ИНОМАРКА РОДОМ ИЗ РОССИИ - Автомобильный справочник





ИНОМАРКА РОДОМ ИЗ РОССИИ

Если посмотреть на статистику продаж внедорожников в России, то на первом месте окажется Chevrolet Niva.

В чем причина такого лидерства? Что нового появилось в конструкции автомобиля с момента начала его производства? Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, мы отправились на родину популярного внедорожника.

Chevrolet Niva выпускается в Тольятти с сентября 2002 года на совместном предприятии GM-AVTOVAZ. Территориально новое производство обосновалось в буквальном смысле на голом месте, где за год были возведены заводские корпуса. Гигант отечественной автомобильной промышленности "АВТОВАЗ" располагается в непосредственной близости, что логично, поскольку Chevrolet Niva создана на агрегатах обычной "Нивы". Значит, их не приходится возить издалека.

За четыре с лишним года выпущено около 170 тыс. автомобилей. В основном (~85%) с конвейера сходят машины в простой и, соответственно, самой дешевой комплектации с индексом L. Оставшаяся часть приходится на "люксовую" версию GLS. Ее главные отличия от "эльки" заключаются в литых дисках колес, передних сидениях с подогревом, тонированных боковых стеклах, велюровой обивке салона и жестком запираемом чехле "запаски" на двери багажника. С августа 2006 года обе версии также доступны с кондиционером. Такие машины обозначаются индексами LC и GLC.

Нельзя не сказать и о совсем новой Chevrolet Niva с двигателем Opel FAM1 мощностью в 125 л.с. (у нынешних моделей только 80 л.с.). Этот автомобиль существует, и мне даже удалось заглянуть под его капот во время знакомства с производством. Представители завода пообещали, что машину нам обязательно покажут и даже предоставят возможность на ней поездить, правда, в другой раз. Очень жаль…

Считается, что Niva от компании GM – это "вазовский" внедорожник в новом облике. Это действительно так, однако, есть некоторые нюансы. Да, большинство агрегатов ходовой части тут использовано от обычной "Нивы", но не следует думать, что узлы просто забираются с "АВТОВАЗа" и поступают на конвейер СП. Сборка агрегатов для Chevrolet Niva ведется на заводе, выпускающем автомобили с ладьей на радиаторной решетке, на выделенных производствах, часто с использованием закупленного GM-AVTOVAZ технологического оборудования и специально нанятого персонала. Проводится очень строгий контроль всех комплектующих и конечной продукции. Вообще, качество – это конек СП. Например, линия сварки кузовов установлена на "АВТОВАЗе", но каждый приходящий на GM-AVTOVAZ кузов тщательнейшим образом изучается. Лишь после того, как сотрудники отдела качества убедятся, что все детали подогнаны друг к другу правильно, что все зазоры соответствуют норме, кузова отправляются в цех окраски (кстати, самый современный в России). На сборочном конвейере в одну смену трудятся примерно 250 человек. Практически каждый этап монтажа проверяется на соответствие жестким стандартам General Motors, которые действуют здесь без всяких скидок на то, что производство находится в России, а не в Америке.

Пожалуй, для меня одним из самых ярких впечатлений от посещения конвейера оказался тот факт, что люди на нем работают в белых рубашках. Ранее мне не приходилось бывать на зарубежных автомобильных заводах, но по отечественным я поездил достаточно. Это просто разные планеты! И дело тут не только в чистоте рабочих мест, хотя и это немаловажный фактор. Рядом со сборочными постами я не увидел привычных огромных контейнеров с деталями, предназначенными для установки на автомобиль. Вместо этого стоят компактные стойки с небольшими пластиковыми боксами. Запаса деталей хватает всего на… два часа работы. Сложная система компьютерного учета с использованием штрих-кодов наподобие той, что применяется в супермаркетах, позволяет определять текущий запас деталей, и при его падении ниже определенной величины оперативно подвозится новая партия деталей с главного склада. В свою очередь, его запасов достаточно для двух дней работы конвейера. Если он пока функционирует без перебоев, значит, и взаимоотношения GM-AVTOVAZ с поставщиками заслуживают высокой оценки.

Вдоль каждого сборочного поста на высоте вытянутой руки натянут шнур. Если потянуть за него, то раздается мелодичная музыка и загорается желтый маячок – сигнал о том, что сборщику (или сборщице) требуется помощь. Если ее вовремя не оказать, то возможен брак в работе. Допустить этого на СП никак не могут, поэтому на большом табло, висящем в проходе между нитками конвейера, высвечивается адрес участка, с которого поступил сигнал тревоги, и буквально через несколько секунд к решению возникшей проблемы подключается мастер участка или начальник смены.

Любопытно, что для облегчения процесса сборки у кузовов, выходящих из цеха окраски, снимаются боковые двери. Они поступают на линии "подсборки", где на них устанавливаются стекла, обшивки, ручки и проч. А тем временем медленно плывущие над землей кузова с каждым пройденным метром (общая длина конвейера – 450 м) обрастают узлами и деталями. Дверки же навешиваются в самом конце, незадолго до того, как за руль готового автомобиля сядет человек, запустит мотор, после чего сверкающая Chevrolet Niva самостоятельно покатится к стенду регулировки фар и далее – к боксу обкатки. Причем каждый кузов уезжает с конвейера именно с теми дверями, которые были с него сняты перед началом сборки.

На беговых барабанах производится короткая обкатка, во время которой оценивается, в частности, четкость переключения передач и эффективность тормозов. Затем машина въезжает в дождевальную камеру для проверки кузова на герметичность. Усевшись на пассажирское сиденье, я захлопнул дверцу, и симпатичная девушка за рулем направила машину в бокс. За нами опустились ворота, и тут же со всех сторон на автомобиль обрушились потоки воды. В реальности дождя такой силы, наверное, не бывает, но для того и проводятся тесты, чтобы испытать машину в экстремальных условиях. Щетки впереди и сзади пытались очистить стекла, но их усилия были тщетными. Через минуту незабываемое шоу закончилось. Пройдя сушильную камеру, мы выехали в цех. Открыли двери, внимательно осмотрели все стыки, пол и багажник – нигде ни капли воды! А если они будут обнаружены, то машина отправится на доработку, после чего снова "под дождь". И так до тех пор, пока тест не пройдет успешно.

Организация производства на GM-AVTOVAZ, прямо скажу, впечатлила. Неудивительно, что при таком подходе к делу уровень сборки выпускаемых автомобилей весьма высок. Более того, согласно информации отдела качества завода за четыре года количество обращений по гарантии владельцев Chevrolet Niva сократилось в три раза. "Все это прекрасно", – думал я, слушая рассказы представителей завода, тем не менее хочется лично познакомиться с внедорожником.

За неимением возможности опробовать на ходу модель с двигателем FAM1, я сел за руль самой "крутой" серийной Chevrolet Niva: в комплектации GLC, т.е. с кондиционером. Однако оценить работу кондиционера и его влияние на динамические характеристики авто не позволил мороз под 20 градусов. При такой температуре он просто не включается. Но зато я смог почувствовать эффективность печки: через пять минут мне стало жарко, хотя вентилятор отопителя вращался на самой малой скорости.

За что недоброжелатели ругают Chevrolet Niva? За довольно архаичную конструкцию ходовой части, унаследованную (правда, не без изменений) от машины, которой в этом году исполняется 30 лет. 80-сильный мотор явно слабоват: динамика разгона, по моим ощущениям, оставляет желать лучшего. На пятой передаче в КПП ее нет вовсе. Зато в салоне здесь заметно тише, нежели в обычной "Ниве" – сказываются трехопорная установка раздаточной коробки и закрепление редуктора переднего моста к поперечной балке подвески, а не к двигателю.

Дорогой до берега Волги, где мы планируем поездить по проселку, беседую с менеджером по экспериментальным и перспективным разработкам GM-AVTOVAZ Вадимом Классеном. Разговор идет об изменениях, которые претерпел автомобиль за то время, что он производится, а также о перспективах его дальнейшего развития.

"Конечно, то, что я сейчас скажу, – начинает свой монолог Вадим, – будет звучать как рекламный слоган, но это правда: изменения у нас происходят ежедневно. Например, где-то мы оптимизировали длину пучка проводов, в другом месте унифицировали длину применяющихся винтов для сокращения номенклатуры комплектующих. Подобных примеров можно привести массу. Работа по усовершенствованию автомобиля ведется постоянно. Из крупных изменений следует отметить оснащение машины более жесткими сиденьями, для чего нам понадобилось поменять поставщика пены, использующейся при изготовлении подушек кресел. Более гармонично стал выглядеть интерьер, поскольку в единой цветовой гамме стали оформляться обивка сидений и обшивка дверей. Был изменен уплотнитель задней дверки и ее замок, что позволяет ее захлопывать с меньшим усилием. На приборной панели установили более заметный выключатель "аварийки" с ночной подсветкой. Шкалы на комбинации приборов стали белыми, аналогичными тем, что используются в легковом автомобиле Chevrolet Viva. Сделано это для того, чтобы подчеркнуть единство семейства Chevrolet, однако не исключено, что мы вернемся к черным шкалам, так как потребителю они нравятся больше. Ну и, конечно, внедрение кондиционера тоже следует отнести к существенным изменениям. Соответственно, его установка потребовала заново провести калибровку двигателя (перенастроить контроллер управления). Так, включение кондиционера не сказывается на динамике разгона автомобиля, поскольку в момент резкого ускорения он просто выключается. Основные узлы устройства мы получаем из-за рубежа от поставщиков General Motors, а трубки, конечно, изготавливаются на месте. Пока кнопка включения кондиционера находится в верхней части приборной панели, но мы обязательно перенесем ее вниз, на блок управления климатом салона, где ее размещение окажется более логичным. Это будет очередное "мелкое" изменение в конструкции автомобиля.

Мы очень хорошо поработали с компанией BOSCH по калибровке двигателя. В начале прошлого года двигатели автомобилей стали оснащаться новым контроллером М 7.9.7. Попутно были пересмотрены все настройки системы управления силовым агрегатом, в результате чего мотор стал более отзывчивым "на низах", экономичным, улучшился его холодный пуск.

Тот автомобиль, на котором мы сейчас едем, отличается от серийной продукции. В частности, на нем установлен двигатель, отвечающий экологическим нормам ЕВРО-3. Практически все технические проблемы, возникающие при переходе с ЕВРО-2 на ЕВРО-3, нами уже решены. Поэтому 2008 год, когда строгие требования по токсичности выпускаемых в России авто вступят в законную силу, мы встретим во всеоружии.

Уже произведено несколько машин с двигателями FAM1, где внедрены такие элементы активной и пассивной безопасности, как ABS, воздушные подушки для водителя и переднего пассажира, преднатяжители ремней. Все это мы можем устанавливать и на остальные комплектации Chevrolet Niva, но потребитель пока не готов платить за свою безопасность".

Конечно, по грунтовым дорогам, накатанным на высоком обрывистом берегу простирающегося за горизонт Куйбышевского водохранилища, мы поездили, но в результате ударившего несколько дней назад мороза это занятие оказалось не слишком интересным. Все лужи и колеи замерзли, в то же время снега еще не навалило столько, чтобы у нас возникли какие-нибудь трудности с продвижением вперед. Говоря проще, оценить внедорожные качества автомобиля мне не удалось. Правда, разогнавшись на проселке, я отметил, что подвеска работает весьма неплохо. Благодаря наличию гидроусилителя руля маневрирование между деревьев или развороты на узкой дорожке даются безо всякого напряжения. Находиться за рулем этого автомобиля просто приятно. Согласно статистике, среди покупателей Chevrolet Niva много женщин. Видимо, они ценят в этом внедорожнике небольшие габариты, привлекательную внешность и добротно собранный салон, а также легкость в управлении.

На тест-драйве меня ждал сюрприз. Помимо заводской продукции мне удалось познакомиться с тюнинговой версией автомобиля под названием Chevrolet Niva Trophy. Эта комплектация с одобрения GM-AVTOVAZ готовится официальным дилером марки, компанией "Крумб-Сервис", находящейся здесь же, в Тольятти. Если стандартная Chevrolet Niva представляет собой универсальный автомобиль, подходящий как для повседневной городской эксплуатации, так и для выездов на природу, то комплектация Trophy адресована в первую очередь любителям активного отдыха и путешествий. Движение по серьезному бездорожью облегчают дифференциалы повышенного трения в переднем и заднем мостах, шноркель с фильтром пониженного сопротивления, принудительно отключаемые на время форсирования водной преграды вентиляторы системы охлаждения двигателя, выведенные в подкапотное пространство сапуны агрегатов трансмиссии, шины BF Goodrich All-Terrain M+S на кованых дисках, дополнительная защита картера двигателя, КПП и раздаточной коробки. В особенно тяжелых условиях владелец такого автомобиля может воспользоваться съемной электролебедкой с тяговым усилием в 2 720 кг, а также хай-джеком или сенд-траками. Это оборудование входит в обязательный комплект машины. Нелишними в дальней поездке окажутся багажник на крыше и сетка в багажном отделении, служащая для фиксирования груза. Имеются также фары дополнительного освещения.

Пока выпущено и продано около 12 машин в комплектации Trophy. Все они имеют стандартные главные пары с передаточным числом 3,9, однако для улучшения тяговых свойств внедорожника отныне будут устанавливаться пары с передаточным числом 4,1. Вкупе с применением больших колес (27,7 дюйма против 26,3 в стандарте) это улучшает поведение авто на бездорожье, также более "живой" становится пятая передача в КПП. Есть планы по оснащению машины еще более "тяговитыми" главными парами с передаточным числом 4,3.

Для развития мелких серий вроде Chevrolet Niva Trophy компания GM-AVTOVAZ намерена и впредь активно сотрудничать с дочерними тюнинговыми компаниями и с дилерскими центрами своей марки. Заниматься штучным производством машин на основном конвейере нецелесообразно, а на небольших фирмах это делать вполне реально. Покупатель же в результате получает возможность выбора автомобиля в соответствии со своими задачами, а главный закон компании – выпускать продукцию, отвечающую желаниям клиента.

Командировка на GM-AVTOVAZ пролетела быстро. Я увидел абсолютно современное автомобильное производство, да и машина мне понравилась. Из Тольятти я уезжал с четким намерением испытать Chevrolet Niva в течение более длительного, нежели несколько часов, срока. Хочется мне поездить на этом автомобиле по шоссе, погонять его по проселкам, раскрыть его внедорожный потенциал. Заводчане мне пообещали, что такой тест обязательно состоится…// Полный привод 4x4






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.