ВАЗ: «Калина» вызрела

«Лада Калина» порадовала роскошным соцветием – сразу тремя типами кузовов. Впрочем, «букет» даже пышнее, чем кажется на первый взгляд, просто отличия одного автомобиля от другого зачастую скрыты под капотом и в салоне. Чтобы познакомиться с абсолютно новой моделью «ВАЗа», которую начнут серийно выпускать уже в этом году, мы отправились в Тольятти, а затем на новый испытательный полигон в Сосновку.

История «Калины» только начинается: это абсолютно новый автомобиль В-класса, в котором ранее «АвтоВАЗ» «не играл». Первым в производство должны запустить седан. Однако нам удалось познакомиться с машинами со всеми тремя вариантами кузова – универсалом («Ладой-1117»), седаном («Ладой-1118») и хэтчбеком («Ладой-1119»). Что ж, тем более интересным обещает стать это знакомство. Стоп! А почему здесь представлено сразу два седана, тогда как машины с другими кузовами все в единственном экземпляре? Присмотревшись повнимательнее, на крышке багажника одного из седанов я обнаружил надпись Automatic. Так вот в чем дело – один из автомобилей оборудован автоматической трансмиссией! Точнее, бесступенчатым вариатором немецкой фирмы ZF – аналогичным тому, что устанавливается на Mini!

Период созревания

И вот перед нами все семейство «Калин». Пока не станем обращать внимание на местами неравномерные зазоры и делать акцент на качестве сборки. Ведь эти машины – первые! И изготовлены они по обходной технологии. Предоставленные на тест-драйв «Калины» были из предпилотной партии, выпущенной в количестве 15 экземпляров. Это произошло 16 декабря 2003 года в опытно-промышленном производстве АО «АвтоВАЗ».

Правда, еще в начале 2003 года свет увидели 60 экспериментальных автомобилей. Все они были отправлены на испытания. Сейчас «Калину» приводят в соответствие нормам по уровню шумов и вибрациям. Пуск конвейера, то есть начало серийного производства в объеме 60 тыс. автомобилей в год, запланирован на 18 ноября 2004 года.

Еще по пути на конвейер «Калина» успела претерпеть фэйслифтинг – вопрошающий «младенческий» взгляд узких фар сменился более взрослым и умудренным. В нем даже появился уверенно-агрессивный прищур. Означает ли это, что «Калина» наконец выяснила, чего ждет от нее покупатель и готова к серийному выпуску?

Небольшие автомобили всегда более выигрышно смотрятся в ярких цветах. Видимо, поэтому для семейства «Калин» специально разработана персональная цветовая гамма. Правда, оценить «окрас» можно лишь с появлением серийных машин. Пока же нам для знакомства предложены машины в традиционных серых и серебристых цветах. И только один седан был золотистым, а потому казался самым ярким и «веселым».

Спереди автомобили с разными типами кузова не отличить друг от друга. Только более дорогие модификации можно узнать по наличию противотуманных фар. Зато корма у всех индивидуальна. Взглянув на машину в профиль, отмечаю, что кузов довольно высокий. Это вселяет уверенность в том, что салон достаточно просторный. Проверим…

«Калина» несколько короче машин семейства «Самара». Тем не менее благодаря удачной форме сидений и высокому потолку испытывать дискомфорт не будет даже рослый человек, причем на обоих рядах сидений. В оформлении интерьера нет ничего от известных нам «вазовских» моделей. Разве что руль. Впрочем, неизвестно, дойдет ли эта баранка до конвейера. Уж слишком большой она кажется. К тому же приборы на щитке расположены довольно компактно и должны отлично просматриваться через менее массивный руль.

А блок управления системой вентиляции и обогрева напомнил об установленном на Lanos/Sens. Заглушка же, выглядывающая из-за руля, недвусмысленно намекает на возможность замены ее кнопкой включения кондиционера. Конструкция автомобиля изначально рассчитана на установку системы кондиционирования воздуха с ручным или автоматическим управлением. Помимо этого, «Калину» можно укомплектовать подогревом сидений, электроприводом центрального замка и ABS. А вот передние электрические стеклоподъемники (задние ставятся как опция) в представленных машинах уже стоят. Как, кстати, и электрический (!) усилитель руля российского производства. Правда, он несколько ограничил диапазон регулировки наклона рулевой колонки.

На обзорности благоприятно отразились достаточно большая площадь остекления и отсутствие задних подголовников. Но они предусмотрены в более дорогих версиях. А чтобы особо не мешали, скорее всего, будут не сплошными (такие подголовники уже стояли на некоторых из представленных машин).

«Калина» на вкус

А вот это по-современному – наконец-то на «ВАЗе» отказались от двух разных ключей для двери и замка зажигания! Для «Калины» предусмотрена и установка центрального замка с дистанционным управлением. Кроме того, автомобиль будут оснащать новым инжекторным 1,6-литровым мотором (он же со второй половины этого года будет устанавливаться и на машины десятого семейства). Двигатель предлагается в двух модификациях: восьми- и шестнадцатиклапанной. В зависимости от комплектации моторы соответствуют нормам токсичности Евро 2 или Евро 3. Первые будут устанавливаться на машины, предназначенные для российского рынка, а вторые – идущие на экспорт. Интересно, какие из них приедут в Украину?

Мне удалось испытать оба силовых агрегата. А чтобы не гадать, машину с каким из них «обкатать» первой, решил ездить «в темную». Субъективно по ощущениям разница между движками малозаметна. Оба хорошо и ровно тянут в зоне низких и средних оборотов. Так что особо раскручивать мотор нет нужды. Те полсекунды, что «шестнадцатиклапанная» машина выигрывает в динамике, тоже не ощущаются.

Излишним шумом двигатели не досаждают. Да и уровень аэродинамических шумов при движении невелик. Более подробно о них и том, как машина реагирует на порывы ветра, мы сможем написать только после соответствующих испытаний.

На все машины устанавливается электрический усилитель руля с прогрессивной характеристикой. Такой «усилок» отбирает от двигателя на 1,4 кВт мощности меньше, чем гидравлический. Здорово, конечно, но для водителя все же важнее то, насколько легко ему крутить рулевое колесо на парковках. Тем более что для полного выворота колес от крайнего до крайнего положения приходится делать более трех оборотов руля. На стоящем автомобиле усилие на рулевом колесе снижено со 190 Н до 35,4 Н, что значительно облегчает жизнь водителя.

Не разочаровала и коробка передач: небольшие усилия, хорошая избирательность механизма и четкость включения. Впрочем, куда интереснее было поездить на российском автомобиле с вариатором, правда, немецким, адаптированным к обоим моторам.

При несильном нажатии на педаль газа «Калина» Automatic плавно набирает скорость на средних оборотах двигателя. А если надо интенсивнее? Тогда газ в пол! Мотор берет коротенькую паузу, затем – верхнюю ноту, и вот уже машина разгоняется на высоких оборотах. И никаких толчков, лишь ровный разгон.

Вот только режим трансмиссии не отображается на щитке приборов. Впрочем, это, наверное, связано с тем, что автомобили предпилотной партии укомплектованы унифицированными «приборками». Серийные же машины с вариаторами, скорее всего, получат иные панели.

Подвеска «Калины» довольно комфортная и энергоемкая. Те редкие неровности и стыки асфальта, что попадают под колеса, отрабатываются уверенно и с существенным запасом. Правда, при резких маневрах и крутых поворотах автомобиль ощутимо кренится. Зато даже на максимальной скорости машина четко придерживается траектории, без каких-либо рысканий и уводов.

Применение нового вакуумного усилителя размерностью 9 дюймов и главного тормозного цилиндра диаметром 22,2 мм позволило на 3 – 6 кг снизить усилие на педали тормоза, а ее ход уменьшить на 10 – 18 мм. В результате интенсивное замедление начинается одновременно с рабочим ходом педали. Такое впечатление, что тормоза рассчитаны на гораздо более тяжелую и мощную машину.

К отечественному «столу»

Хорошее покрытие трека и дефицит времени не позволили в полной мере оценить ходовые качества «Калины». Что ж, будет о чем писать, когда машины появятся в Украине. Кстати, «попробовать» «Калину» отечественный автомобилист сможет не раньше 2005 года. Ну а просто посмотреть на нее можно было на недавно прошедшем Киевском автосалоне SIA’2004.

И, наконец, один из главных вопросов: какова будет стоимость «Калины»? По словам вице-президента «АвтоВАЗа» Владимира Кучая, ее цена в России составит $5,5 – 7,0 тыс. Так что конкурировать с «десяткой», а позже и с ее модернизированной версией ВАЗ-2170 (о ней – в ближайших номерах «АЦ»), «Калина» не станет. Цифры в прайсах продавцов будут определяться комплектацией и мотором. Увеличит стоимость автомобиля и вариатор. Будет ли такая трансмиссия широко применяться – покажет время. Все зависит от спроса. Но однозначно можно сказать, что в городских пробках и «тянучках» вариатор очень удобен. Да и женщинам он наверняка понравится.

Современная внешность Варианты трансформации салона Возможность выбора оснащения Хорошая обзорность Плавность хода Большие крены кузова В Украину поступят лишь через год после появления в России
 Предсерийное производство «Калины»

Несмотря на то, что серийное производство автомобилей семейства «Калина» еще не развернуто, этот автомобиль уже был показан на многих выставках. Как и протестированный нами экземпляр, все они изготовлены в цехах опытно-промышленного производства «АвтоВАЗа». Пока было собрано лишь несколько небольших партий машин, часть из которых «путешествует» по автосалонам, другие проходят эксплуатационные испытания в лабораториях научно-технического центра «АвтоВАЗа», на его полигоне и дорогах России. Сейчас на предприятии изготавливаются уже предсерийные образцы, в конструкции которых устранены все недостатки, выявленные на раннее выпущенных автомобилях. При этом разрабатывается технология производства и готовятся технологические карты для конвейерной сборки новых машин.

Технология сборки автомобилей будет несколько нетрадиционной для «АвтоВАЗа». Основное отличие заключается в том, что после постановки на сборочный конвейер окрашенного кузова с него будут демонтированы двери. Их будут перемещать и собирать на отдельной линии, а затем устанавливать на «родной» кузов. Сборка салона при этом заметно упрощается. Кроме того, торпедо вместе с системой отопления смонтируют в виде единого узла, причем собирать его планируют в других цехах.


 О чем рассказал главный конструктор

Во время недавнего посещения «АвтоВАЗа» нам удалось пообщаться с главным конструктором предприятия Владимиром Губой и задать ему несколько вопросов о технических особенностях автомобилей семейства «Калина».

«АЦ»: Владимир Николаевич, будет ли оцинкован кузов «Калины»?

В. Г.: Лишь частично. Мы пока не планируем производить полную оцинковку кузова, так как это очень дорого. Защищаем лишь наиболее подверженные коррозии детали, руководствуясь принципом создания равноустойчивого к коррозионным процессам кузова. Ведь многие детали не подвержены воздействию этого явления, поэтому тратить средства на их дополнительную обработку мы считаем нецелесообразным, так как это приведет к удорожанию автомобиля.

«АЦ»: А что можно сказать об особенностях подвески «Калины»?

В. Г.: Собственно, как таковых особенностей нет. Ходовая часть автомобиля позаимствована у «десятого» семейства. Поэтому проблем с обслуживанием и запчастями у потенциальных покупателей не должно возникнуть.

«АЦ»: Какие системы безопасности планируется устанавливать на этот автомобиль?

В. Г.: В первую очередь следует отметить кузов, который сконструирован в соответствии с европейскими требованиями по безопасности. В ближайшее время планируем устанавливать на «Калину» антиблокировочную систему тормозов, так как выйти на европейский рынок без нее будет невозможно. Уже сегодня идут переговоры с фирмой Bosch, которая готова предоставить нам соответствующие узлы и электронику.

Кроме того, предусмотрена установка фронтальных подушек безопасности для водителя и переднего пассажира. Сейчас мы ведем переговоры с совместным шведско-эстонским предприятием Autolive Norma, которое занимается производством этих изделий. Рулевые колеса под установку подушек будет делать одно челябинское предприятие.

«АЦ»: Не собираетесь ли вы начать производство автоматических трансмиссий для «Калин»?

В. Г.: Сейчас проходят испытания нескольких «Калин», на которые установлена автоматическая коробка производства немецкой фирмы ZF. Это вариатор, который после незначительной доработки монтируется на наш автомобиль. Покупать полностью готовый агрегат дорого – он стоит порядка $2,5 – 3 тыс. Поэтому мы ведем переговоры с ZF, целью которых является налаживание совместного производства этих агрегатов у нас. Внутреннюю начинку коробки нам будут поставлять, на «АвтоВАЗе» же планируется наладить производство картерных деталей и фланцев-переходников. В этом случае стоимость вариаторов снизится до $1200 – 1500.


 «Лада Калина» Общие данные Тип кузова универсал седан хэтчбек Дверей/мест 5/5 4/5 5/5 Габариты, Д/Ш/В, мм 4040/1670/1500 3850/1670/1500 База, мм 2470 Колея передн./задн., мм 1430/1410 Клиренс, мм 160 Масса снаряж./полн., кг 1100/1575 1080/1555 1050/1525 Объем багажника, л 430 420 260 Объем бака, л 50 Двигатель Тип бенз. с распр. впр. Расп. и к-во цил./кл. на цил. R4/2 Объем, см куб. 1596 Мощн., кВт(л. с.)/об/мин 58(79)/5600 Макс. кр. мом., Нм/об/мин 120/2700 Трансмиссия Тип привода передний КПП мех. 5-ст./вариатор Ходовая часть Тормоза передние/задние диск./бараб. Подвеска передняя/задняя незав./полузав. Усилитель электро Шины 165/70 R13 175/65 R14 Эксплуатационные показатели Максимальная скорость, км/ч 160 170 180 Разгон 0 – 100 км/ч, с н. д. н. д. н. д. Расх. трасса-город, л/100 км 5,8 – 9,3 5,7 – 9,2 Мин. стоимость в России от 5500 у. е.

Дмитрий Чабан
Фото автора
Киев – Тольятти – Киев

Редакция благодарит АО «АвтоВАЗ» за помощь в организации поездки

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.