Стратегическая дружба

Самая амбициозная китайская компания, пользующаяся особым покровительством властей, — Chery Automobile. Она первой начала атаку на мир. Уверяя, что у нее собственные, оригинальные разработки, компания в действительности копирует самые популярные модели Chrysler, Peugeot или Ford и не вылезает из судов. Но все для нее кончается хорошо. А одним из партнеров недавно стал концерн BMW. В планах Chery — открыть сборочный завод в Европе. Она же будет поставлять комплектующие и на Новосибирский автозавод (НАЗ). Причем, как говорят руководители компании, они готовы организовать в Сибири полноценное производство, а не отверточную сборку, и все к тому уже идет.

«Трансервис», специализирующийся на продаже нефтепродуктов и дорожном строительстве, с осени станет собирать «паркетный» внедорожник Chery Tiggo, внешне похожий на Toyota RAV4 и Honda CRV. При этом уверяют, что российский автомобиль получится на $3—4 тыс. дешевле китайского (видимо, за счет нулевых пошлин на компоненты) и, стало быть, окажется на $12—14 тыс. дешевле своих японских «прародителей».

Вторая модель НАЗа, готовящаяся к производству, — Chery Feng Yun на базе VW Golf третьего поколения — прямой конкурент «Калине», Renault Logan и прочим экономавтомобилям. Ее обещают продавать за $8 тыс. В портфеле завода есть и другие модели, например на основе VW Passat, чрезвычайно популярного у наших автолюбителей. Мощность НАЗа — 10 тыс. машин в год. По словам президента «Трансервиса» Владимира Бойко, на развитие подобного бизнеса в России достаточно $20 млн. (для сравнения: Ford вложил в свой завод во Всеволожске не менее $100 млн.). Компания «Пекинский джип», входящая в «Трансервис», имеет дилерскую сеть и представительства в Москве, Питере, Ростове и других крупных городах и уже распространяет ввозимые в страну китайские машины.

Другая компания Поднебесной — FAW, лидер китайского автопроизводства, — открыла сборку машин в Бийске (Алтайский край), на базе котельного завода. Пока здесь начали выпускать внедорожник и пикап Tianye Admiral на базе некогда одного из лучших джипов мира — Toyota HiLux десятилетней давности. У машин полный привод с подключением и вся полагающаяся для такого класса автомобилей комплектация, включая парктроник, кондиционер, CD-плеер, кожаный салон. Машины продаются за $18—20 тыс., вдвое дешевле базового аналога. Распродано уже почти 300 машин. План на этот год — 1000 автомобилей, на 2006-й — 5—6 тыс.

В Москве FAW подружилась с ЗИЛом. Когда-то наш автозавод стоял у истоков создания первого предприятия этой компании. В 1959 году в Китае работали 600 советских специалистов. ЗИЛы пятидесятилетнего возраста и поныне встречаются на дорогах Поднебесной. Но теперь FAW берется поставлять нам свои грузовики и автобусы (по две модели каждого назначения, как сказал директор по маркетингу торгового дома «ЗИЛ» Виктор Новоченко). Произойдет это в начале 2006 года.

Одновременно китайские двигатели (по лицензии Cummins) будут ставить на выпускающиеся грузовики ЗИЛа, в частности «бычки», отодвинув от поставок братьев-белорусов. С помощью восточного соседа на ЗИЛе планируется запустить автомобиль коммерческого назначения — пикап или мини-фургон, говорит Новоченко.

FAW изготавливает в год почти 1 млн. автомобилей. ЗИЛ в прошлом году выпустил чуть более 14 тыс. Через сбытовые сети ЗИЛа китайцы выходят на страны СНГ. А через корейскую автокомпанию SsangYong они могут влиять и на другого нашего производителя — УАЗ, которым владеет «Северсталь-Авто» и который намерен производить в России корейский внедорожник Rexton (китайцы с недавнего времени владеют контрольным пакетом акций SY).

Они уже здесь

По сведениям Национальной ассоциации автопроизводителей, генеральных импортеров в России уже имеют компании Beijing, Brilliance Auto, Changan, FAW, Geely, Great Wall (начинала с торговли ГАЗами в Китае), SAIC, Tianjin, Xinkai — это более сотни дилеров в более чем половине регионов страны. При этом никаких особых требований к продавцам у китайцев нет, и количество дилеров растет день ото дня.

По экспертным оценкам, китайцы успели продать в России не меньше 3 тыс. автомобилей (для сравнения: Hyundai начинала с 500 машин, а сейчас продает 50 тыс.). В основном это машины совместных предприятий и модели, спроектированные специально для китайского рынка. Но нет гарантии, что одновременно с качественным товаром к нам уже не проникают машины сомнительных фирм вроде первой частной компании Geely, которая делает целиком собственные автомобили, похожие на «мерседесы» S-класса и BMW 5-й серии, за $5000.

Момент для экспансии в Россию выбран благоприятный. Автомобильный рынок в нашей стране растет очень быстро. Покупатель не капризный и все еще предпочитает приобретать дешевые, а не хорошие машины. Особенно в регионах (там и распространяют сейчас свои авто хитрые китайцы). Имея машины во всех классах, китайские производители намерены перекрыть ими все нижние ценовые ниши, в которых у нас наибольший спрос. Однако у той же FAW Group, например, есть свой суперроскошный автомобиль — шестиметровый «Красный флаг» (Red Flag HQD) — копия «роллс-ройса» шириной два метра и с решеткой радиатора, похожей на никелированную спинку кровати 50-х годов прошлого века. Машина стоит $300 тыс., и ее охотно покупают богатые азиаты.

Китайские машины угрожают российскому автопрому, европейским и японским сборочным предприятиям на нашей территории и тем же машинам из Южной Кореи. Экспансия фактически началась, но правительство, похоже, не знает, как реагировать. Чтобы закрыться от китайского автонашествия, нужно, во-первых, ужесточить сертификацию официально продвигающихся на рынок машин, а во-вторых, — отменить норму, согласно которой любой гражданин нашей страны может ввозить без сертификата соответствия до 150 автомобилей. Правда, власти вряд ли на это пойдут по политическим соображениям. А нынешние хозяева российских автозаводов хотят развиваться и получать прибыль, пусть даже за счет китайцев.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.