FORD: Столетие успеха

100 лет назад была основана Ford Motor Co., со временем ставшая второй по величине автомобильной компанией в мире. Автомобильный отец Америки

В юношеские годы Генри Форд все свободное время тратил на возню с железками, благо, на процветающей ферме отца их хватало. Немного настойчивости и родительские деньги привели юношу после окончания школы в близлежащий промышленный Детройт.

Талантливого механика-самоучку нанял сам Томас Эдисон. Обнаружив в хозяйстве Эдисона бензиновый двигатель Отто, Генри заставил его работать. Молодой человек до такой степени освоил передовую технику, что загорелся идеей создания мотора из подручных материалов. Результатом стала оригинальная конструкция мощностью 4 л. с. Следующим шагом стало создание самодвижущегося экипажа. На протяжении четырех лет в свободное от работы время в небольшой мастерской Форд строил свой Quadricycle, впервые увидевший свет весной 1896 года. Quadricycle представлял собой тележку на 20-дюймовых велосипедных колесах с двухместным сиденьем и керосиновым фонарем. Крутящий момент от размещенного под сиденьем двигателя ремнем передавался на приводной вал, а с него – цепью на правое колесо. В 1899 году группой предпринимателей была создана Detroit Automobile Co., которая до 1902 года выпустила 25 аналогичных машин. На первенце же Форд проехал несколько тысяч миль, после чего продал его за 200 долларов, но вскоре выкупил, положив начало знаменитому сегодня фирменному музею.

В компании Форду предложили должность главного конструктора. Наличие производственной базы позволило ему с головой окунуться в мир автоспорта. В 1901 году за рулем машины с 8,8-литровым мотором Форд выиграл гонку на ипподроме Детройта. Но мечта об установлении абсолютного мирового рекорда скорости не давала Генри спать спокойно. Четырехцилиндровый 70-сильный мотор рабочим объемом 18,9 л позволил побить прежний рекорд скорости в 1903 году. За рулем «фордовского» «монстра» был Барни Олдфилд, который прошел дистанцию в 1 милю со средней скоростью 147,014 км/ч.

В это время над Генри стали сгущаться тучи. Дело в том, что главный конструктор не сошелся во взглядах на перспективы автомобилизации Америки с советом директоров компании и вынужден был покинуть ее. Форд считал, что будущее – за недорогими машинами, его же оппоненты придерживались диаметрально противоположного мнения. Арендовав вагоноремонтный завод с необходимым оборудованием, 16 июня 1903 года Генри зарегистрировал новую компанию Ford Motor Co.

Первая машина, созданная в стенах новой компании, получила символичное имя Model A. Простота конструкции позволила сделать ее одной из самых дешевых на рынке – $850. Двухцилиндровый оппозитный 8-сильный двигатель объемом 1,9 л приводил задние колеса через простую двухступенчатую КПП.

В 1908 году настало время перемен. Главная идея Форда заключалась в необходимости выпуска простого и дешевого автомобиля. Над созданием конструкции работала команда первоклассных специалистов. Низкую себестоимость и массовость обеспечил конвейер, который до этого использовался… на чикагской бойне при разделке туш. Опробовали преимущества конвейера при сборке магнето, а со временем было перепрофилировано все производство.

Легендарная «Жестянка Лиззи» – Model Т – стала символом успеха компании. Машина имела прочную раму, четырехцилиндровый 20-сильный 2,9-литровый двигатель водяного охлаждения без бензонасоса, двухступенчатую планетарную КПП с ножным переключением и подвеску на поперечных рессорах. При массе всего 550 кг она разгонялась до 67,5 км/ч и потребляла 14 л бензина на 100 км.

Кстати, именно тогда родилась знаменитая фраза Генри Форда: «Вы можете выбрать автомобиль любого цвета при условии, что он черный». Ведь долгое время для покрытия использовался только быстросохнущий черный японский лак. До 27 марта 1927 года, когда с конвейера сошел последний Ford T, было выпущено более 15 миллионов экземпляров этих машин.

 Империя Форда

Lincoln

Компания, названная в честь Авраама Линкольна, была основана Генри Лиландом в 1919 году. Талантливый инженер оказался плохим финансистом и был вынужден продать свое предприятие Генри Форду за 8 миллионов долларов в 1922 году. Инициатором сделки выступил сын Форда Эдсел, который и возглавил компанию. Со временем марка Lincoln стала олицетворять в «фордовской» иерархии самые роскошные и дорогие модели. Именно Lincoln долгое время использовался президентами США в качестве официального транспортного средства.

Mercury

Название марки родилось в недрах компании Ford в 1938 году. Новинка должна была занять нишу между дешевыми Ford и дорогими Lincoln. Со временем марка утратила самобытность. Сегодня автомобили Mercury унифицированы с основными моделями Ford, но лучше укомплектованы и отличаются спортивным характером.

Mazda

В 2001 году японская компания отметила свое 70-летие. Правда, производством автомобилей она занимается немногим более 40 лет. В 1979 году Ford Motor Co. приобрела 25% акций Mazda, а в 1996-м увеличила свою долю до 33,4%, став крупнейшим акционером. Mazda является единственным производителем автомобилей с двигателем Ванкеля, который принес компании победу в 24-часовых гонках в Ле-Мане.

Volvo

Шведская компания Volvo производит легковые автомобили с 1927 года. Под крылом «голубого овала» отделение Volvo находится с 1999 года. За последние четыре года гамма выпускаемых моделей расширилась, а первый SUV марки – XC90 завоевал в США престижный титул «Лучший внедорожник 2003 года».

Jaguar

Английская SS Car Company была основана в 1927 году сэром Уильямом Лайонсом. Первый ягуар «взобрался» на радиатор машины в 1938 году, а спустя семь лет компания была переименована в Jaguar. Долгие годы она специализировалась на производстве спортивных машин, принесших марке мировую известность. В 50-е годы появились первые люксовые седаны, сразу же занявшие почетное место в гаражах королевских семей. В 1990 году легенда британского автопрома перешла под контроль Ford.

Aston Martin

В 1914 году Лайонел Мартин и Роберт Бамфорд в небольшой мастерской построили свой первый автомобиль. Машину назвали Aston Martin – в честь победы Мартина в гонках Астон-Клинтон в 1913 году. Переломным для компании стал 1947 год, когда контроль над ней оказался у промышленной группы David Brown. С тех пор автомобили с индексом DB являются самыми желанными для поклонников марки. Успеху брэнда в немалой степени способствовал кинематограф, в частности, супермен всех времен и народов Джеймс Бонд, неоднократно выбиравший Aston Martin на роль своего верного четырехколесного друга. Интересно, что за почти 90-летнюю историю было произведено немногим более 16 тысяч машин этой марки. В «короне» Форда она сияет с 1993 года.

Land Rover

Утилитарный внедорожник Land Rover впервые был представлен публике на автосалоне в Амстердаме в 1948 году. Основными покупателями машины были военные из Великобритании и других стран. В 1970 году родилась новая марка Range Rover. «Фермер во фраке» фактически стал основателем нового подкласса люксовых внедорожников. Кроме практически не изменившейся за 55 лет модели Defender, в гамме появились новые автомобили – Discovery и Freelander. В 2000 году компания Ford Motor Co. приобрела Land Rover Group, Ltd. у немецкой компании BMW AG.


Ford А. В 1927 году, после снятия с производства «Жестянки Лиззи», конвейер был остановлен на шесть месяцев – для перехода на новую модель. Рынок требовал более совершенной конструкции, мощнее и комфортабельнее предшественника. В последующие годы было продано более 5 миллионов машин. С декабря 1932 года производство Ford-A с незначительными изменениями наладили в России.


F-1. Первый пикап Ford F-серии – одна из самых успешных моделей в истории компании. С момента своего появления в 1948 году компания продала более 27,5 миллиона пикапов F-серии по всему миру. 26 раз это семейство становилось бестселлером. Только в прошлом году компания Ford Motor продала более 800 тысяч машин этого семейства.


Custom. Первая по-настоящему новая послевоенная модель компании появилась в 1949 году. До этого выпускаемые модели являлись не более чем рестайлингом машин довоенных лет. Она предлагалась с четырьмя вариантами кузовов – 2- и 4-дверный седан, кабриолет, а также 2-дверный универсал. Под капотом был расположен мотор V8 или рядная «шестерка». За первые 18 месяцев продали 1118740 машин.


Taunus. Первый европейский Ford с передним приводом (1950). Постоянная модернизация позволила модели продержаться на конвейере 9 лет. Машина предлагалась с четырехцилиндровым мотором и двумя вариантами кузова – двухдверный седан и универсал.


Thunderbird. «Буревестник» дебютировал в 1954 году. Это был ответ Ford на появление Chevrolet Corvette и многочисленных английских спортивных машин. Под капотом динамичного двухместного родстэра со съемным жестким верхом «спрятался» 198-сильный V8.


Falcon. Первый компактный американский Ford. Семейство «соколов» представили публике в октябре 1959 года. Первоначально модель предлагалась в двух вариантах – 2- и 4-дверный седаны, но вскоре появился и универсал. Новый дизайн принципиально отличался от огромных хромированных «дредноутов» прошлых лет. Модель послужила основой для создания пикапов Ranchero.


Cortina. Первый трехобъемный кузов нового дизайна. В 1962 году английское отделение компании представило компактную модель Cortina. Только за первый год было продано 250 тысяч экземпляров. Интересно, что модель с незначительными изменениями продержалась на конвейере до 1982 года.

 


Mustang. 17 апреля 1964 года – знаменательный день для поклонников Mustang во всем мире. Появление «дикого жеребца» произвело настоящий фурор – только в первый день было принято 22 тысячи заказов на этот автомобиль! Ни одна послевоенная модель не пользовалась таким ажиотажным спросом, как Mustang. Лишь за первый год было продано 418812 машин.


Escort. Первый европейский Ford (1980 г.). В 1967 году британское и немецкое подразделения компании были реорганизованы в принципиально новое объединение – Ford of Europe. С тех пор вся продукция европейского отделения унифицирована. Первый европейский Ford, который выпускался по обе стороны Ла-Манша, пользуется популярностью уже более 25 лет.


Capri. Первое спортивное купе для европейских поклонников Ford. Дебютировавшая в 1969 году машина предлагалась с пятью моторами, самый мощный из которых развивал 138 л. с. В начале 70-х Capri сражалась на трассах европейского кузовного чемпионата ETCC и победила в нем в 1972-м.


Taurus. Первый среднеразмерный седан с приводом на переднюю ось (1986). Оригинальный внешний вид и новая компоновочная схема позволили создать просторный и недорогой автомобиль, который успешно продавался как на европейском, так и на американском рынках. Модель предлагалась с кузовами седан и универсал с моторами объемом 3-3,5 л мощностью 147 – 238 л. с.


Explorer. Первый SUV в гамме Ford появился в 1991 году. Популярность многофункционального внедорожника Explorer сделало аббревиатуру SUV нарицательной. Статистика свидетельствует, что в США модель Explorer одна из самых популярных в своем классе.

Сергей Иванов
Фото Ford

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.