FORD: Питерские «фокусы»

Открытие завода компании Ford во Всеволожске Ленинградской области – событие, бесспорно, не рядовое. Мы не могли оставить его без внимания и решили собственными глазами посмотреть, как американские автомобили собирают в бывшем Советском Союзе.

Перспектива первым из украинских журналистов оказаться на заводе Ford во Всеволожске казалась весьма заманчивой. Еще бы – ведь это первое на всем постсоветском пространстве предприятие, которое не «отверточной» сборкой занимается, а самостоятельно осуществляет сварку и окраску кузовов, а также окончательную сборку автомобилей мирового уровня! Поэтому отправляясь в Северную Пальмиру, ваш покорный слуга не испытывал иных чувств, кроме крайней заинтересованности, с каждой минутой перерастающей в нетерпеливое любопытство.

Дабы не тратить времени зря, я предусмотрительно захватил с собой в дорогу книгу «Форд и Россия. 95 лет сотрудничества», и за время, проведенное в пути, почерпнул из нее немало интересных фактов. Так, я узнал, что первое официальное представительство Ford в России появилось в 1907 году в Москве, но уже через два года генеральным стало другое отделение, открывшееся в Санкт-Петербурге. Интересно, что одновременно с ними появился и «дилер» Ford в Украине, а именно в Одессе. Ну а те страницы истории, которые связаны с тракторами «Фордзон» – первопроходцами российской целины, постройкой совместного завода в Нижнем Новгороде, автомобилями ГАЗ-А и ГАЗ-АА, в очередной раз напомнили мне о давних и теплых взаимоотношениях американской компании и российского государства.

Снова в Россию

Подготовившись таким образом, я сразу же по прибытии набрал номер координатора по связям с общественностью ЗАО «Форд Мотор Компани» Екатерины Кулиненко. «Да, конечно, я с удовольствием отвечу на любые ваши вопросы, – услышал я в ответ на свою просьбу. – Вот только непосредственно процесс сборки вы, к сожалению, увидеть не сможете. В настоящее время на заводе технологическая остановка производства».

Вот те раз! Не прошло и месяца с момента начала производства (это событие состоялось 9 июля 2002 года), а оно уже остановлено! Как же так? Оказывается, все не так просто. Дело в том, что первые опытные образцы российских «Фокусов» были собраны… еще в декабре 2000 года. В течение последующих полутора лет они подвергались различного рода испытаниям, целью которых было убедиться в том, что автомобили российской сборки ни в чем не уступают своим немецким или испанским собратьям. К июлю этого года тесты были закончены, и конвейер запустили. А упомянутая «технологическая остановка» – не более чем традиционный августовский период отпусков у большинства работников предприятия.

Но все же начнем сначала. Договор о постройке завода был подписан еще в 1995 году; тогда же было решено, что предприятие будет заниматься не «отверточной», а полноценной сборкой. Этому решению предшествовало глобальное маркетинговое исследование, которое доказало немалую выгоду от постройки такого завода в одном из пригородов Санкт-Петербурга.

«А почему завод решено было строить именно в Ленинградской области?» – моментально интересуюсь я. «Причин много, но выделить стоит несколько из них, – рассказывает госпожа Кулиненко. – Во-первых, на регионы Москвы и Санкт-Петербурга приходится порядка 60% всего российского автомобильного рынка, а один из главных принципов, сформулированных еще Генри Фордом, гласит: «Производи там, где собираешься продавать». Далее, обе эти области превосходно развиты в плане транспортных артерий, что значительно упрощает как доставку комплектующих, так и перевозку готовых автомобилей. Тем не менее, Ленинградская область (и, в частности, Всеволожск) предпочтительнее из-за близости крупного морского порта, каким является Санкт-Петербург. Кроме того, не последнюю роль сыграла и более привлекательная, по сравнению с московской, налоговая политика Ленинградской областной администрации».

Еще один немаловажный фактор – качество подготовки, которую дают питерские технические вузы. Специальное исследование показало, что ее уровень – один из самых высоких в стране, а значит, квалифицированные кадры всегда будут под рукой. А ведь именно на местных кадрах и строится вся стратегия развития питерского производства.

«Естественно, в нашем штате много западных специалистов, – продолжает Оксана Хартонюк, один из менеджеров проекта. – Но одной из основных их задач является подготовка квалифицированных местных сотрудников, которые со временем заменят некоторую часть иностранных специалистов. Процесс обучения персонала идет непрерывно, и в него вкладываются немалые средства. Так, компания инвестировала $270 тыс. в создание Центра производственного обучения на базе Всеволожского сельскохозяйственного колледжа.

Легко догадаться, что работать у нас выгодно и престижно – немалая заработная плата, различные социальные программы… Поэтому мы имеем возможность проводить очень жесткий отбор сотрудников, а значит – рассчитывать только на лучших. Кстати, по оценкам западных коллег, у нас во Всеволожске работает одна из лучших команд на «фордовских» заводах во всем мире – и это касается не только руководящего звена, но и всех сотрудников завода».

Количество и качество

Итак, удачное расположение, импортное оборудование и комплектующие, квалифицированный персонал… Вполне достаточно для того, чтобы выпускать автомобили, не уступающие по качеству западным аналогам. Но уверены ли сами заводчане в высоком качестве своей продукции?

«Безусловно! – решительно отметает мои сомнения Екатерина Кулиненко. – На заводе работает контрольная группа из 16 человек, в состав которой входят и западные специалисты. Эти люди строго следят за соответствием нашей продукции европейским стандартам. Более того, если вы или ваши российские коллеги-журналисты захотите провести любой тест наших автомобилей, мы готовы предоставить их вам без малейших колебаний.

А вот насчет комплектующих вы не совсем правы. Уже сейчас некоторые детали – в частности, стекла, обивку сидений, коврики – поставляют нам отечественные производители. А в течение пяти лет с момента начала производства Ford Motor Company планирует локализовать 50% комплектующих в соответствии с законом об инвестициях в автомобильную промышленность».

Хороша Маша, да не наша

В настоящее время на заводе во Всеволожске выпускается только одна модель – Ford Focus. Потенциальная мощность производства на сегодняшний день составляет 25 тыс. автомобилей в год, однако в случае изменения спроса на рынке технологически возможно довести это количество до 100 тыс. машин ежегодно. Более того, со временем может быть налажено производство во Всеволожске других моделей Ford – Mondeo, Fiesta и проч.

К сожалению, никаких планов относительно поставки российских «Фокусов» в Украину на данный момент нет. К сожалению – потому что полностью идентичный автомобилям западной сборки, российский Ford Focus будет значительно дешевле. Так, если на рынке России автомобиль, собранный, к примеру, в Германии, обойдется покупателю в 13900 условных единиц, то всеволожский Focus будет стоить ровно на три тысячи «зелененьких» меньше. Заманчиво? Более чем. Но, повторюсь, пока это доступно только нашим северным соседям. Возможны ли какие-то изменения? Поживем – увидим…

 СТАТИСТИКА

Завод расположен во Всеволожске Ленинградской области. Общая площадь предприятия: 26 га.
Площадь, задействованная под производство на данный момент: 36000 кв. м.
Производственный цикл включает в себя сварку кузова, окраску и окончательную сборку.
Объем инвестиций: $150 миллионов.
Выпускаемый продукт: Ford Focus с тремя типами кузовов (седан, хэтчбек и универсал), четырьмя вариантами комплектации (Ambiente, Comfort, Trend и Ghia) и тремя типами двигателя – Duratec 1,6i 8V (100 л.с.), Zetec 1,8i 16V (115 л.с.), Zetec 2,0i 16V АКПП (130 л.с.).
Потенциальная мощность производства: 25 тысяч автомобилей в год.
Количество сотрудников: 400 человек.

Владимир Некрасов
Фото Ford

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.