Jaguar: Кошачье сердце

Для многих марка Jaguar ассоциируется с мощью, спортивным характером, выносливостью – всеми чертами, которыми обладает представитель семейства кошачьих. Но благодаря чему автомобили этой марки имеют такие характеристики? Давайте заглянем под капот одной из моделей этого бренда.

Для примера возьмем модель XK. В 2009 году ХК вооружили двумя новыми 5-лит­ровыми двигателями (AJ-V8), по которым можно изучить все современные ноу-хау моторостроителей. Один из них атмосферный (Gen IIIS – 385 л. с., 515 Нм/3500 об/мин), а другой – с турбокомпрессором (Gen IIIR – 510 л. с., 625 Нм/2500–5500 об/мин). Новые агрегаты, по сравнению с предшественником (4,2 л), имеют больший рабочий объем, алюминиевые блоки цилиндров, а также в них использованы новые технологии, разработанные в последнее время моторными «гуру». Все они ориентированы на повышение мощностных характеристик, экономичность и улучшение экологичности. Благодаря передовым технологиям оба мотора соответствуют будущим экологическим нормам: в Евросоюзе – Евро 5, в США – стандарту Tier 2 Bin5/ULEVII. При этом мощность атмосферного двигателя стала на 29,2% больше, а крутящий момент вырос на 25%. В случае с турбомотором эти показатели улучшили, соответственно, на 22,6% и 12%, что обеспечило автомобилю высокие динамические характеристики. С такой прибавкой момента и «лошадей» на разгон до «сотни» в случае с «атмосферником» требуется всего 5,5 с, а версии с турбонагнетателем – 4,8 с. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 250 км/ч.

Конструктивные особенности двигателей AJ-V8

Непосредственный впрыск топлива SGDI (Spray Guided Direct Injection), уже знакомый по многим агрегатам ведущих автопроизводителей, сделал революцию в моторостроении. Суть этой технологии – бензин впрыскивается не во впускной тракт, а прямо в цилиндры. Причем алгоритм впрыска может быть не одноразовый, а в несколько фаз – на такте впуска и в конце такта сжатия (режим сверхобедненных смесей). Такая технология позволила оптимально дозировать порции топлива, улучшить смесеобразование, что в итоге дало прирост мощности и повысило экономичность.

Двухраспредвальный механизм привода клапанов с системой проворачивания валов относительно шестерни привода DIVCT (Dual Independent Variable Cam Timing) обеспечивает изменение фаз газораспределения. Этим оптимизировали наполнение цилиндров воздухом и удаление продуктов сгорания на разных режимах работы мотора.

Механизм двухступенчатого подъема клапанов CPS (Cam Profile Switching) дал возможность сделать более качественным процесс наполнения цилиндров на разных оборотах двигателя, а если точнее – обеспечить завихрение воздушного потока на любых режимах так, чтобы внутри цилиндров было улучшено смесеобразование. В результате крутящий момент на средних оборотах увеличился на 10%.

Механизм изменения геометрии впускного такта VIM (Variable Intake Manifold) – давно известная система, которая в моторах с нагнетателями воздуха (турбо- и механическими) не применяется. Но в «атмосферниках» Jaguar такая система есть, и она позволила улучшить подачу воздуха в цилиндры на низких и высоких оборотах, что дает заметный прирост крутящего момента на «низах» и мощности на максимальных оборотах, когда в атмосферном моторе не хватает принудительного нагнетателя воздуха.

Турбокомпрессор Easton шестого поколения с изменяемой геометрией (пришел на смену механичес­кому компрессору Roots) позволил иметь высокий крутящий момент в широком диапазоне оборотов.

Система охлаждения с электронным термостатом и интеллектуальным блоком управления обеспечивает более быстрый прогрев двигателя (масла и антифриза) и оптимальный температурный режим при разных условиях движения.

Юрий Дацык
Фото Jaguar

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.