Система охлаждения. Что нужно знать...

Система охлаждения - дама капризная, своенравная инепредсказуемая. Вечно ее бросает то в жар, то в холод.Летом она готова вскипеть по малейшему поводу, а зимойзамерзнуть и злорадно подглядывать из радиатора, как незадачливыйавтомобилист совершает ритуальные танцы вокруг застывшей на обочинемашины.
Но, несмотря на ее скверный характер, с системой охлаждения надонаходить общий язык, потому как специалисты уже давно установили, чтоболее 50% выходов из строя автомобилей связано с отказом именно системыохлаждения. Впрочем, перефразируя известный афоризм, не так страшнасистема охлаждения, как ее малюют. Надо только знать, как правильно ееобслуживать и как без излишних затрат и нервотрепки устранять еенеисправности.
Это важно знать…
Остановимся на нескольких важных моментах. Современные двигателирассчитаны на работу в узком диапазоне рабочих температур. Основныедетали двигателя: кривошипно-шатунный механизм, поршни, цилиндры,головка - сделаны из разнородных материалов и при нагреве расширяютсяпо-разному. Все тепловые зазоры двигателя рассчитаны на достижениедвигателем рабочей температуры. При этом система охлаждения поддерживаетэту температуру при разных режимах работы двигателя и нагрузках.Температура кипения воды или антифриза при обычных условиях, то есть приатмосферном давлении - около 100°С, это всем хорошо известно.Температура кипения воды или антифриза при повышенном давлении будетвыше. В системе охлаждения двигателей создается давление около 1,2 атм,и антифриз закипает уже при 120-125°С. Этим достигается возможностьподдерживать рабочую температуру охлаждающей жидкости выше 100°С.Другими словами, если система охлаждения негерметична, то давление несоздается и двигатель не прогревается до рабочей температуры.Автолюбитель подливает тосол и ездит себе, не подозревая, что двигательизо дня в день работает на износ. Голая правда заключается в том, чтоизнос непрогретого до рабочей температуры двигателя увеличивается внесколько раз. На инжекторных двигателях стоит датчик температуры,который "думает", что двигатель все еще прогревается и дает команду вкомпьютер на увеличенную дозу бензина. Отсюда негерметичная системаохлаждения сразу стоит 7-10% повышенного расхода бензина. Работадвигателя на обогащенной смеси - большая беда. Разжижается масло,возрастает нагарообразование, выходит из строя каталитическийнейтрализатор.
Все это происходит довольно быстро. Итог бывает печальный - не прошло игода, как новая машина уже убита, все ломается, течет, перегревается,хозяин разводит руками - ну что мол с нее взять, российский автопром! Насамом деле виноват он сам и лишь немного автопром, оттого что нет пока уроссийских машин такой мощной защиты от дурака, как у "японок" или "американок".
А вот диаметрально противоположная картина: старенькие "Жигули" схозяином -профессором, у которого почему-то машина всегда заводится, недымит, не шумит и ездит годами. Вся разница в том, что ее хозяин привыкчитать книжки, инструкции, анализировать и принимать решения. Врезультате мелких действий, в основном превентивного характера, емуудается содержать машину в порядке.
Простое решение серьезных проблем
Как вовремя распознать надвигающуюся беду? Есть несколько простыхрецептов.
На холодной машине и на включенном двигателе откройте капот и осмотритерадиатор, верхний и нижний патрубки радиатора, места креплений шлангов,состояние хомутов, блока двигателя под шлангами. Если видны белесыеподтеки, значит есть мелкие течи. Иногда достаточно подтянуть хомутышлангов, но аккуратно, чтобы не перетянуть: вначале немного отпустив, азатем затянув чуть сильнее, чем было. Снимите крышку радиатора иосмотрите ее изнутри. Не должно быть видимых следов коррозии, разбухшихили съежившихся резиновых уплотнителей. Вообще крышку радиатора илирасширительного бачка (если нет крышки радиатора) надо менять раз в 2года. В ней содержится перепускной клапан, который как раз иподдерживает повышенное давление в системе.
Залезьте пальцем внутрь горловины радиатора и проведите по внутренней стенке, если есть жирный налет или ощущается накипь, систему надо промывать специальной " 7-минутной промывкой системы охлаждения" HG9014 (7 Minutes RadiatorFlush).
Накипь и отложения препятствуют теплоотводу и существенносокращают срок службы антифриза/тосола. Поэтому в качестве профилактики рекомендуется использовать "Защиту от коррозии и смазку помпы" HG9005 (Radiator Rust Stop) с периодичностью один раз в год, либо еслиантифриз/тосол приобрел коричневатый оттенок.
Заведите и прогрейте двигатель (с закрытой крышкой радиатора и снормальным уровнем жидкости). На малых оборотах сожмите рукой верхнийпатрубок радиатора, при этом должно ощущаться давление, как в шиневелосипеда. Если давления нет, значит надо чинить.
Перегрев и закипание часто связаны с вышедшим из строя термостатом,медленный уход охлаждающей жидкости - с небольшими течами илинеисправной пробкой радиатора. Хотя иногда бывает сразу весь "букет": итермостат, и течи, и пробка.
Если давления в системе нет, то вначале замените пробку радиатора, благоона недорогая, и результат проявится сразу. Если и после этого давлениене появилось, надо попробовать использовать остановку течи радиаторатипа HG9025 (Radiator Stop Leak), что сродни опрессовке системы. Составсам найдет мелкие утечки и надежно их ликвидирует, при этом, в отличиеот многих аналогичных составов, не забьет трубки радиатора и печкиотопителя. В 90% случаев через 20-30 минут после применения HG9025давление в системе восстанавливается и вы, пожимая верхний шланг, сразуэто чувствуете. Почему-то и расход бензина после этого упадет, и СОснизится, и приемистость возрастет. И всего-то после заливки в радиаторбаночки HG9025.
Тяжелый случай
Более сложная неисправность - течь охлаждающей жидкости через прокладкуили трещину головки блока. Это уже серьезно, и без лечения возможенлетальный исход для двигателя. При этом обычно наблюдаются следующиесимптомы: на холодном двигателе охлаждающая жидкость уходит, а нагорячем нет. Кроме того, на холодном двигателе из глушителя идет белыйгустой дым, который при прогреве исчезает. Такие неприятности случаютсянередко. Характерный пример: купил подержанную иномарку, не заменилвовремя воду на антифриз и, пожалуйста, ударил мороз, вода замерзла,блок треснул…
Обращение в автомастерскую чревато дорогостоящим ремонтом. Но и такуюсерьезную неисправность оказывается можно устранить самостоятельно идаже без помощи гаражного "дяди Васи". Надо использовать "Металлогерметик для сложных ремонтов системы охлаждения" HG9037 (Metallic Block Seal). Этот состав гарантированно устраняет течи антифриза через прокладку головки блока и ремонтирует треснувшие алюминиевые или чугунные головки блока. С его помощью можно устранитьбольшинство сложных повреждений двигателя, возникающих из-за перегреваили "размораживания".
Некоторые автолюбители после сложного ремонта системы охлаждения спешатпобыстрее машину продать. При использовании HG9037 (Metallic Block Seal)это будет ошибочным решением - прочность ремонта сопоставима спрочностью сварки. Кроме того, это средство "попутно" устраняет болеемелкие дефекты, такие как течи радиаторов, кранов отопителя и т.д. Врезультате надежность автомобиля только возрастет!
Рецепты от AGAНадежность системы охлаждения во многом определяет выбор "правильного"антифриза. Поэтому автомобилистам стоит внимательнее присмотреться кпродукции компании AGA, которая в ноябре 2002 года развернуласобственную программу по производству технических жидкостей и, в первуюочередь, тосолов и антифризов.
К настоящему времени на рынке под торговой маркой "AGA" представлена серия охлаждающих и специальных жидкостей высшей категории качества: тосол AGA-L40, антифризы AGA-Z40,AGA-Z42, AGA-Z65 и антифриз-очиститель AGA-R30.
"Высшая категория качества" - это не простые слова. На IX Международнойвыставке-конкурсе "Всероссийская марка - III тысячелетие" продукция сторговой маркой "AGA" была отмечена высшими наградами - золотыми знакамикачества. Впрочем, помимо официального признания, не менее важно ипризнание самих автомобилистов - их "голосование кошельками". Так вот,за зиму 2003-2004 гг. продажи антифризов под маркой "AGA" в сетимагазинов AGA-АВТОМАГ превысили в несколько раз сбыт всех прочихантифризов вместе взятых! Уже более 60 тысяч автолюбителей используюттосолы и антифризы под маркой "AGA".
К продукции AGA начали присматриваться и серьезные автохозяйства.Охлаждающие жидкости AGA плещутся в шестицилиндровых "сердцах"магистральных тягачей MAN, где установлены высокофорсированные дизели стурбонаддувом и интеркулером, и отлично справляются со своей задачей всамых суровых условиях.
Чем же интересны охлаждающие жидкости от AGA? Этот добротный товарпоставляется в удобной таре с герметичной крышкой, изящной этикеткой играмотной аннотацией. При относительно низкой цене охлаждающие жидкости "AGA" не только удовлетворяют, но по ряду показателей даже превышаюттребования соответствующих зарубежных спецификаций и российскихстандартов благодаря внедрению самых современных разработок ирекомендаций высококвалифицированных ученых-практиков.Концепция, реализованная в антифризах "AGA", предоставляет каждомупокупателю возможность подобрать товар, обеспечивающий максимумэффективности работы системы охлаждения конкретного двигателя взависимости от его типа и режима работы.
Например, для двигателей, преимущественно работающих с высокиминагрузками при низких и средних частотах вращения коленчатого вала(соответственно при малой скорости циркуляции охлаждающей жидкости), дляисключения образования локальных зон перегрева очень важно обеспечитьповышение эффективности передачи тепла от охлаждаемых деталей жидкости изатем от жидкости радиатору. При использовании антифриза AGA-Z40этостановится возможным благодаря его высокой смачивающей способности.Антифриз AGA-Z40 глубоко проникает в поверхностную структуру металла,что значительно повышает эффективную площадь контакта поверхности ижидкости, тем самым улучшает охлаждение двигателя. Данное свойство важнокак для высокофорсированных теплонапряженных двигателей с турбонаддувом,работающих на режиме максимального крутящего момента, так и дляавтомобилей, томящихся в городских пробках. Повышенная смачиваемостьлегко демонстрируется при взбалтывании канистры - антифриз AGA-Z40 долгостекает со стенок, оставляя на них капли. Кстати, еще одно замечательноесвойство антифриза AGA-Z40 заключается в том, что обнаружить местаутечек можно и без ультрафиолетовой лампы. Секрет заключается в особомкрасителе данного антифриза.
У двигателей, часто работающих при высоких частотах коленчатого вала(скоростная езда, агрессивное маневрирование, интенсивный разгон),вследствие условий высокочастотной вибрации и интенсивной циркуляцииохлаждающей жидкости может возникать кавитация - образование исхлопывание пузырьков при температурах +50…+90°С (т.е. ниже температурыкипения!). Этот процесс вызывает разрушение омываемых металлическихповерхностей и ухудшает охлаждение двигателя. Чтобы этого избежать,более предпочтительно использование антифриза AGA-Z42, поскольку онобладает усиленной антикавитационной защитой металлов благодарясистемной оптимизации его вязкости, сил поверхностного натяжения идругих физико-химических свойств.
Для двигателей с высокой степенью форсирования (например, стурбонаддувом и интеркулером), преимущественно эксплуатируемых вэкстремальных условиях - пустыня или крайний север, движение при сильнойжаре по городу или по магистрали с перегрузом, режим авторалли -рекомендуется антифриз AGA-Z65, который отличается увеличеннойтеплоемкостью, повышенным запасом служебных свойств и усиленнойтермостабильностью пакета присадок, что в комплексе обеспечиваетнадежное охлаждение самых "горячих" двигателей.
И абсолютно для всех двигателей рекомендуется применятьантифриз-очиститель AGA-R30 с температурой начала замерзания -30°С. Этотпродукт обладает всеми свойствами стандартного высококачественногоантифриза. Незначительная добавка антифриза-очистителя AGA-R30 (1…2литра на 10 литров емкости системы охлаждения) за 100...150 км до сменыохлаждающей жидкости позволяет обеспечить эффективную промывку, удалениенакипи, продуктов разложения антифризов и коррозии металлов.Итак, выбор "правильного" антифриза, знание и использование несколькихнедорогих, но эффективных составов позволяет содержать системуохлаждения в идеальном состоянии, а при необходимости без излишнихзатрат времени, денег и, что также немаловажно, без нервотрепки быстро иизящно отремонтировать ее своими силами.
С. Олегов






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.