Наш автопром: 15 лет спустя

В прошлом году российскими автозаводами было выпущено 1103852 легковых автомобиля — на 9,3% больше, чем в 2003 году. Это означает, что по объему производства наш автопром вышел на уровень 1990 года, когда было сделано чуть более 1,1 млн легковушек. Но утверждать, что «исконно российские» автозаводы преодолели «постперестроечный» кризис, было бы не совсем верно: год от года в общем объеме производства растет доля сборочных предприятий по выпуску иномарок. Сегодня она составляет уже 11,6% с учетом Шеви Нивы, которая продается через дилеров General Motors.

Но самое главное, что отечественные предприятия не поспевают за рынком! Еще в 2002 году на долю отечественных марок приходилось около 90% российского рынка новых автомобилей с учетом всех официально импортированных машин. Сегодня эта цифра (учитывая, что примерно 100 тысяч автомобилей российские заводы в 2004 году отправили на экспорт) составляет всего 72,7% — остальное уже принадлежит иностранным брендам! Причем почти каждая четвертая иномарка собрана в России. В количественном выражении «российских иномарок» пока не так много — около 73 тысяч машин. Но это уже больше объема выпуска таких заводов, как СеАЗ, УАЗ, ЗМА или ГАЗ. А если в когорту иномарок включить «полуроссийскую» Шеви Ниву, то доля собранных в России иномарок составит уже почти 10% продаж новых машин, а «исконно российским» автомобилям достанется лишь 68,3%!

Секрет успеха иномарок прост: хорошее качество, «длинные» гарантии и заводские кредитные программы. Сервис становится все доступнее, а разница в цене с самыми дорогими отечественными машинами не так уж и высока: за прошедший год «нашемарки» подорожали в среднем на 15% при крайне низком уровне качества. А если в нынешнем году в России наконец-то ратифицируют нормы токсичности Euro 2, то самые массовые отечественные автомобили, которые сейчас оснащаются карбюраторными двигателями, вновь подорожают. А среди иномарок, наоборот, появятся весьма доступные машины — Renault Logan, Chevrolet Viva, Ford Focus II… Причем все они — российской сборки! Правда, лоббисты от автопрома все еще вынашивают идею увеличения ввозных пошлин на автомобили до 35% на начальном этапе членства России в ВТО, но едва ли эта временная мера кардинально изменит ситуацию…

Тольяттинский автогигант продолжает оставаться безраздельным лидером — ему принадлежит 62,1% рынка отечественных машин и 49% всего рынка новых автомобилей (с учетом иномарок нашей сборки).

Сегодня в производственной программе лидируют «семерки» — выпущено 171462 машины. «Пятерок» тоже немало — 35961 автомобиль... Интересно, что Россия осталась единственной страной в мире, где до сих пор выпускается видоизмененный Fiat 124, европейский Автомобиль 1966 года. Скоро сорокалетие! «Классику» на АвтоВАЗе будут выпускать как минимум до 2007 года.

Растет популярность «десятого» семейства. Это гораздо более современные автомобили, конструкции которых нет и двадцати лет от роду. Наибольшим спросом пользуются седаны ВАЗ-2110 (123604 машины), за ними идут хэтчбеки ВАЗ-2112 (83910) и универсалы ВАЗ-2111 (31692). В прошлом году на автомобилях появились двигатели увеличенного до 1600 куб. см рабочего объема, соответствующие экологическим нормам Euro 3. Тема ВАЗ-2110М фактически закрыта — обычную «десятку» к концу этого года начнет вытеснять модернизированная Приора. Позже появятся версии Приоры с кузовом хэтчбек и универсал.

Рестайлинговые Самары-2 держат третье место по стране, причем появившаяся в конце года «трехдверка» ВАЗ-2113, несмотря на высокую цену, пользуется неплохим спросом. Остается в строю и старая Нива — она популярна, даже несмотря на бешеные цены. Выпускать ее будут до тех пор, пока есть спрос — от обязательства сокращать производство старой Нивы по мере роста выпуска Шеви Нивы АвтоВАЗ освобожден.

Товарных автомобилей семейства Калина в 2004 году было сделано... пять. То есть громкий запуск Калины в серийное производство 18 ноября 2004 года был просто театрализованным представлением. Настоящее производство должно начаться этим летом, а продажи — осенью. Иными словами, Калина появится на рынке год спустя после обещанной «парадной» даты. На АвтоВАЗе говорят, что задержка вызвана проблемами с комплектующими — некоторые поставщики до сих пор не могут обеспечить требуемый уровень качества.

До конца года вазовцы надеются сделать 18 тысяч Калин. В декабре на конвейер должен встать хэтчбек ВАЗ-1119, а универсал ВАЗ-1117 появится в 2006 году — с его появлением производство должно выйти на проектный ритм в 220 тысяч машин в год. Если позволит спрос...

Объем производства на сызранском заводе Рослада падает. Причина — неритмичные поставки машинокомплектов для сборки «девяток» из Тольятти, немалая часть которых уходит на украинский АвтоЗАЗ.

Тольяттинская фирма Бронто, выпускающая различные модификации вазовской Нивы, держится стабильно. В этом году предприятие обретет статус эксклюзивного производителя минивэна ВАЗ-2120 Надежда. Соседняя фирма Супер-Авто тоже расширит модельный ряд: к длиннобазным «десяткам» ВАЗ-21108 Премьер добавится трехдверка ВАЗ-21123, которую на Супер-Авто будут выпускать по заказу АвтоВАЗа.

Иж-Авто

Кризис перепроизводства и остановка конвейера на полтора месяца не помешали предприятию закончить год «в плюсе», но основу производственной программы нынче составляют Жигули «четвертой» и «шестой» моделей. Выпуск хэтчбеков Ода сократился почти вдвое, а дебют универсала Фабула вряд ли можно назвать успешным — ижевцы планировали выпустить 14300 машин, а сделали в полтора раза меньше. В 2008 году Ода и Фабула будут и вовсе сняты с производства. И кто придет им на смену? Завод еще лелеет надежду на разработку собственной новой модели, но ясно, что будущее за сборкой зарубежных моделей. В прошлом году была собрана опытная партия седанов Kia Spectra, а через два месяца заработает конвейер мощностью до 40 тысяч машин в год (до конца года будет сделано 8000 седанов). Не исключено, что в этом году на Иж-Авто освоят сборку еще одной иномарки.

ГАЗ

Благодаря хорошему спросу на модернизированную Волгу ГАЗ-31105 марка ГАЗ стала единственным отечественным брендом, которому удалось сохранить свою рыночную долю. Ситуация с моторами ЗМЗ стабилизировалась. Кстати, контракт на поставку двигателей с концерном DaimlerChrysler до сих пор не подписан. По словам представителей DC, пока нет даже протокола о намерениях — заявленная поставка первой тысячи моторов уже в феврале оказалась блефом…

Анонсированная в прошлом году Волга ГАЗ-31107 с пружинной задней подвеской в этом году может и не появиться. Опасаясь резкого повышения цены, завод работает над неким «промежуточным вариантом» — с рессорной подвеской, но с обновленным салоном и (в который раз!) светотехникой. Интересно, что в ушедшем году ГАЗ собрал девять Волг ГАЗ-3111, которые были переданы дилерам.

Большие надежды возлагаются на новый внедорожник ГАЗ-3106, который должен встать на конвейер в 2006 году: сейчас автомобиль проходит испытания.

УАЗ

Модернизированный Хантер, на который в этом году пришлась немалая часть зарубежных заказов, успешно вытесняет с конвейера модификации «козлика» УАЗ-3151, а общий объем производства двух семейств остался на уровне 2003 года. Но семейство Симбиров фактически похоронено: короткобазный УАЗ-3160 в ушедшем году не выпускался, а длиннобазный УАЗ-3162 так и не стал массовым. В итоге — спад производства на 4,9%. В этом году «шестьдесят второй», скорее всего, окончательно сойдет со сцены — ставка сделана на только что «рассекреченный» внедорожник УАЗ Патриот, известный ранее как УАЗ-3163.

В этом году группа Северсталь-Авто, которой принадлежит Ульяновский автозавод, подписала соглашение с корейской компанией SsangYong Motors об организации лицензионной сборки внедорожника SsangYong Rexton. Представители Северсталь-Авто уверяют, что завод проектной мощностью 10 тысяч машин в год начнет работу уже в декабре-январе, хотя для будущего производства еще даже не выбрана подходящая площадка.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.