JEEP: Jeep празднует юбилей - Автомобильный справочник





JEEP: Jeep празднует юбилей

Сегодня принято называть «джипом» любой полноприводный автомобиль, будь то гигант Hummer или аристократ Range-Rover, неприметная «Нива» либо паркетный Kia. Это, скажу я вам, вопиющая техническая безграмотность, поскольку «Джипом» может быть лишь продукция одноименной фирмы из американского Детройта. Кстати, эта компания в середине июня 2001 отпраздновала свой 60-летний юбилей. Сегодня мы поговорим о внедорожниках, носящих это странное имя, о верности традициям, и еще много о чем можно говорить, когда произносится это волшебное для любителей внедорожников слово – Jeep.

Когда в конце 30-х годов армии США понадобился легкий автомобиль, способный перевозить трех солдат и четверть тонны снаряжения, Пентагон объявил об этом автостроительным фирмам. Пейн, владелец крохотной фирмочки Bantam, производившей копии английского малыша Austin-7, очень захотел продвинуть свое предприятие в автолидеры. Для этого он пригласил талантливого, но неуживчивого инженера Карла Пробста, который за 15 дней сумел создать проект нового автомобиля, козырем которого был полный привод. Еще через 49 дней были построены несколько прототипов автомобиля Bantam-40 BRC. После этого Пробст покинул фирму и вернулся в свою инжиниринговую компанию – свободный, независимый конструктор может создать гораздо больше бессмертных вещей, если над ним не довлеет руководство фирмы. Испытания Bantam показали, что этот автомобильчик массой 565 кг требует доработки. К тому же в Пентагоне уже несколько месяцев (с марта 1940 года) лежал дизайн-проект армейского транспортера Mosquito, предоставленный фирмой Willys Overland из Индианополиса.

Однако офицеры военного ведомства решили «класть все яйца в одну корзину» и в июле 1940 года объявили правительственный тендер. В этом испытании пожелало участвовать 135 различных фирм, но учитывая строгие требования к размерам, массе и техническим характеристикам за лакомый правительственный заказ побороться смогли лишь три из них. Испытания, проводимые в ноябре 1940 года, показали удивительные результаты. Кроме доработанного Bantam, здесь были представлены Willys и Ford. Все автомобили очень напоминали прототип Bantam – результат негласного присутствия конкурентов при испытаниях. Заднеприводный Ford продемонстрировал слабую проходимость, Bantam имел недостаточно мощный двигатель, а Willys – множество сложных конструктивных решений, непригодных для армейской жизни. Руководитель испытания, полковник Дуайт Эйзенхауэр (впоследствии легендарный генерал второй мировой войны и президент США) принял мудрое решение – провести унификацию и освоить выпуск армейского внедорожника на всех трех предприятиях. Willys оказался лучше других приспособленным к заданию и уже в 1940-1941 годах было построено 1800 машин экспериментальной серии «МА», где «М» – Military означало серийную армейскую продукцию, «А» – первую серию. Однако военные потребовали облегчения всей конструкции, и генеральный конструктор Willys – Росс взялся за дело. Уже 23 июня 1941 года обновленный Willys MB отправился в войска. Благодаря армейской хронике этот автомобиль сегодня знаком всему миру. Ford от Willys практически не отличался, и автомобили всех трех фирм солдаты упрямо называли «джипами». Происхождение этого слова можно искать в аббревиатуре обозначения «фордовской» модели GPV (джи-пи-ви), что расшифровывается как «транспортное средство общего пользования». Но есть мнение, что остроумные солдаты дали автомобилю такое прозвище в честь героя популярных довоенных комиксов про морячка Папайя и Юджина Джипа. Это было милое существо, одновременно напоминающее детского плюшевого медвежонка и озорную обезьянку. Оно имело огромный нос, маленькие ушки и средний хвост. Сходство, согласитесь, налицо. Тем более что существо все эмоции выражало одним словом (других оно попросту не знало) – Джип.

С началом Великой Отечественной войны США и Англия открыли для СССР Ленд-Лиз – поставки техники для борьбы с общим врагом – Германией. По Ленд-Лизу в Союз было поставлено 50501 Jeep. Всего в 1941 - 1945 годах в США выпущено 639245 этих удивительных машин (здесь приведены данные по трем фирмам, правда, Bantam в декабре 1941 года прекратил существование). Ими пользовались безвестные герои-разведчики, бравые артиллеристы, легендарные полковники. Так, в «фордовском» музее в Дирборне установлен Ford генерала Патона, любитель роскошных Packard и Cadillac Эйзенхауэр неоднократно спасался из безвыходных фронтовых ситуаций благодаря проходимости своего Willys, Никита Хрущев почти всю войну проездил на своем Ford, а генерал Ватутин получил вражескую пулю в своем Willys. В чем же уникальность этого автомобиля? В полном приводе, небольших размерах, четырехцилиндровом 2,2-литровом 60-сильном моторе. Его конструкция изобилует техническими шедеврами: ветровое стекло ложится на капот, фары при необходимости можно повернуть на 1800 и использовать в качестве переноски при ремонте мотора, тент сворачивается подобно плащ-палатке. Известный американский журнал «Road and Track» назвал Jeep «конструкторским Эльдорадо».

Однако война не вечна и компания Willys серьезно задумалась о конверсии. Еще в 1944 году на новом заводе в Толедо собрали 22 прототипа нового автомобиля, обозначенного CJ, что означает «Цивильный Джип». Эта машина предназначалась для использования «на гражданке». В мае 1945 года новинка со старым «лицом» пошла в серию. Уже в 1947 году вся внедорожная техника фирмы Willys Overland получила торговую марку Jeep, тем самым узаконив солдатское прозвище.

В 1946 году для облагораживания внешности старого служаки пригласили талантливого дизайнера Стивенса. Первым делом он создал Station Wagon – полностью закрытый цельнометаллический универсал с тремя дверьми. Этот автомобиль здорово напоминал довоенные деревяшки Woody и предназначался в первую очередь для фермеров. Модель 1947 года отличалась не только V-образной радиаторной решеткой и новым 6-цилиндровым двигателем. Этот мотор производила другая конверсионная фирма-авиастроитель – «Харикейн». Новый автомобиль стал первым полностью закрытым внедорожником в мирном костюме, остальные были лишь его подобием. Никто не знает, почему в США, где в те времена трехлетняя машина считалась динозавром, Station Wagon продержался в производстве практически без изменений с 1946 по 1963 годы. Для молодежи решили создать новый пляжный вариант на базе Jeep. Конструктор Брукс за несколько минут набросал на гостиничной тумбочке легкий открытый автомобильчик с вынесенным далеко назад запасным колесом, измененными крыльями и хромированными бамперами и колесными колпаками. Эту машину решили назвать Jeepster – от слов Jeep и Roadster. Однако в США тогда еще не было индустрии развлечений, и с 1948 по 1950 год было произведено всего 19130 экземпляров Jeepster. Сегодня этот колесный бикини – желанный гость в автомузее и на пляжах Калифорнии.

В 1953 году Willys вошел в корпорацию Kaiser, а новая модель CJ-5 стала единственным открытым внедорожником. Кроме него, производилось семейство простых заднеприводных легковушек и полноприводный пикап Forward грузоподъемностью 0,5 тонны. Дела у Willys шли неважно, поэтому в 1956 году руководство компании решило перевести производство в Бразильский город Рио-де-Жанейро.

В 1962 году фирма вновь возвращается в США, а в 1963-м меняет название на Kaiser-Jeep. В том же 1963 году в ее производственной программе появляется роскошный многоцелевой универсал с целым рядом двигателей Jeep Wagoneer. Этот «вагоновожатый» стал предтечей семейства Cherokee – фирма продавала лицензии на производство утилитарного CJ всем, кто хотел его иметь: Индии, Малайзии, Испании и даже Франции, где выпуском этих машин занимался концерн .

В 1970 году, когда дела Jeep в очередной раз пошли на спад, фирму приобрел «Концерн неудачников», так тогда в США называли корпорацию American Motors. В 1986 г. CJ-17 как модификацию решили «похоронить» (невозможно проводить рестайлинг одной машины 17 раз, не изменив названия), новую версию решили назвать Wrangler. Кстати, этот автомобильчик претерпевает постоянный рестайлинг, но остается тем же Willys.

На смену Wagoneer в 1984 году пришел шикарный универсал Cherokee, названный так в честь одного индейского племени. На территории бывшего СССР существует мнение, что такое название произошло от чисто «пацанского» произношения слова «широкий», и этот автомобиль, подобно Willys на памятнике «Неизвестному Солдату», также может стоять и на памятнике «неизвестному бандиту». Но это неправильная трактовка, как и появившегося в 1992 Grand Cherokee.

В 1987 году American Motors приказала долго жить, а Jeep стал собственностью Chrysler. Так продолжается и по сегодняшний день, а фирма каждый год радует своих почитателей новыми концептами. Пора бы уже показать что-нибудь новенькое, выходящее из ряда трех моделей.

Владимир Винник
Фото из архива автора

↑ Наверх






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.