ВАЗ-21213: тюнинг внутри и снаружи

Несмотря на скепсис многих, ВАЗ можно сделать лучше" - эта фраза, услышанная на одной из пресс-конференций, могла бы стать начальной строчкой гимна всем тем, кто трудится на плодородной ниве тюнинга. В том числе и "Нивы" ВАЗ-21213.
Все каламбуры уместны - чего ни сделаешь ради популярнейшего российского внедорожника!

Как и любой нормальный советский автомобиль, вазовский внедорожник можно смел подвергнуть любому уровню тюнинга.

ВНУТРИ

Еще до ухода этой идеи в массы Волжский автозавод сам занялся собственным детищем: в 1992-м, спустя пятнадцать лет после начала производства, стандартные "шестерочные" двигатели объемом 1600 куб. см были заменены на 1700-кубовые, с бесконтактной системой зажигания. В результате установки более современного агрегата прожорливость машины снизилась примерно на 10 %, немного улучшились тягово-динамические характеристики. И тем не менее энерговооруженность машины оставляла желать лучшего. Еще через год в коробку передач добавили пятую ступень, а место короткого кардана между раздаточной коробкой и КПП занял шарнир равноугловых скоростей от "Оки". Изменили и передаточное число главной пары: с 4,3 оно снизилось до 4,1 и 3,9. Но вернемся к двигателю. Сейчас для "Нивы" есть пять вариантов силовых установок. Покупателям предлагают стандартный, 79-сильный мотор объемом 1.7, два торгмашевских агрегата объемами 1.8 литра (90 л. с.) и 1.9 (увеличенный диаметр и ход поршня, 106 л. с., 95-й бензин) и детище вазовского ОПП - 1.8-литровый, 90-сильный двигатель, работающий на обычном "девяносто третьем". Все бензиновые движки - карбюраторные. Есть в гамме и слабенький атмосферный дизель мощностью 53 л. с., собираемый на заводе Барнаултрансмаш. Цены на незаводские двигатели существенно отличаются не только по мощности, но и по цене: к примеру, 1.9-литровый мотор от Торгмаша стоит на семь тысяч рублей дороже стандартного, который можно купить за сумму около 12 000 рублей.
Совершенно ясно, что не каждый владелец "Нивы" захочет выложить почти семьсот долларов за агрегат, который нужно еще установить и заставить работать в паре со стандартной трансмиссией. Здесь необходим комплексный подход, который смогла бы обеспечить мастерская или фирма, специализирующаяся на доводке тольяттинских внедорожников. Слава Богу, недостатка таковых не ощущается. Практически в каждом городе существует пара-тройка клубов настоящих "нивоводов", где можно получить консультацию по вопросам тюнинга и сделать необходимые изменения в конструкции своей "Нивы". Вот, правда, качество и компетентность этих советов и переделок зачастую оставляют желать лучшего. Здесь все зависит от благоразумности и знаний самого владельца - ну, к примеру, посоветуют ему поставить широкие шины на диски с неподходящим для "Нивы" вылетом, которые "повышают устойчивость", "улучшают внедорожные качества", "просто круто смотрятся". Правда, к сожалению, еще и изменяют геометрию шасси, серьезно ухудшая курсовую устойчивость, снижают характеристики управляемости машины и значительно уменьшают сроки службы деталей ступиц вашего автомобиля.
Немало "нивоводческих" ресурсов есть и в Интернете. В одном из них Александр Жданович, призер Мастер-Ориентирования-98 предлагает свои советы по доводке российского внедорожника. К примеру, для повышения стойкости передней подвески, увеличения ее живучести и ходимости предлагается усилить втулки оси нижнего рычага, установить пружины с увеличенным ресурсом, поставить газовые амортизаторы. Кстати, теме усиления кузова, подвески и некоторых частей трансмиссии посвящается чуть ли не половина всей информации, имеющаяся по ВАЗ 21213 в Рунете. Вот лишь некоторые предполагаемые способы: приварка площадок и установление сквозных болтов для крепления раздаточной коробки, наварка дополнительных металлических пластин на верхние и нижние точки крепления амортизаторов, приварка металлических "домиков" для креплений поперечной тяги и многое другое. Не стоит польщаться на советы по увеличению клиренса путем установки проставок под пружины - таким образом можно сократить и так не особо большие ходы подвески "Нивы". Отдельная статья - использование импортных амортизаторов. "Ниве", как и любому короткобазному джипу, свойственны как "валкость" в поворотах малого радиуса, так и эффект своеобразного "козления" (продольная раскачка) на ухабах при движении в режиме "старт-стоп". Как показывает практика, применение современных газо-наполненных амортизаторов от Monroe, De Carbon, Kayaba позволяет во многои избежать этих неприятных эффектов. Кроме этого, часто можно услышать советы установить дифференциал повышенного трения в задний, а иногда и в оба моста, рулевой редуктор и лебедку. Но кроме положительных сторон у этих механизмов есть и свои очевидные минусы: к примеру, хоть рулевой редуктор и уменьшает усилие на руле, но увеличивает число оборотов рулевого колеса, а лебедка потребует установки значительно более мощного, чем штатный, аккумулятора.
Еще одна позиция, которую можно обнаружить практически во всех прайс-листах "нивоводческих" мастерских, - установка дополнительного топливного бака, "увеличивающего запас хода почти в два раза". Здесь тоже есть варианты: можно найти баки на 40 и 56 литров, с заправочным лючком на борту машины, с дополнительным электробензонасосом. К отрицательным сторонам можно отнести только возрастающую массу автомобиля.

    


Нива с агрессивной защитой от "Союз-96"



Нива с пластиковым нарядом и безопасным "кенгурином"



Такую пластиковую обвеску для Нивы делает Aileron



Кто сказал, что Нивы не летают!



Знаменитый болид "Рокера" Леонова на соревнованиях в Колтушах




Нива подготовки RRT

СНАРУЖИ

Хороший автомобиль должен хорошо выглядеть - то, что давно стало аксиомой на Западе и Востоке, совершенно нехарактерно для наших автомобилей. Правда, защищая позиции ВАЗа, стоит сказать, что все-таки худо-бедно, но рестайлинг "Нивы" все же состоялся. В 1993 году на смену морально устаревшему интерьеру от ВАЗ 2106 пришел его более современный вариант. Кроме этого, серьезной переработке подверглась задняя часть машины: горизонтальные фонари были заменены вертикальными, а кромка багажника опустилась до уровня бампера, что, кстати, уменьшило жесткость кузова. Вот практически и все, что изменилось во внешности и внутреннем облике "Нивы". Естественно, что такое положение дел не могло удовлетворить многочисленные тюнинговые фирмы, и через некоторое время их продукция заполонила рынки и специализированные отделы магазинов. В первую очередь появились разнообразные "кенгурятники", или, если говорить правильно, "кенгурины". Появившиеся в Австралии для защиты от безрассудных кенгуру, они распостранились по всему миру в качестве средства пассивной безопасности. Еще бы, что же лучше может защитить передок вашего джипа от столкновений на небольших скоростях, как не внушительная конструкция из труб! Но и здесь есть свою нюансы. Во-первых, если вы покупаете "кенгурин", обязательно требуйте сертификат, удостоверяющий, что товар прошел все испытания и одобрен ГИБДД. Иначе в случае ДТП с участием пешеходов у вас могут возникнуть слишком большие проблемы с законом. Во-вторых, при установке кенгурина его следует крепить не к бамперу, а напрямую к раме или лонжеронам кузова и лишь фиксировать на бампере. Но даже защищая передок от повреждений, вы рискуете большим - в случае серьезного столкновения "кенгурин" напрямую перенесет удар на силовые конструкции кузова, а это грозит уже очень серьезным ремонтом. Так что советуем вам подумать, прежде чем покупать это специфическое имиджевое приспособление.
Изготовлением всех этих аксессуаров занимается фирма "Союз-96", снабжающая своей продукцией практически всю Россию. Кроме "кенгурина", к таким псевдосиловым элементам относятся дуги-подножки и кронштейн крепления запасного колеса ("калитка"). Кстати, перенос запасного колеса назад освобождает место под капотом, которое можно использовать в других целях. К примеру, фирма "Бронто" устанавливает там газогенераторную систему пожаротушения. Правда, заднее колесо немного ухудшает обзорность. Другой объект желаний многих владельцев "Нив" - различные пластиковые накладки, грязеотбойники, спойлеры, фальшпороги и многое другое. В нашем городе выпуском этих аксессуаров занимается фирма "Элерон".Обычно они изготовляются из двух составов: стеклоткани, смешанной с полиэфирной смолой, или обычного АБС-пластика, смешанного с ПВХ. Первый материал прочнее, но дороже, второй - дешевле, но зачастую трескается на морозе из-за нарушений в технологии производства. Мнение, что подобные приспособления улучшают внешний вид, разделяют не все. В любом случае, устанавливая пластиковые аксессуары, позаботьтесь о том, чтобы образующиеся скрытые полости были обязательно обработаны антикоррозийным составом и были защищены от попадания воды.
В любом случае, оборудуя свой автомобиль пластиковой обвеской, можете забыть обо всех экстремальных внедорожных прелестях: настоящие джиперы не признают никаких паркетных "прибамбасов". В этом есть и рациональное зерно: обычная "Нива" с ее плоскими кузовными панелями, "кондовым" дизайном и отсутствием любых "манерных" приспособлений идеальна для штурма бездорожья. Практически в любой ситуации ее можно вытащить с помощью смекалки, домкрата и попавшихся под руку стволов деревьев, не боясь повредить что-нибудь очень дорогое. А все навесное противоречит главному внедорожному качеству - рациональности.
Если что-то лишнее и пригодится настоящему джиперу на "Ниве", так это дополнительный свет. По мнению многих, стандартная светотехника оставляет желает лучшего, так что установить дополнительные фары на бампере, кенгурине или на "люстре" поверх крыши не помешает. Но и здесь следует подходить с умом - не брать, что попало. К примеру, АО "Освар" специально для "Нивы" выпускает противотуманки, которые имеют специальный алюминиевый узел крепления, обладающий высокой механической прочностью и отлично противостоящий коррозии и вибрационным нагрузкам. Другая нужная вещь, которая пригодится и "городскому джипу", и внедорожнику, - зеркала. Особенно это актульно для владельцев ВАЗ 2121, чьи зеркала настолько малы, что их самих порой трудно разглядеть.
Выпуском зеркал для "Нив" в Петербурге занимается фирма "Политех". В ее ассортименте можно найти удобные большие зеркала (площадь зеркального элемента увеличена почти втрое), со встроенным электроподогревом и антиослепляющим покрытием.
Список внутренних работ по преобразованию "Нивы" может также включать установку электростеклоподъемников, раздвижных задних окон, Си-Би радиостанции, обогрева сидений, дополнительного света в багажнике, бардачке и над зеркалом заднего вида.

Текст: Александр Евштокин

Фото см. - Большой конструктор для настоящих мужчин  Колеса+cars.ru










Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.