FIAT: Fiat: гигантами не рождаются

Стремительно летит время. И если для человека сто прожитых лет - это большой возраст, то для автомобильной компании - лишь переход в стадию зрелости. Принцип развития автофирм во многом сравним с виноделием: с годами низкокачественное вино превращается в уксус, и лишь плод истинного мастерства даже через многие годы остается шедевром. Это в полной мере применимо к компании Fiat. Прожив 100 лет, сегодня эта фирма стала гигантом итальянской и мировой автомобильной промышленности.

В 1899 году в Турине появилась автомобильная фирма - FIAT. Особого резонанса это не вызвало. Не то чтобы в то время автозаводы были так уж многочислены, но к ним относились со здоровой долей скепсиса - нечто вроде того, как если бы у вас по соседству открыли завод по производству сверхзвуковых истребителей. В принципе это возможно, но уж очень мала вероятность, что компания "выживет".

Так вот, о компании FIAT. Фактически деятельность этой фирмы началась в 1898 году, когда инженер Джованни Батиста Чейрано (Giovanni Battista Ceirano) заключил с группой туринских инвесторов договор о разработке нового автомобиля. Случилось это после того, как Чейрано надоело работать на велосипедной фабрике отца будущего мэтра итальянского автомобилестроения Винченцо Лянчи (Vincenzo Lancia) - Джузеппе Лянчи (Giuseppe Lancia).

Первый прототип заказанного автомобиля был полностью готов уже в марте 1899 года и носил имя "Веллейс" (Welleyes). Его создателем стал инженер Аристид Фаччиоли (Arristide Faccioli). Первенец компании был весьма прост - рамная конструкция и 2-цилидровый мотор рабочим объемом всего 663 см куб. с 2-ступенчатой коробкой передач.

Спустя два месяца вновь созданная фирма "Fabbricia Italiana Automobili Torino" ("Фабрика Итальянских Автомобилей в Турине"), что в сокращении дает аббревиатуру F.I.A.T., приобрела мастерскую "Чейрано", ранее занимавшуюся производством вагонов и экипажей.

Дебютом FIAT стал автомобиль, построенный еще на фирме братьев Чейрано. Но при этом на него был установлен новый оппозитный силовой агрегат мощностью 3,5 л.с., причем размещенный сзади.

В 1901 году в техническое бюро FIAT поступил заказ на создание переднемоторного автомобиля. Но эта концепция была изначально отвергнута, хотя новая модель все же была необходима для поддержания динамики развития фирмы. И вот в 1902 году инженер Энрико (Enriko) создал новый автомобиль с 4-цилиндровым мотором объемом 4,2 литра. По конструкции и форме машина имела много общего с моделями Mercedes.

Глядя на объемы моторов становится очевидной тенденция к производству все более престижных автомобилей. Ведь тогда у компании FIAT еще не было четкой ориентации на рынке и она находилась в состоянии творческого поиска.

Сначала в эмблеме компании между буквами аббревиатуры стояли точки, но с 1906 г. FIAT официально получил написание как единое слово и с тех пор название остается неизменным.

С годами положительная репутация FIAT возрастала и на его продукцию обращали внимание все больше людей. Но все же тогда автомобили этого итальянского завода не были известны широкому кругу покупателей. Лишь с появлением модели Zero ситуация немного изменилась, но все же оставляла желать лучшего. Стартовые позиции, заложенные этой моделью, подхватила модель "501".

Ее создал инженер Карло Кавалли (Carlo Cavalli), которого можно назвать разработчиком первого действительно массового итальянского автомобиля. Эта модель в качестве несущего элемента оснащалась рамой, на которой был установлен 4-цилиндровый 1,5-литровый двигатель, передающий мощность 23 л.с. мотора на задние колеса через 4-ступенчатую коробку передач. Автомобиль выпускался до 1926 года. За это время было создано несколько его модификаций: 1921 г. - спортивная "501S", в 1923-м - модификация с тормозами на обе оси, год 1923 - длиннобазовый вариант "502". За 7 лет было произведено более 45 тысяч автомобилей FIAT 501. Это был первый большой успех компании, но пока в основном внутри страны.

Всемирного успеха FIAT ждал еще достаточно долго. За это время было выпущено множество моделей, более или менее успешных. Компания предприняла еще ряд попыток выйти на рынок престижных автомобилей и достигла в этом неплохих результатов. Но все же настоящая слава ждала FIAT в секторе компактных и недорогих автомобилей. Как яркий тому пример - FIAT 500 "Topolino". Эта малютка несмотря на скромную внешность несла в себе ряд прогрессивных технических решений: независимая подвеска передних колес, гидравлические тормоза, синхронизированная коробка передач - для второй половины 30-х годов это было просто фантастикой. При этом стоит учесть, что FIAT 500 относился к классу очень доступных по цене автомобилей.

За характерный облик "500-й" прозвали "Topolino", что в переводе с итальянского означает мышонок. Это имя так "приклеилось" к машине, что впоследствии его сделали официальной торговой маркой.

Первым перешагнул миллионный рубеж продаж FIAT 600. Внешне, да и по техническим характеристикам облик автомобиля очень напоминает наш легендарный "горбатый" "Запорожец". Но еще более знаменитой стала модель "Nuova 500" с 2-цилиндровым мотором 499 см куб., выпущенная в 1957 году. Машина стояла на конвейере на протяжении 15 лет. За этот срок было выпущено около 15 млн. экземпляров этих малюток.

Судьбоносным для всех владельцев "вазовских" "копеек" стал 1966 год. Ведь именно тогда была впервые представлена модель FIAT 124, которая затем с некоторыми изменениями стала праобразом всей тольяттинской "классики".

Наряду с этими массовыми моделями на рынок поступила и пара спортивных купе - Dino Spider и Dino Coupe. Примечательным фактом является то, что разработка модели Dino проходила в тесном сотрудничестве с известнейшей компанией Ferrari.

К концу 60-х компания FIAT уже стала настоящим гигантом автомобильной промышленности. Как доказательство тому - одно из ведущих мест в Европе по уровню продаж. К тому же в 1969 году FIAT приобрел такие компании как Ferrari и Lancia. При этом каждая из этих фирм продолжала работать в прежнем направлении, сохранив полную индивидуальность. Руководство FIAT установило лишь общую концепцию развития во избежание конкуренции продукции концерна между собой.

Через два года в состав FIAT, но уже не компании, а концерна, влилась известнейшая в прошлом компания, специализирующаяся на создании гоночных автомобилей Abarth. Кстати, она по сей день "жива" и занимается подготовкой автомобилей FIAT и Lancia к кольцевым гонкам, а также изготавливает эксклюзивные тюнинговые варианты серийных моделей концерна.

В 70-е годы компания пережила спад, причиной которого послужил выход на рынок нескольких новых моделей, как потом оказалось, опередивших время. После войны уровень жизни в Европе заметно вырос, а значит и образ массового автомобиля изменился в сторону более вместительного и комфортного. Таковым и стал новый FIAT 126. Но особого успеха эта модель компании не принесла. Такая же участь постигла и модель 132 классом выше.

Зато это время можно назвать расцветом авангарда в творчестве итальянских дизайнеров, которые, впрочем, никогда не отличались консерватизмом. Как яркий пример - модель "X 1/9". Это спортивное купе, дебютировавшее в 1973 году, оснащалось 75-сильным мотором, размещенным поперечно перед задней осью. Это обеспечило машине идеальную развесовку по осям и соответственно хорошие характеристики управляемости. Но еще большего внимания заслуживает кузов, спроектированный и изготовленный ателье "Bertone". За короткое время FIAT X 1/9 стал классическим спорткупе, если можно так выразиться, еще при жизни. Причем он так полюбился покупателям, что после снятия с производства в начале 80-х на завод отовсюду начали поступать просьбы о его возобновлении. Эта проблема была решена: мелкосерийный выпуск модели продолжили на заводе Bertone.

В средине 80-х годов в состав FIAT вошла еще одна популярная марка - Alfa Romeo.

В период нефтяного кризиса, тяжким бременем легшего на плечи всех автопроизводителей, FIAT выпускает на рынок модель Uno. Это стало его основным козырем в увеличении объемов продаж компактных и экономичных автомобилей. Успех был колоссальный. В 1983 году каждый третий автомобиль, произведенный в Италии, был FIAT Uno. Широкий ряд силовых агрегатов мощностью от 50 до 114 л. с. позволил охватить достаточно широкий спектр покупателей, а стильная, хотя и достаточно простая внешность даже сегодня смотрится современно.

Достойным преемником Uno стала модель Punto, которая не только не уступила по популярности Uno, а и превзошла его. Стильный дизайн произвел настоящую революцию в своем классе. Все европейские компании до сих пор стараются догнать ее по темпам продаж. По достоинству оценили модель и специалисты, присудив ей звание "Автомобиль года 96". Недавно миру предстал уже Punto второго поколения, но насколько удачной будет его судьба, покажет время.

На сегодняшний день гамма моделей FIAT состоит из микролитражного Seicento, малолитражных Punto, Bravo/Brava, спорткупе Coupe, родстэра Barchetta, минивэна Multipla и автомобиля среднего класса Marea. Кроме того, на заводе в Польше продолжается производство моделей 126 и Uno, а в Бразилии выпускается модель Palio и седан на ее платформе - Siena. Таким образом компания сумела охватить практически все классы, за исключением, пожалуй, представительских седанов и внедорожников. Но вскоре в производственной программе FIAT планируется появление представителей и этих классов.

В заключение хотелось бы добавить, что сегодня FIAT имеет множество подразделений, специализирующихся в самых различных отраслях, вплоть до производства аэрокосмических аппаратов. И что печально - автомобильная тематика уже не является форвардом в деятельности FIAT. Хотя бесспорно, что FIAT, как и раньше, задает тон в развитии мирового автомобилестроения.

Андрей Волощенко

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.