпляров. Fiat 127 был представлен 3- и 5-дверными хэтчбеками и 2-дверным седаном.

Наследник Fiat Uno получил новое имя – Punto. Создатель этой модели – тот же Джорджетто Джуджаро. Все творения великого мастера – шедевры: в 1993 году Punto завоевал почетный титул «Автомобиль года». Интересно, что после его дебюта в Италии еще на протяжении полугода выпускался предшественник – Uno.

Punto первого поколения был представлен в 3 модификациях: 3- и 5-дверный хэтчбек и кабриолет. Автомобили стали намного комфортабельнее – внутреннее пространство салона выросло за счет увеличения колесной базы на 8,8 см.

А вот линейка силовых агрегатов сократилась – для него предлагалось всего 5 бензиновых двигателей объемом 1,1 л (54 л.с.), 1,2 л (60 л.с.), 1,2 л (73 л.с.), 1,2 л (86 л.с.) 16V, 1,4 л (131 л.с.) Turbo и 2 турбодизеля 1,7 л (63 л.с.) и 1,7 л (69 л.с.).

Гамма модификаций нынешнего, второго поколения Fiat Punto (с 1999 г.в.) сократилась – создатели решили отказаться от производства кабриолета. Вместе с тем, внесли «изюминку» в дизайн 3- и 5-дверных хэтчбеков. «Трехдверка» позиционируется как молодежный автомобиль и поэтому наделена более динамичной внешностью, а «пятидверка» предназначена для семейных людей, ввиду чего ее экстерьер более сдержанный. Внутреннее пространство салона осталось практически неизменным – колесная база выросла всего на 1 см.

Количество двигателей опять сократилось – теперь предлагается всего 4 мотора. Два бензиновых остались от предшественника – 1,2 л (60 л.с.), 1,2 л (80 л.с.) 16V, и появилось два новых – бензиновый 1,8 л (131 л.с.) 16V и турбодизельный – 1,9 л (80 л.с.). В Украине у официального импортера базовая версия Punto стоит от 8700 евро, а самая дорогая – 14250 евро.

Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО Fiat «ВМ» и автомагазин «Евроавто+» за помощь в подготовке материала

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.