ВАЗ: 30 лет ВАЗ машины делает для нас

Автомобилестроение — одна из самых важных отраслей для любой страны. Но при одном условии — она должна быть массовой. В Советском Союзе до 1970 года по-настоящему массовых автомобилей не существовало. Конечно, несколько заводов было, но таких, чтобы выпускали много машин для народа, — нет. И вот в 70-м свершилось — на вновь созданном заводе в Тольятти с конвейера сошла первая машина под маркой ВАЗ модели 2101. В последующем ей было суждено стать самым массовым автомобилем на просторах советской страны и стран Варшавского договора.

История развития промышленности оплота коммунизма, «1/6 части» суши всегда была неразрывно связана с идеологией и политикой партии. Но ВАЗ — редкий пример разумного расчета советских экономистов и, как сейчас это принято называть, — маркетингового прогноза. Как все помнят, руководство страны не очень-то заботилось о благе населения. И вдруг было решено построить новый автомобильный завод, да еще и наладить на нем производство лицензионной модели Fiat 124. Причиной, как всегда, оказались деньги. В начале 60-х финансисты без труда подсчитали, что на руках у населения осталось слишком много наличных. Для государства это не выгодно, поэтому было решено эти деньги изъять путем выпуска на рынок достаточно дорогого, но очень массового продукта. Идеальным вариантом стал автомобиль. Массовое производство дает такой козырь как снижение себестоимости продукции, а, следовательно, увеличение прибыли, в то время — для государства.

Разработка такого автомобиля самостоятельно и в короткие сроки советским специалистам была не под силу, ведь легковое автомобилестроение находилось лишь на ранней стадии развития. Исходя из этого единственный быстрый и эффективный путь — покупка лицензии на производство европейской модели.

Выбор стратегического партнера проводился достаточно жестко. В числе возможных кандидатов были , Peugeot, Volkswagen и другие. Но отчасти по политическим причинам, а в основном по причине технических параметров выбор пал на Fiat 124. Не последнюю роль в этом сыграл и тот факт, что в 1966 году данная модель была признана «Автомобилем года».

Но все же на заводе в Тольятти был налажен выпуск не точной копии машины, а ее модифицированного образца. Изменения задели как внешность, так и техническую часть. Визуально «копейка», как со временем прозвали эту модель ВАЗа, отличается от своего итальянского собрата наличием на бампере «клыков» вместо декоративных накладок, измененной формой дверных ручек, зеркалами заднего вида на водительской двери, а также отверстием в бампере для «кривого стартера».

В плане техники ВАЗ отличается более существенно. 2101 прошла усиление кузова, полностью новый мотор с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием (для большей ремонтопригодности), увеличенным диаметром диска сцепления, задний мост практически полностью новой конструкции, задними барабанными вместо дисковых тормозными механизмами (барабанные более выносливы в условиях плохих дорог) и еще некоторыми доработками, подогнавшими конструкцию автомобиля под требования эксплуатации в суровых условиях советских дорог и бездорожья.

Внесение изменений оказалось вполне оправданным, что впоследствии подтвердила многолетняя практика. Некоторые «копейки», особенно первых выпусков, проезжали без капремонта 300 и более тысяч километров. А тот факт, что большинство этих автомобилей сегодня по-прежнему колесят по дорогам, говорит сам за себя.

Высокая надежность полученной конструкции и неприхотливость ее в эксплуатации подтверждаются и тем, что все последующие «Жигули» классической компоновки (переднее продольное расположение мотора и задний привод) проектировались на базе 2101. Ярким примером надежности автомобиля стал первый произведенный ВАЗ, 19 лет верой и правдой служивший своему хозяину. После честной службы экземпляр занял заслуженное место в музее завода. Хозяину в качестве компенсации предоставили новенькую «девятку».

В 1972 году был начат выпуск модификации первого ВАЗа с кузовом повышенной вместимости, получившей индекс 2102. Этот автомобиль стал надежным помощником для жителей городов и сел. Благодаря хорошей вместительности и низкому погрузочному порогу он и сегодня пользуется спросом у мелкооптовых торговцев, которым требуется дешевое и проверенное временем транспортное средство.

Начало 70-х годов было поистине золотым временем для завода. Новые модели появлялись на свет с периодичностью в год. Так, в 1973-м свет увидела ВАЗ-2103. Эта машина считалась просто счастьем для покупателя. По сравнению с «копейкой» она оснащалась гораздо более элегантным салоном. Панель приборов полностью изменилась: появился тахометр и часы, на 15 мм увеличилось место для головы задних пассажиров. Третья модель очень удачна в техническом отношении, особого разговора заслуживает мотор. Судите сами, родной 77-сильный двигатель разгонял 2103 до максимальной скорости 150 км/ч. А времени на это требовалось всего 23 секунды. Совсем неплохо даже по нынешним временам. ВАЗ-2103 пользовался огромным спросом, но только на протяжении трех лет. Потом на рынок поступила модель 2106.

«Шестерка» была и остается одним из самых популярных в народе автомобилей. Любят ее за 80-сильный мотор объемом 1,6 литра и хорошо доведенную конструкцию. Этот пятиместный седан в сознании советского человека ассоциировался с успехом и престижем. В салоне даже появились подголовники. Машина с 1976 года претерпела ряд модернизаций. В 1978 году был налажен выпуск версии с 71-сильным двигателем от «тройки» — ВАЗ-21061, модификации 21063 с 64-сильным мотором от 21011, а также 21065 со стандартным мотором, бесконтактной системой зажигания, карбюратором типа «Солекс», галогеновыми фарами, улучшенной обивкой салона и измененными подголовниками. В 1982 году машина получила модернизированный 75-сильный мотор. Узнать обновленный вариант можно по отсутствию светоотражателя на молдинге заднего крыла. В 1988 году изменениям подвергалась и система выпуска. Модель производится и по сей день, пользуясь особой любовью за простоту обслуживания и неприхотливость.

Но завод стремился вводить в модельный ряд все новые машины. Очередным шагом стала модель ВАЗ-2105, дебютировавшая в 1979 году. По задумке инженеров ВАЗа, «пятерка» должна была заменить уже морально устаревающую 2101, что и произошло в 1985 году. Дебют новой модели был для завода заметным шагом вперед. Ведь новинка представляла собой практически новый облик волжского автомобиля второго поколения. Чуть позднее появилась модификация с кузовом универсал (ВАЗ-2104). С 1982 года начато производство модели 2107. Эта машина является более престижной моделью, чем ВАЗ-2105, что во многом обусловлено новой внешностью и оформлением салона. Большая решетка радиатора, улучшенная планировка салона с полностью новой панелью приборов, измененные фонари — вот характерные черты ее облика.

С момента начала производства и до 1985 года на ВАЗе выпускались только модели с классической компоновкой агрегатов. Но вот в середине 80-х был создан первый переднеприводный тольяттинский автомобиль ВАЗ-2108 «Самара». Этот 3-дверный хэтчбэк стал новой точкой отсчета не только для ВАЗа, но и для всего автомобилестроения тогда еще СССР. Через два года в производство пошла модель с 5-дверным кузовом ВАЗ-2109, а позже и 4-дверный седан 21099. Эти переднеприводные машины завоевали сердца поклонников активного вождения, которые не в состоянии купить иномарку, но ценят хорошую динамику и управляемость. Это подтверждается еще и таким фактом, что доводкой мотора занималась легендарная немецкая компания Porsche.

После создания в 1990 году седана на платформе «девяносто девятой» ВАЗ шесть лет трудился над созданием принципиально нового облика тольяттинского автомобиля, соответствующего современным требованиям техники и дизайна. Им стала модель 2110, на базе которой появились модификации с кузовом хэтчбэк 2112 и универсал 2111. Она характеризуется такими показателями как современный дизайн, аэродинамически обтекаемый кузов, что способствует низкому расходу топлива, современный интерьер. А высокая степень унификации деталей новинки с моделью 21099 позволили облегчить процесс вхождения ее в рынок, сохраняя высокую ремонтную пригодность. Помимо стандартного короткоходного 1,5-литрового мотора мощностью 69 л.с. также предлагаются 16-клапанный 94-сильный, 8-клапанный 79-сильный, а с 1998 года даже модификация GTI с 2-литровым 150-сильным мотором Opel X20XEV.

Сейчас внедряются в производство новые модели ВАЗ, такие как минивэн «Надежда», новая «Нива» 2123 и даже купе на базе ВАЗ-110. В недалекой перспективе постановка на конвейер модели ВАЗ «Калина», которая должна стать новым воплощением народного автомобиля из Тольятти.

На сегодняшний день ВАЗ остается наиболее популярным автомобилем и в нашей стране. Ввиду большого спроса на продукцию этой марки налаживается производство модели ВАЗ-21093 на территории Украины, а если быть точнее, то на ЛуАЗе — в рамках совместного проекта ВАЗ, ЛуАЗ и концерна «Укрпроминвест». Более того, первые собранные в Украине автомобили ВАЗ будут представлены на международном автосалоне SIA-2000. Для посетителей даже будет проводиться потребительский тест-драйв.

Андрей Волощенко

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.