FORD: Автобиография Ford

В последнее время Северная Америка все чаще выдает «на-гора» автомобили с нетрадиционным дизайном, дающим фору даже Европе, издавна славящейся сильной дизайнерской школой. Одной из первых «ласточек» стал «круглоглазый» Ford Taurus, а подтвердило эту тенденцию представленное на Северо-Американском Международном Автосалоне в Детройте новое поколение купе Mercury Cougar и общенародный любимец, флагман модельного ряда Lincoln — модель Town Car. А начиналось все так...

30 июля 1863 года, в городе Диборн (США), в семье фермера Форда родился сын, названный Генри. Ребенок рос, на удовольствие отца, во всех отношениях примерным. Генри был трудолюбив, терпелив, в радостях мирских умерен. Увлекался всем, что каким-либо образом было связано с техникой. В конце концов это увлечение вылилось в то, что уже в 1896 году им был разработан двухцилиндровый двигатель с расположенными на одном уровне цилиндрами, весом 250 кг и мощностью 4 л. с. Этот двигатель был установлен Генри Фордом под сиденьями автомобиля собственной же конструкции, который развивал максимальную скорость 19 миль в час (30 км/ч). Получилась очень простая машина, одновременно сочетавшая в себе ряд новаторских решений, которая была легче и быстрее автомобилей того времени. Но Генри Форд и не думал почивать на лаврах, и уже в конце 1897 года изготовил прототип второго двигателя, который позже стал выпускаться серийно.

Планы Генри на создании автомобилей не заканчивались, наоборот — они только начинались. Его больше интересовал не столько сам процесс разработки автомобилей, сколько идея их серийного выпуска. Форд хотел, чтобы автомобиль стал действительно массовым средством передвижения, а не роскошью, дорогой и бесполезной игрушкой (каковой он в то время и являлся). Руководствуясь этой действительно высокой целью, он, вместе с изобретателем Томасом Альва Эдисоном, в 1901 году создает Детройтскую Автомобильную Компанию (Detroit Automobile Company). В 1908 году, совместно с другим конструктором — Чайльдом Гэхольдом Уиллсом, Генри Форд разрабатывает свой первый серийный автомобиль — легендарную модель Т, прозванную позже «Жестяной Лиззи». Этот автомобиль стал первым по-настоящему массовым автомобилем. Уникальность его состояла сразу в нескольких аспектах.

Во-первых, он продержался в производстве 20 лет без каких-либо изменений, а это говорит об изначально удачной конструкции, которая смогла удовлетворить требования покупателей в течение такого долгого срока. Здесь следует напомнить, что то время (начало века) было не только периодом революций социальных, а и технических, может быть, даже больших по значимости для цивилизации. В процессе очень быстрого совершенствования технических средств такой долгий срок производства модели Т — более чем просто рекорд.

Во-вторых, «Железная Лиззи» стала первой моделью автомобиля, производимой широко распространенным сейчас конвейерным способом. После изобретения Генри Фордом в 1913 году конвейера, который помог существенно сократить затраты на производство одной машины, как финансовые, временные, так и трудовые, автомобиль стал доступен практически каждому, кто имел постоянный заработок. Следствием этого стал огромный объем продаж модели Т — до 1927 года, когда ее сняли с производства, было продано 16 000 000 экземпляров. Этот рекорд продаж и длительности производства одной модели без конструктивных изменений смог побить только другой «народный» автомобиль — Volkswagen Kaefer, однако он производился гораздо позже — начиная с конца сороковых годов.

Конструкция Ford T представляет собой лонжеронную раму, на которую устанавливался четырехдверный кузов типа фаэтон с четырьмя посадочными местами. Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель карбюраторного типа с жидкостным охлаждением, объемом 2895 кубических сантиметров и двумя клапанами на цилиндр развивал мощность 20 л. с. — немалую по тем временам. Большой клиренс и удачно сконструированная система подвески очень сильно помогли при распространении автомобиля в различных частях света, не имеющих возможности похвастаться хотя бы терпимыми дорогами, а иногда наличием дорог вообще. С самого начала Генри Форд взял курс на производство доступных по цене автомобилей, поэтому Ford Т не мог блеснуть наличием роскошного дополнительного оборудования, коим отличались почти все остальные автомобили того времени, так как они предназначались для очень богатых владельцев.

Кроме изобретений технического характера, Форд известен новаторством в маркетинговом плане. Он разработал прогрессивные системы продажи автомобилей, поставки запасных частей и сервисного оборудования. Более того, завоевание американского рынка массовых автомобилей, где, кстати, у «Ford Motor Co» не было конкурентов, побудило Генри Форда открыть в 1911 году в крупном промышленном центре Великобритании — Манчестере предприятие «British Ford Motor Co», также занимающееся производством модели Т. В 1922 году Форд изменяет идее производства только дешевых автомобилей и открывает в США филиал Lincoln, который, в отличие от других заводов Генри Форда, занимался выпуском дорогих машин. Через 14 лет после основания завода в Великобритании атака на Европу продолжается открытием в 1925 году в Германии, в городе Берлине «Ford Motor Co AG». До этого продукция Форда была представлена в Германии агентом-импортером, находившемся в городе Штольп, в Померании. Завод в Берлине тоже выпускал Ford Т.

Еще одна отличительная особенность Генри Форда заключалась в том, что он заботился о своих рабочих, хорошо оплачивал их труд и был лишен каких-либо расовых предрассудков. Работать на заводах Форда было не только престижно, но и приятно. Такой образ крупного промышленника несколько выбивался из стереотипных рамок представлений о эксплуататоре-капиталисте, навязываемых советской пропагандой. Поездка Генри Форда в Россию окончательно добила этот стереотип. Результатом этой поездки стал построенный под руководством инженеров «Ford Motor Co» в 1932 году, в городе Горький, завод по производству ГАЗ А — четырехдверного фаэтона, изготовляемого по образу и подобию запущенного в производство в США и в Германии в 1928 году Ford А. Этот автомобиль представлял собой плод эволюции прошлой модели Ford Т. Сохранив основные конструкционные особенности, он оснащался современной и очень совершенной по тем временам трехступенчатой коробкой передач.

В 1931 году в Великобритании, в Дагенхэме, графство Эссекс, открывается новый завод «British Ford Motor Co». В этом же году в Кельне, в Германии, построен завод по производству недорогих и универсальных грузовиков. Экономический рост корпорации Форда и его маркетинговый гений поражают.

В отличие от Америки, в Великобритании не пользовались спросом крупногабаритные автомобили, и следствием этого стало решение о начале выпуска на заводе в городе Дагенхэме небольших, практичных автомобилей. Эта тенденция сохранилась также в первое время после окончания второй мировой войны.

В 1939 году в Германии был запущен в производство первый Ford Taunus, автомобиль, положивший начало нескольким поколениям машин с таким же названием, последнее из которых было снято с производства в восьмидесятые годы. В этом же году в США открылся еще один филиал «Ford Motor Co», занимающийся производством дорогих автомобилей — Mercury.

Грянула вторая мировая война. Америка, оказавшись втянутой в военные действия, направила большую часть своих производственных мощностей на обеспечение армии необходимой техникой. «Ford Motor Co» также не оказался в стороне от происходящих событий и участвовал в выполнении военного заказа.

Пережив войну, через два года после ее окончания, в 1947 году умирает Генри Форд. Траур был общенациональный, поскольку на родине Форд был образцом добродетели (в американском понимании значения этого слова), можно сказать, национальным героем. Однако это вовсе не означало гибели корпорации «Ford Motor Co», наоборот, с этого периода она входит в стадию своего нынешнего наимощнейшого развития.

После окончания второй мировой войны и раздела Германии на западную (ФРГ) и восточную (ГДР) части, на заводах «Ford Motor Co AG», а они находились в западной части, продолжается производство автомобилей. Модельный ряд продукции немецких заводов составляли вариации на тему Taunus — автомобили, развивающие ассортимент этой модели — 12М, 15М, 17М.

Этапной моделью в развитии «Ford Motor Co» стала Thunderbird, что в переводе на русский язык означает буревестник, выпущенная осенью 1954-го года. Этот двухместный спортивный автомобиль был ответом на выпуск корпорацией «General Motor» легендарной модели Chevrolet Corvette. Thunderbird стала одной из самых почитаемых моделей «Ford Motor Co» за всю историю этой корпорации. О популярности и престижности этого автомобиля свидетельствует хотя бы тот факт, что очень большое количество американских гангстеров того времени предпочитали именно этот автомобиль всем остальным. Даже в американских фильмах конца пятидесятых годов Thunderbird встречается чаще других автомобилей.

Конец пятидесятых был знаменателен для «Ford Motor Co» еще одним событием. В 1959 году английский филиал — «British Ford Motor Co» поставил на производство последнюю чисто английскую модель корпорации Ford — Anglia 105E. Важность этого события состоит в том, что с начала семидесятых как в Англии, так и в Германии стали производиться одни и те же модели, предназначенные для всех мировых рынков, за исключением американского, для которого существовал отдельный модельный ряд. Отличия для каждого конкретного рынка выражались только в комплектации автомобиля соответственно запросам местных дилеров.

В 1964 году «Ford Motor Co» выпустил самую легендарную модель за всю историю корпорации — Mustang. История этого автомобиля уникальна. Начать хотя бы с того, что Mustang был разработан под руководством Ли А. Якокка — человека, который прошел путь от продавца в одном из дилерств до президента корпорации Ford. Этот спортивный автомобиль, рассчитанный на молодежь, стал в Америке по-настоящему культовым предметом. Иметь Mustang в своем гараже означало принадлежать к самому элитарному слою американской молодежи. По настоящее время во всем мире существует множество клубов поклонников этой модели. Ее появление породило несколько поколений машин с таким же названием, выпускающихся и в настоящее время.

С 1976 года на конвейерах Англии и Германии стала собираться модель малого класса Fiesta, производство очередного поколения которой продолжается в наше время. Особенность этого автомобиля состояла в его низкой цене, простоте и, при этом, неплохом уровне комфорта. Fiesta была нацелена на покупателей, имеющих скромный достаток. Фактически это был возврат к идеям самого Генри Форда, мечтавшего о доступном каждому автомобиле. Однако сие не означает, что с этого момента «Ford Motor Co» перестал заниматься выпуском дорогих и роскошных автомобилей. Например, президенты Соединенных Штатов Америки, начиная с пятидесятых годов и по настоящее время, перемещаются исключительно на лимузинах, сделанных на основе Lincoln.

Сейчас корпорация Ford переходит к концепции единого модельного ряда для всех региональных отделений. Занимая второе место в мире после корпорации «General Motors» по производству автомобилей, «Ford Motor Co» представляет модельный ряд, являющий собой разнообразие классов и типов: от автомобилей особо малого класса (Ford Ka) до огромных роскошных седанов (Lincoln Town Car), от спортивных машин (Ford Mustang) до шикарных внедорожников (Lincoln Navigator).

Андрей Волощенко, Александр Силков

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.