ВАЗ: Lada Samara: отличная альтернатива подержанным иномаркам

Немного истории

К середине 80-х классические «Жигули» уже изрядно устарели, и конкурировать с VW Golf или Opel Kadett на европейском рынке не могли. Именно поэтому конструкторы АвтоВАЗа в срочном порядке подготовили принципиально новую модель, на которой впервые в истории советских автомобилей был применен привод на передние колеса. Так, в 1984 г. на ВДНХ было представлено поколение малолитражек из Тольятти — ВАЗ 2108, причем как технически, так и конструктивно «Лада-спутник» (именно такое название присвоили модели для внутреннего рынка) напоминала усредненный немецкий автомобиль малого класса: поперечно расположенный двигатель, передняя подвеска типа Мак-Ферсон, передний привод, реечное рулевое управление, необычный тип кузова — 3-дверный хэтчбэк и динамичная внешность.

Массовый выпуск ВАЗ 2108 начался с 1986 г., хотя эта 3-дверная модификация не пользовалась большой популярностью у наших соотечественников, привыкших к классическим заднеприводным седанам ВАЗа. Практично настроенный покупатель не признал «восьмерку» по причине множества «детских болезней» и некоторых других недостатков — небольшого багажника, тесного заднего сиденья, трех дверей и т.п.

Впрочем, в 1987 г. появилась 5-дверная альтернатива — ВАЗ 2109, а чуть позже (1990 г.) и престижный седан ВАЗ 21099. Со временем гамма выпускаемых модификаций расширилась: появились различные варианты двигателей и трансмиссии (1,1 л; 1,3 л; 1,5 л в сочетании с 4-х или 5-ступенчатой КПП), а в настоящее время «Самара» (некогда экспортное название стало торговым наименованием целого семейства этих автомобилей) встречается во всевозможных модификациях (правда, слабые двигатели и «короткие крылья» уже не выпускают).

Кузов

Если 15 лет назад «восьмерка» смотрелась даже слегка авангардно, то сейчас «Самара» — явно устаревший автомобиль. Ее угловатый образ смотрится вполне прилично, однако на фоне корейских автомобилей она выглядит более чем скромно. За 15 лет производства «Самара» получила иное оформление передней части (так называемые «длинные крылья»), в 1997 г. был представлен рестайлинговый вариант ВАЗ 2115, а в Финляндии собирали облагороженную «Samara Baltic».

Подержанные автомобили часто бывают украшены большим количеством пластиковой «обвески» — спойлеров, антикрыльев, хотя большой красоты автомобилю это не придает. Антикоррозийная обработка всех «Самар» оставляет желать лучшего, особенно подвержены ржавлению автомобили выпуска 1992-1994 годов. Поэтому при покупке автомобиля желательно сразу же провести полную антикоррозийную обработку кузова. Стоит обратить внимание и на задние колесные арки и короба колесных ниш в багажном отделении, пол под ногами у водителя и пассажира, а также заднюю дверь на хэтчбэках. Если «Самара» была перекрашена, надо установить причину — не исключено, что автомобиль побывал в крупной аварии. Кстати, небольшие дорожные «удары судьбы» «Самара» переносит без дорогостоящих последствий (особенно «короткокрылые» модификации), хотя многих неприятно удивят большие зазоры между кузовными панелями.

Запчасти для кузова можно приобрести без проблем, но их стоимость обычно чуть выше, чем «жигулевских». Из обычных «мелочей жизни» можно отметить провисающие двери (на «восьмерках») и бамперы.

Салон

После аскетично-спартанских «Жигулей» салон «Самары» выглядит впечатляюще, однако общую картину интерьера портит удручающе низкое качество оформления. В ранних «Самарах» салон выполнялся в бежево-коричневых тонах, а для более поздних моделей (с 1989 г.) характерны различные оттенки серого цвета. Встречаются три типа панели приборов: «низкая» (с 1984 г.), «высокая» (с 1993 г.) и новая панель, выпускающаяся с 1999 г., которая предназначена для ВАЗ 2115, но устанавливается и на некоторые «девяносто девятые». Тип панели — дело вкуса, однако самая простая и незатейливая — «низкая» — более эргономична и отличается лучшей работой системы вентиляции и отопления. Как недостаток этого варианта можно отметить отсутствие тахометра и мест для динамиков.

Рулевое колесо — удобное и вполне отвечающее требованиям класса, но иногда встречаются и автомобили с регулирующейся по высоте рулевой колонкой. Наибольший недостаток салона «Самары» — низкое качество пластиковой отделки, поэтому имеет смысл провести дополнительную шумоизоляцию и фиксацию обивки с помощью саморезов (лучше всего приобрести «Самару» с полностью тканевой обивкой дверей).

У подержанных автомобилей часто отламываются различные ручки и рычажки (скажем, зеркал заднего вида и управления печкой), хотя больше всего «достает» постоянно отваливающееся салонное зеркало заднего вида. Кроме того, досаждает недостаток пространства для ног задних пассажиров — высоким и длинноногим такая езда не доставит удовольствия. Обзорность достаточная, вот только заднее стекло забрызгивается очень быстро, а имеющийся «дворник» проблему не решает.

В последнее время встречаются «упакованные» «Самары», оснащенные электроприводом передних стекол и центральным замком. На пригнанных из-за рубежа автомобилях иногда бывает и кондиционер. Создает неудобство малое количество отсеков для мелких вещей и откровенно небольшой «бардачок», а в боковые карманы передних дверей лучше ничего не складывать, иначе во время поездки по неровной дороге появится назойливое дребезжание пластмассовых деталей.

Багажное отделение небольшое, зато ситуация легко исправляется с помощью трансформируемых задних сидений, благодаря чему образуется достаточное для перевозки небольших грузов пространство. Как недостаток можно отметить цельное заднее сиденье и отсутствие обивки багажного отделения на большинстве «Самар».

Двигатель и его системы

В разработке двигателя «Самары» принимала участие известная компания Porsche и этот факт приятно радует. В итоге получился вполне нормальный двигатель середины 80-х: тихий, форсированный и довольно экономичный. Явных конструктивных просчетов нет, поэтому при соответствующих условиях эксплуатации гарантирован пробег 100-150 тыс. км, хотя для этого необходим тщательный уход и использование масел импортного производства.

Двигатель очень чувствителен к качеству топлива, поэтому желательно использование качественного бензина с октановым числом не менее 95. Карбюратор типа «Солекс» нуждается в систематической чистке и регулировке (примерно через каждые 10 тыс. км), иначе неизбежны негативные последствия — неустойчивая работа на холостом ходу и перерасход топлива.

Обрыв ремня ГРМ для ранних «Самар» объемом 1,3 л грозил выходом из строя всего двигателя. На более поздних моделях сделали выемки в верхней части поршней, как и у 1,5-литровых, поэтому такая неприятность была исключена конструктивно — теперь «клапаны» не могут «встретиться» с поршнями. Для автомобилей с пробегом свыше 100 тыс. км не редкость текущие уплотнения двигателя — передний и задний сальники коленвала, прокладка картера и т.д. Характерная «болезнь» всех без исключения «Самар» — негерметичная клапанная крышка, из-под которой постоянно просачивается масло (хороший эффект дает «посадка» крышки на герметик). Система охлаждения работает нормально, хотя иногда выходят из строя термостат и датчик включения вентилятора.

Выпускная система отличается своей недолговечностью: 3-4 года — и один из трех элементов системы «умирает». Чаще всего это задняя часть, хотя иногда ломаются шпильки приемной трубы (штанов), а еще постоянно рвутся резиновые кронштейны, которыми глушитель крепится к кузову.

Электрооборудование доставляет владельцам автомобилей много хлопот. Выходит из строя почти все: стартер, генератор, моторчики печки, омывателя, вентилятора, блок управления клапаном холостого хода (из-за чего пропадают «холостые» обороты двигателя), окисляются многочисленные разъемы и т.д. Когда-то «Самары» славились ненадежным коммутатором, а сейчас больше всего досаждает монтажный блок с предохранителями, расположенный не в очень удачном месте. Часто у подержанной Самары все вроде бы работает, но… не всегда и не все время, поэтому при покупке надо тщательно осмотреть и проверить все основные электроприборы. В принципе, при больших проблемах с электрооборудованием оправдывает себя так называемый агрегатный ремонт, а не «переборка».

Трансмиссия

Большинство «Самар» оснащалось 5-ступенчатой КПП (лишь ранние с двигателем объемом 1,3 л — 4-ступенчатой), которая выхаживает около 100 тысяч км пробега. Через 30-40 тыс. км начинает «хрустеть» вторая передача, хотя с этим можно мириться. КПП довольно равнодушна к применяемому маслу, хотя качественное — не помешает. Часто из-за недостатка масла выходит из строя пятая передача, поэтому его уровень лучше постоянно контролировать (на относительно новых «Самарах» есть даже щуп в КПП). Масло вытекает через негерметичные сальники ШРУСов. Кроме того, механизм переключения нуждается в систематической регулировке.

Все автомобили с 1987 г. выпуска имеют механический привод сцепления, который не нуждается в обслуживании, хотя трос привода не отличается особой долговечностью. Сцепление способно «пробежать» 100-130 тыс. км, но все зависит от манеры вождения. При замене желательно использование качественных деталей. Выжимной подшипник начинает гудеть к 100 тыс. км, так что при замене диска сцепления желательно менять и его.

Подвеска и другие агрегаты

Ходовая «Самары» отличается высокой долговечностью, хотя комфорт при движении по неровным дорогам оставляет желать лучшего. Раньше всего выходят из строя амортизаторы, хотя заводские способны на большой пробег. На автомобилях, пригнанных из Европы, большинство деталей подвески не менялось вообще, а качественные шаровые опоры и рулевые тяги «ходят» 100-150 тыс. км. Для задней подвески характерна просадка пружин, вследствие чего машина теряет привлекательную «осанку». Не рекомендуется установка различных резиновых подставок, так как они ведут к существенному ухудшению характеристик устойчивости и управляемости. Иногда выходят из строя опоры передней подвески — их лучше менять вместе с амортизаторами.

Ступичные подшипники не отличаются особой долговечностью и при выходе из строя громко гудят. Полуоси весьма износостойки, но только в случае целого пыльника, поэтому нужно внимательно следить за состоянием пыльников и избегать повышенных нагрузок на ШРУСы при поворотах колес.

Реечное рулевое управление отличается высокой надежностью, хотя в нем есть «слабое место» — пластиковая втулка, которая изнашивается приблизительно через 15-20 тыс. км, из-за чего при движении по неровностям возникает характерный дребезжащий звук, но с заменой втулки можно повременить.

Тормоза «Самары» весьма эффективны, хотя часто выходит из строя вакуумный усилитель. Передние тормозные цилиндры служат долго, однако со временем они могут подклинивать и работать хуже. При резкой манере езды интенсивно изнашиваются тормозные диски, которые уже к 100 тыс. км достигают предельных размеров допустимых величин. Задние тормоза — барабанные с автоматической компенсацией зазоров в цилиндрах, что удобно. Задние тормозные цилиндры выходят из строя очень быстро — «закисают», и задние тормоза перестают работать, а со временем и вся система становится негерметичной. При покупке желательно проверить работу задних тормозов и ручного тормоза (возможен износ рычага «ручника», после чего он не фиксируется в рабочем положении).

Выводы

При всех своих особенностях «Самара» — неплохой кандидат на роль практичного семейного автомобиля, а простота обслуживания компенсирует некоторые ее недостатки. Хорошая динамика и управляемость привлекают многих активных водителей, хотя немного жесткая подвеска снижает комфорт. Новая «Самара» является отличной альтернативой подержанным иномаркам, а «бэушная» выглядит лучше классических «Жигулей». Правда, при этом владелец «Самары» вынужден смириться с небольшой вместимостью багажника, шумным салоном и частым выходом из строя электрооборудования.

Низкая стоимость обслуживания и высокая ремонтопригодность Достаточная динамика и хорошая экономичность Легкость управления Долговечные детали подвески Большое количество предложений на рынке Ненадежное электрооборудование Низкая антикоррозийная устойчивость Некачественная отделка салона Ненадежные задние тормоза
 Цены на новые запчасти, грн. Тормозные колодки (передние) 18 Тормозные колодки (задние) 20 Воздушный фильтр 5 Топливный фильтр 3-4 Масляный фильтр 10 ШРУС 100 Подшипник передней ступицы 28 Подшипник задней ступицы 22 Амортизатор (передн./задн.) 170/100 сцепление, комплект 135 Помпа 40 Радиатор 100-215 Рулевая рейка 260 Шаровая опора 15 Генератор 195 Стартер 205 Распредвал 50 Ремень ГРМ 16-32 Цены могут немного отличаться в зависимости от модификации, года выпуска и объема двигателя.
 Моторы и мощности Модель двиг. Объем, л Мощность, л.с. Система питания R4 1,1 56 Карбюратор R4 1,3 65 Карбюратор R4 1,5 71 Карбюратор R4 1,6 81 Карбюратор впрыск R4 1,7 91 Карбюратор
 Усредненные цены на подержанные ВАЗ-2109 в Украине Годвыпуска Объем, л Мощность, л.с. Кол. дверей Пробег, тыс. км Цена, $ 1998 1,5 карб. 79 4 36 4100 1996 1,3 карб. 73 4 80 3600 1994 1,3 карб. 73 4 110 3200 1992 1,3 карб. 73 4 150 2700 В зависимости от комплектации и объема двигателя цена может меняться.
 Частота неисправностей ВАЗ-2109, выявленных при техосмотре, % Возраст, лет 3 5 7 9 11 ВАЗ-2109 *Среднее для всех автомобилей ВАЗ-2109 * ВАЗ-2109 * ВАЗ-2109 * ВАЗ-2109 * ВАЗ-2109 * Без неисправностей 56,1 69,8 34,0 56,8 31,2 46,5 - 37,7 - 29,8 Легкие неисправности 37,9 26,4 45,2 35,7 47,0 42,8 - 47,2 - 49,9 Серьезные неисправности 6,0 3,8 20,8 7,5 21,8 10,7 - 15,0 - 20,0
 История

1984 Сошел c конвейера первый в истории завода переднеприводный автомобиль — ВАЗ 2108 с кузовом хэтчбэк
1986 Начался массовый выпуск ВАЗ 2108
1987 Появилась 5-дверная модификация ВАЗ-2109 (1.3л, 5-ступенчатая коробка)
1988 Начали устанавливать новые моторы объемом 1,5 л
1989 Дебют самого слабенького двигателя объемом 1,1 л
1989 Небольшой рестайлинг передней части (новая радиаторная решетка, «длинные крылья»)
1990 Появилась модификация ВАЗ-21099 с кузовом седан
1993 Очередной рейстайлинг — «высокая» панель приборов
1996 В Финляндии выпускают Lada Samara Baltic
1997 ВАЗ 2115 «99-я» с измененным экстерьером)
1998 Прекратился выпуск Lada Samara Baltic
1999 Появились новые двигатели объемом 1.6л (81 л.с.) и 1.7л (91 л.с.)
1999 Представление нового интерьера для ВАЗ 21099 (21099-04)

Олег Полажинец

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.