SEAT: Марторелльская история - Автомобильный справочник





SEAT: Марторелльская история

В этом году испанская компания отметила знаменательную дату – 50 лет назад, 13 ноября 1953 года с конвейера завода в Марторелле, что неподалеку от Барселоны, сошел первый автомобиль.

История испанских авто началась в 1919 году. Тогда итальянская компания Fiat открыла в Испании в пригороде Барселоны свой филиал, а с 1931 года машины, произведенные здесь, получили название Fiat-Hispanias. Однако испанское правительство намеревалось создать собственный автопром. 28 октября 1948 года был подписан договор о лицензионном производстве автомобилей Fiat. Контроль за деятельностью компании взял на себя Национальный Институт Промышленности (INI). 9 мая 1950 года считается днем официального основания Sociedat Espanola de Automoviles de Turismo (Seat), что в переводе на русский звучит как «Испанское общество автомобилей для туризма». Учредителями компании c уставным капиталом в 600 млн. песет выступили INI (51%), шесть банков (42%), а также Fiat, который имел 7% акций и предоставлял лицензию на производство. Первый автомобиль сошел с конвейера завода Zona Franca 13 ноября 1953 года. Это был четырехдверный седан 1400, который представлял собой копию итальянского Fiat 1400. Автомобиль был оснащен 44-сильным бензиновым мотором, способным разгонять машину до 120 км/ч. В 1953 году на заводе в пригороде Барселоны работали 900 человек, а за смену с конвейера сходило всего 5 машин. Но молодая компания стремительно развивалась, и уже в следующем году было выпущено около 3 тысяч автомобилей. Модель производилась до 1964 года. Всего за 11 лет было выпущено 98 тысяч 1400.

Испанский «горбатый»

Одной из важнейших дат в истории считается 27 мая 1957 года. Именно в тот день началось массовое производство модели 600, являющейся точной копией Fiat 600. Простой по конструкции, дешевый в производстве, а потому доступный для потребителей 600 сыграл главную роль в автомобилизации Испании. В 1958 году количество заказов на эту модель достигло 100 тысяч штук, а очередь желающих приобрести «600-й» растянулась на 4 года!

Машину неоднократно модернизировали. Со временем объем двигателя возрос с 633 до 767 см куб., а его мощность была увеличена с 21 до 28 л. с. В 1969 году очередная модификация 600L получила современные, открываемые по ходу движения двери. Кроме двухдверной лицензионной версии, в Испании создали свою – четырехдверную модификацию с удлиненной базой. Производство 600 было прекращено 3 августа 1973 года. К тому времени с конвейера сошло почти 800 тысяч испанских «шестисотых».

От 5 до 300

С появлением новых моделей Fiat соответствующие изменения происходили и на испанском заводе. В 1962 году было налажено производство флагманской модели 1500, которая сменила на конвейере первенца марки. Помимо седана, с 1965 года выпускалась и версия с кузовом универсал. Это семейство производилось на протяжении 10 лет. К 1964 году штат компании составил 10 тысяч человек, а из ворот завода ежедневно выезжало 300 машин! Год спустя первые 1500 испанских автомобилей были отправлены на экспорт в Колумбию.

В 1966 году в модельной гамме появился компактный 850 с 37-сильным мотором объемом 843 см куб., а с конвейера сошел полумиллионный . Наряду с базовым трехдверным хэтчбеком выпускалась и собственная версия с кузовом купе. В 1973 году конструкторы и дизайнеры компании разработали для 850 двухобъемный вариант кузова. Модель получила индекс 133, а ее производство продолжалось до начала 1980-х.

В мае 1968 года начался выпуск модели 124. Испанцы опередили «вазовцев» с «копейкой» на два года, а ежегодный объем производства 124 достиг 200 тысяч машин. Кстати, именно «124-я» стала миллионным автомобилем марки. В 1969 году штат компании превысил 20 тысяч человек, а в гамме моделей появились 1450 и универсал 124.

К началу 70-х стал одним из крупнейших европейских автопроизводителей, а его экспорт увеличился до 55 тысяч машин. В 1970 году общественности были представлены 124 Coupe, 1600 и первый дизельный 1800. Тогда же при заводе был организован Департамент специальных автомобилей, который со временем превратился в отделение Sport.

Передний привод

«Народный» «шестисотый» требовал замены. При всей уникальности конструкции к 1972 году она устарела во всех отношениях, поэтому с апреля был начат выпуск первой переднеприводной модели 127. За последующие 12 лет производства этот автомобиль с 47-сильным 903-кубовым мотором побил очередной рекорд – он разошелся тиражом 1,2 миллиона экземпляров! Интересно, что испанцы, помимо базовой двухдверной, наладили выпуск четырехдверной версии 127. К середине 70-х компания вышла на восьмое место среди европейских автопроизводителей. Наряду со «124-м» семейством на конвейере появилась более современная заднеприводная модель 131/132, выпускавшаяся в нескольких модификациях, в том числе с 2,0-литровым дизелем.

После появления на Туринском автошоу 1978 года нового переднеприводного Fiat Ritmo аналогичную модель с несколько иным дизайном передней части и под собственным названием Ronda начали выпускать и в Испании. Эта модель сыграла ключевую роль в дальнейшей истории компании. Дело в том, что Ronda успешно продавался не только у себя на родине, но и за ее пределами. Более доступная, чем Fiat Ritmo, цена модели на европейском рынке в условиях экономического кризиса вызвала негодование руководства Fiat. Иск итальянцев в арбитражном суде о запрете продаж лицензионного Ritmo за пределами Испании удовлетворен не был. В результате Fiat отказался продлить договор о сотрудничестве и продал свои акции INI, который к тому времени владел уже 88% процентами уставного капитала. Так в 1981 году на 95% стал государственной компанией.

Несмотря на уход Fiat, испанцы продолжали производить «фиатовские» модели. Так, Marbella и фургончик Terra представляли собой рестайлинговую версию Fiat Panda и его грузового варианта Panda Van. Но оставим в покое эту часть истории и перейдем к событию более важному…

В новой семье

30 сентября 1982 года было подписано соглашение о сотрудничестве с концерном Volkswagen, а 9 июня 1986 года VW приобрел 51% акций испанской компании. К 1990 году Volkswagen стал полноправным владельцем .

Первоначально на мощностях параллельно с итальянскими моделями начали производство нескольких «фольксвагеновских» моделей Passat, Santana и Polo. Одновременно в конструкторском бюро велись работы по созданию полностью собственной машины Ibiza. Для разработки дизайна новинки испанцы обратились к признанному авторитету – маэстро Джуджаро. Технической частью занимались специалисты компании Porsche. Первые промышленные образцы были собраны в 1983 году в немецком ателье Karmann. Ibiza выпускалась с кузовом 3- и 5-дверный хэтчбек, позже к ним присоединился седан, получивший собственное имя Cordoba, а в 1996-м гамму пополнило купе.

Благодаря инвестициям VW испанское предприятие росло как на дрожжах. В феврале 1993 года король Испании Хуан Карлос I вместе с только что назначенным президентом VW Group Фердинандом Пихом перерезали ленточку на торжественной церемонии открытия завода в Марторелле, а в сентябре 1995 года с его конвейера сошел 10-миллионный . За короткий период (с 1995-го по 1997-й) компания смогла более чем вдвое увеличить количество выпускаемых моделей – с 5 до 10 (см. заглавное фото).

Сегодня автомобили марки экспортируются в 62 страны мира, в том числе в Украину. С приходом в компанию талантливого дизайнера Вальтера да Сильвы продукция марки засияла новыми красками. «Народный» период в истории закончился, началась новая эпоха, «эмоциональная»…

Сергей Иванов
Фото Seat

↑ Наверх






Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.