ВАЗ-2104: Твердая «четверка»

Пока ведущие автокорпорации пытаются создать некую общедоступную сверхдешевую модель, с нескольких конвейеров в России и Украине такая машина сходит многотысячным тиражом. Мало того, что это не хилый трехметровый «суперкомпакт», а полноразмерный автомобиль, – он имеет еще и версию с кузовом универсал.

Вряд ли нужно подробно представлять автомобиль, выпускающийся и сегодня. Однако живущие на конвейере версии имеют некоторые особенности, на них мы и акцентируем внимание.

Конечно, по европейским меркам, «четверка» – откровенно архаичная машина: угловатый кузов, шумный двигатель, немодный задний привод. Современные заграничные аналоги и динамичнее, и экономичнее, и красивее, и комфортабельнее… Но для покупающего грузопассажирский автомобиль гораздо важнее существенная разница в ценах отечественного и зарубежного универсалов.

При выборе подержанной «четверки» следует искать коррозию по периметру пятой двери, в остальных четырех, а также на передних крыльях и в угловых нишах багажника.

За без малого четвертьвековое производство автомобиль «нажил» целую плеяду модификаций, большинство которых касались силового агрегата. Поначалу базовым был ВАЗ-2104 с карбюраторным «пятерочным» мотором (1,3 л, 64 л. с.) – первым массовым отечественным двигателем с ременным приводом распредвала. В 1994-м этот движок уступил место 1,5-литровому «троечному» агрегату (1,5 л, 71 л. с.), и базовая модель получила индекс «21043». Именно она, комплектуемая механической 5-ступенчатой коробкой передач, сегодня выпускается в Ижевске (Россия) и Черкассах и еще два месяца назад выпускалась в Кременчуге (Украина).

И «пятерочное» (на фото), и «семерочное» торпедо безбожно скрипят на неровностях.Тахометром «пятерочный» щиток не оснащен, но контролировать обороты легко и без него – двигатель прослушивается в салоне.

В разные годы серийно производились версии и с другими моторами: 1,6 л (карбюратор, индекс ИЖ-ВАЗ-21041), 1,7 л (моновпрыск, индекс ВАЗ-21044 и распределенный впрыск, индекс ВАЗ-2104121). С 2000-го партиями в несколько тысяч штук в Тольятти и Сызрани выпускалась дизельная модификация ВАЗ-21045Д с полуторалитровым «атмосферником» тольяттинской конструкции (53 л. с.). С марта 2006 года карбюратор ушел в отставку – все «четверки» стали впрысковыми.

Экспортные модификации модели назывались Lada Nova Break, Estate и Family. Обычно они комплектовались более мощными моторами, 5-ступенчатыми КП, «семерочным» салоном. Встречающиеся в Украине праворульные версии, даже переделанные под левый руль, «вычисляются» по иному расположению дворников или «лишним» отверстиям для них.

Салон большинства автомобилей обшит легко моющимся кожзаменителем, но ВАЗ-21047 вместе с «семерочным» торпедо получил тканевую отделку. После передачи основного производства модели из Тольятти в Ижевск (2003 г.) универсал стали комплектовать передними сиденьями от «Оды», а некоторые партии машин к тому же – и пластиковыми бамперами от «семерки». Машины украинской сборки оснащаются такими же креслами и «семерочным» торпедо, а в версии люкс (ВАЗ-21043-02) у седана ВАЗ-2107 позаимствован весь интерьер.

Существенный недостаток системы вентиляции в условиях города – отсутствие режима рециркуляции воздуха.В пассажирском «режиме» на заднем сиденье можно ездить и втроем, хотя крупным людям будет тесновато.Пять дверей

Главное достоинство «четверки» – кузов, и в нем же – главная опасность для покупателя подержанного экземпляра. Тольяттинский «вагончик» просторный – в салоне легко помещаются 5 человек, а в багажном отделении – 455 кг груза объемом от 630 до 1230 л. К сожалению, спинка заднего дивана складывается только целиком. Правда, такая вместительность провоцирует владельцев к перегрузам, из-за чего может нарушаться геометрия дверных проемов, трескаться центральные стойки и задние лонжероны.

На заводском конвейере в Ижевске, где выпускаются все кузова, металл грунтуется по устаревшей технологии, поэтому при эксплуатации на «соленых» дорогах ржавчина на нем – не редкость. Машине требуется дополнительная антикоррозионная защита, хотя и у «чисто» ижевских, и у кременчугских автомобилей пороги и другие объемы «задували» еще на заводе. В любом случае, если за состоянием кузова постоянно следили, металл может прослужить до двух десятков лет. Комфорт в «четверке», по нынешним понятиям, скромен: оставляет желать лучшего шумоизоляция двигателя, из-за неудобной посадки в дальних поездках у водителя «затекают» ноги и спина, а тяжелый руль трудно повернуть на стоянке. Зато педали отличаются информативностью, а коробка передач – четкостью переключений.

Для увеличения вместимости заднее сиденье складывается (только целиком), под полом – ниша для «запаски» и принадлежностей.Полтора литра

Все моторы, какими когда-либо комплектовали «четверки», созданы на базе «копеечного» движка образца 1971 года. Это простейшие конструкции, благодаря чему и достигается их долголетие. Они потребляют не менее 9,5-10 л/100 в городском режиме, однако это может быть более дешевый А-92 или даже А-80. При создании в эти агрегаты закладывался по нынешним меркам небольшой расчетный ресурс – 125 тыс. км до капремонта. Но таких капремонтов завод допускает четыре! Стоимость работы и запчастей при этом невелика – используя комплектующие среднего уровня, можно уложиться в 1500–2500 грн. Однако при грамотной эксплуатации и качественных смазках многие моторы легко достигают пробега 200 тыс. км.

И карбюраторным, и впрысковым силовым агрегатам требуется качественный воздушный фильтр. В противном случае у «Солекса» будет часто забиваться жиклер холостого хода, а у инжектора «плавать» холостой ход. Если впрысковая машина много эксплуатируется на проселках, воздушный фильтр рекомендуется менять чаще регламентного – каждые 10 тыс. км. Система впрыска не потребует ремонта до 100 тыс. км, если не ездить с полупустым баком и через каждые 20–30 тыс. км чистить форсунки, а через 30 и 70 тыс. км менять топливные фильтры – соответственно, магистральный и в топливоприемнике. Поскольку автомобили подобного класса не всегда «кормят» высококачественным бензином, свечи любого из двигателей рекомендуется менять через 10–20 тыс. км. Трамблер, как и цепь привода ГРМ, легко доживает до 100 тыс. км, а ремень ГРМ чисто «пятерочных» моторов нужно менять через 50 тыс. км вместе с роликом. Ни одна из модификаций двигателей не оснащалась гидрокомпенсаторами клапанов, поэтому их зазоры нужно контролировать каждые 10 тыс. км. Система охлаждения не переносит эксплуатации на воде и смеси разных антифризов – это приводит к коррозии алюминиевых деталей, преждевременной течи помпы. Неоценимый общий плюс «классических» силовых агрегатов, включая инжекторные, – все их особенности досконально знают работники сервиса в любой глубинке. Опыта эксплуатации дизельных модификаций в нашей стране нет.

Многие хозяйственные владельцы для увеличения грузоподъемности приподнимают задок машины, подставляя проставки под пружины. Антикоррозионная стойкость кузова у «четверки» не ахти, но многие умельцы знают эффективные меры по дополнительной защите.Пять ступеней

«Четверки» при переднем продольном расположении двигателя имеют привод на задние колеса (на то она и «классика»), к которому от коробки передач (4- или 5-ступенчатой) тянется карданный вал с промежуточной опорой. Сцепление при разумной эксплуатации служит до 80–100 тыс. км – когда приходит время менять выжимной подшипник и ведомый диск. Корзина при условии отсутствия заводского брака «переживает» несколько дисков.

Коробки передач автомобилей советского периода (как правило, 4-ступенчатые) многие механики считают долговечнее их более поздних аналогов. Возможные неполадки последних – «выбивание» передач, затрудненное включение, шум подшипников. Такое же мнение бытует и относительно редуктора заднего моста, который сигнализирует о неисправности воем в том или ином режиме движения. Отмечено, что высококачественные масла не всегда могут продлить жизнь агрегатам трансмиссии «классики». Но эти узлы не должны беспокоить до 100–120 тыс. км.

Ходовая часть ВАЗ-2104 могла бы быть долговечнее и проще конструктивно, но она хорошо поглощает все неровности отечественных дорог и недорога в ремонте.

Карданная передача, установленная на машину на заводе, может прослужить 70–80 тыс. км, а вот найти качественный кардан в запчастях нелегко. Вопрос снимается грамотной заменой крестовин, по возможности – с последующей балансировкой. При покупке следует также проверить люфт в шлицах кардана, поскольку полностью избавиться от него можно, только заменив вал в сборе.

Девять рычагов

Подвески пружинные, спереди – независимые на двух рычагах, сзади – зависимая, также рычажная. Ходовая энергоемкая, хорошо гасит неровности, обеспечивая неплохой комфорт, за что ее так уважают жители провинции с ее разбитыми дорогами. Первыми на них «сдаются» шаровые опоры и сайлент-блоки передних рычагов – на отметке 30–40 тыс. км, позднее – амортизаторы и втулки стабилизатора. Сильно изношенные шаровые опоры могут разрушиться на ходу. Родные сайлент-блоки задка служат до 80–90 тыс. км, после чего подвеска начнет стучать при трогании. Но еще раньше из-за износа упомянутых «резинок» и перекоса заднего моста машину начнет уводить в сторону. «Родные» амортизаторы живут не менее 50 тыс. км. Неоднородное качество пружины к 150 тыс. км вызывает нарушение «осанки» автомобиля. Просадка пружин не всегда объясняется перегрузками.

По сравнению с McPherson «вазовская» «многорычажка» сложна в ремонте, но стойко переносит езду по неровностям. Задняя подвеска универсалов часто бывает «измучена» постоянными перегрузами, но ее ремонт несложен и недорог.

Ходовая часть отличается высокой ремонтопригодностью, причем запчасти и технологии ремонта доступны и недорогие.Шесть шарниров

Рулевое управление «четверки» – один из пережитков прошлого. Механизм типа червяк–ролик создает большое сопротивление на руле, не обеспечивает внятной обратной связи, а усилитель в нем не предусмотрен в принципе. Зато он не передает на баранку удары колес о неровности, а возникающие вследствие износа люфт и стуки устраняются специальным регулировочным винтом – и делать это приходится через каждые 50–70 тыс. км. Контроля, хоть и более редкого, требуют и втулки маятникового рычага рулевой трапеции. От степени их затяжки зависит люфт руля и усилие на нем. Некоторые владельцы вместо стандартного узла маятника (45 грн.) ставят подшипниковый, который снижает усилие на руле, но после износа он заменяется только в сборе (85 грн.). В рулевой трапеции «четверки» (как и всех «классиков») – шесть шарниров, первыми изнашиваются крайние – через 50–60 тыс. км.

На сегодня самый распространенный двигатель «четверки» – полуторалитровый. Но по надежности и ресурсу все моторы идентичны.

Тормозная система с передними дисковыми и задними барабанными тормозами хоть и не обладает такими современными усовершенствованиями, как ABS, вентилируемые диски и пр., но в целом отвечает динамическим возможностям автомобиля. Характерных слабых мест у нее нет, если не считать трудностей, которые вызывают при замене колодок прикипевшие направляющие суппортов.

Переплаты не будет

Да, ВАЗ-2104 – отнюдь не идеал. Но «четверка» не так уж далека от него, если судить с точки зрения дачника или частного предпринимателя, которому нужна неприхотливая «рабочая лошадка». На пять баллов по старой доброй школьной шкале оценок модель явно «не тянет», но твердой «четверки» наверняка заслуживает.

 Личный опыт  

Олег, 41 год
Эксплуатирует машину 4 года 1,3 л, (64 л. с.), пробег – 168 тыс. км, возраст – 19 лет.

Я предприниматель, и мне приходится часто возить ящики, коробки – в основном по городу, но по очень плохим дорогам. Однако этой машиной я доволен не только благодаря вместительному кузову. Это, пожалуй, самый прочный и долговечный автомобиль из всех, какие у меня были. Реальный пробег мне неизвестен, но похоже, за машиной до меня хорошо ухаживали, потому что все агрегаты все еще в порядке. Уже менял крестовины кардана, первый раз перебирал двигатель. Он у меня именно «пятерочный», с ременным приводом ГРМ, поэтому на удивление тихий. Кузов до сих пор не перекрашивался. Серьезной коррозии нет, хотя моя машина изначально была праворульной – из Англии, где условия для сохранения металла неблагоприятные. Одно время хотел поменять ее на иномарку, но изучив цены, понял, что смысла нет.


История

ІХ.1984 Начат выпуск универсала «пятого» семейства – ВАЗ2104
1987-88 Модернизация: бесконтактное зажигание, новые стартер и генератор, карбюратор Solex, 5ст. КП
1990 Часть машин комплектуют торпедо от седана ВАЗ2107
1994 Прекращено производство машин с двигателями объемом менее 1,5 л.
1998 Начато производство универсала нового семейства – переднеприводного ВАЗ2111.
ІІІ.2000 В Тольятти начат мелкосерийный выпуск машин с дизелем ВАЗ341.
2002– 2003 Сборка ВАЗ2104 на заводе «РосЛада» (Сызрань, Россия) параллельно с «АвтоВАЗом»
2002 Начало сборки ВАЗ2104 в Украине на «ЛуАЗе»
Х.2002 – І.2004 Сборка модели в Херсоне на заводе «АнтоРус»
ХІІ.2002 – ІІІ.2008 Cборка ВАЗ2104 на Кременчугском автосборочном заводе
ХІІ.2003 Производство ВАЗ2104 и кузовов передано с «АвтоВАЗа» и «РосЛады» на «ИжМашАвто» (Ижевск)
УІІ.2006 Все «четверки» выпускаются с торпедо типа ВАЗ2107.
2007 Производство ВАЗ2104 из Луцка перенесено в Черкассы, на новый завод «Богдан»


До и после...

Универсалом первого поколения на ВАЗе была модель 2102. От седана-«копейки» ее отличает пятидверный кузов и жесткие пружины задней подвески. На рынке недорогих «рабочих лошадок» ВАЗ-2102 по-прежнему в цене. Большинство их уже переварены, перекрашены и многократно «перебраны». Однако хорошо сохранившийся экземпляр «ноль второй» может стать альтернативой более молодой, но порядком потрепанной «четверке». Ведь вместительность, грузоподъемность и прочие характеристики по перевозке грузов у обоих универсалов почти одинаковы. Взаимозаменяемы также почти все запчасти.

ВАЗ-2102, 1972–1985 гг.ВАЗ-2111, с 1998 г.

После «четверки» появился ВАЗ-2111, построенный в 1998 году на переднеприводной «десяточной» платформе. Машина более комфортабельна и современна. Ее технические данные – надежность, долговечность, динамика – лучше. При желании можно найти и карбюраторную версию модели, которая выпускалась до 2002 года – такую легче обслуживать самостоятельно. Вместимость грузового отсека современной модели (450/1420 л) отличается от ВАЗ-2104 (630/1230 л), т. е. при походной конфигурации заднего сиденья «старушка» может взять больше объемного багажа. Однако грузоподъемность младшей «сестры» на 20 кг выше. Еще один плюс – складывающийся по частям задний диван. «Одиннадцатая» имеет все шансы стать конвейерным долгожителем: даже после ее снятия с производства в Тольятти, запланированного на осень 2008 года, модель мелкоузловым способом будет выпускать холдинг «Богдан» в Черкассах.


Резюме «Автоцентра»
Невысокая ценаНеприхотливостьВыносливые узлы и агрегатыВместительный практичный кузовДоступный ремонтПовышенный расход топливаНедостаточный комфортУстаревшая конструкцияНевысокая крейсерская скорость
 Цены на новые неоригинальные запчасти, грн.* Торм. колодки передн./задн. 70/280 Воздушный фильтр 16­85 Топливный фильтр карб./инж. 10/77 Масляный фильтр 20–30 Подшипник передн./задн. ступицы 40–250/55–300 Амортизатор передн./задн. 180–340/180–340 Сцепление, комплект 540 Помпа 175/290 Радиатор 323–487 Рычаг передней подвески верхний/нижний 290/360 Шаровая опора верхн./нижн. 50/50 Генератор 426 Стартер 428 Цепь ГРМ 49 Ремень ГРМ + ролик 25+42 * К «классике» можно купить высококачественные импортные запчасти, которые даже заводские специалисты считают более долговечными, чем оригинальные. В то же время на рынке существует масса низкокачественных комплектующих.
 ВАЗ­-2104Общие данные Тип кузова универсал Дверей/мест 5/5 Габариты, Д/Ш/В, мм 4115/1620/1443 База, мм 2424 Масса снаряж./полн., кг 1020/1475 Объем багажника, л 630/1230 Объем бака, л 42 Двигатели Бензиновые карб.: 4­цилиндр.:
Моновпрыск 4­цилиндр.:
Распределенный впрыск 4­цилиндр.:1,3 л (64 л. с.),
1,5 л (71 л. с.), 1,6 л (75 л. с.)
1,7 л (79 л. с.)
1,7 л (83 л. с.). Дизельный 4­цилиндр.: 1,5 л (53 л. с.) Трансмиссия Тип привода задний КП 5­ст. мех. или 4­ст. мех. Ходовая часть Тормоза передние/задние диск./бараб. Подвеска передняя/задняя независимая/ зависимая Шины 175/70 R13 Стоимость в Украине, $ от 2,5 тыс. до 8,7 тыс.
Альтернатива

ЗАЗ-11024/110242 «Фургон» 1991–2007 г. в.

В принципе, превратить в «грузовой» вариант можно любую «Таврию» – достаточно лишь заменить заднюю дверь. При меньших вместительности и комфорте у ЗАЗа есть свои плюсы – он экономичнее, «шустрее» на ходу, несколько проще и дешевле в обслуживании. Надежность «Таврий», выпущенных после 1998 года, может быть даже выше, чем у «четверки». А вот общий ресурс «Таврии» как модели более низкого класса чаще всего уступает «классике», узлы которой спроектированы с большим запасом прочности.

Тип кузова хэтчбек Габариты, Д/Ш/В, мм 3708/1554/1410 База, мм 2320 Объем багажника, л 350/840 л Двигатели 4­цил. 4 бензин.: от 0,9 л (45 л. с.) до 1,3 (65 л. с.) Стоимость в Украине, $ от 2,0 тыс. до 5,0 тыс.

Opel Kadett E Caravan 1985–1991 г. в.

Некогда популярная в Украине модель попадала к нам уже подержанной, поэтому сегодня найти Caravan в хорошем состоянии будет нелегко. Главная проблема Kadett E (да и всех Opel того времени) – коррозия, поэтому большинство экземпляров уже пережили капремонт кузова. Его качество скорее всего и будет определять целесообразность покупки. Запчасти к Kadett все еще доступны, но покупать придется новые, поскольку на разборках трудно будет найти что-нибудь в мало-мальски пристойном состоянии. Плюс этого универсала – лучший комфорт и большая вместительность. Но рассчитывать на безотказность 17–23-летних экземпляров рискованно.

Тип кузова универсал Габариты, Д/Ш/В, мм 4228/1666/1440 База, мм 2520 Объем багажника, л 470–1520 Двигатели 4­цил. 9 бенз.: от 1,2 л (55 л. с.) до 2,0 л (150 л. с.) 2 дизельн.: от 1,6 л (55 л. с.), 1,7 л (57 л. с.)Стоимость в Украине, $ от 2,3 тыс. до 4,6 тыс.

ГАЗ-31022/310221 1992–2004 г. в.

Ничего подобного за такие деньги сегодня уже не купить: крупный семиместный (!) автомобиль с прочной комфортабельной ходовой и паспортной грузоподъемностью почти полтонны (476 кг). Варианты – пятиместная версия, а также редкая дизельная модификация. Покупая эту самую солидную в группе машину, нужно быть готовым к довольно частым мелким хлопотам: настройкам, регулировкам, шприцеванию подвески на версиях до 2003 г. в. Кузов в ранние годы выпуска (версия ГАЗ-31022 – на базе ГАЗ-31029) не отличался коррозионной устойчивостью. Неумеренное потребление топлива многие владельцы компенсируют газобаллонным оборудованием.

Тип кузова универсал Габариты, Д/Ш/В, мм 4885/1800/1475 База, мм 2800 Объем багажника, л 465/1510 Двигатели 4­цил. 5 бензин.: от 2,5 л (90 л. с.) до 2,3 л (150 л. с.) 1 дизельн.: 2,1 л Turbo ( 95 л. с.)Стоимость в Украине, $от 3,0 тыс. до 6,6 тыс.

Игорь Широкун
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит СТО «Дарина» и компанию «ЭСО Автотехникс» за помощь в подготовке материала

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.