ГАЗ: В Кремль!

К ощущению полета Маричка привыкла на удивление быстро. Под крылом новенького «АН-2» (эти самолетики, впоследствии прозванные «кукурузниками», появились в советском небе буквально пару лет назад) мирно проплывали бескрайние украинские поля, а редкие облака навевали спокойствие. Девушка устроилась поудобнее и, закрыв глаза, снова и снова возвращалась к событиям двух последних дней…

Вызов в Москву был для нее как гром средь ясного неба. В первые мгновения Маричка даже не поняла, о чем речь: «Москва?.. Кремль?.. Меня?.. Зачем?!» Прошло не меньше получаса, пока директор фабрики смог растолковать вконец растерявшейся девушке суть происходящего. Оказывается, к ней, передовику производства Марии Ковалец, «наверху» присматривались уже давно. Из рабочей семьи, комсомолка, активистка, она идеально подходила на роль новой «героини труда». Тем не менее, телеграмма из Кремля, предписывающая девушке прибыть в Москву на следующий же день, оказалась неожиданностью даже для самого директора. Что уж тут говорить об остальных сотрудниках фабрики и Маричкиных домашних!

Провожали Марию всей фабрикой, а директор специально предоставил свой «газик», чтобы отвезти ее на аэродром. Это была «гражданская» версия легендарного военного ГАЗ-67, которая отличалась от нее лишь в мелочах. Машина, в общем-то, уже не новая и довольно изношенная – по словам директорского водителя Алешки, скорости переключались через раз, да и тормоза давно стоило поменять. Однако Маричка в такие «тонкости» не вникала, а подобное внимание руководства одновременно смущало и радовало.

В пути девушку сразу же заинтересовали забавные цилиндрики, которые вертелись за стеклом на приборной панели. В ответ на ее наивный вопрос, что это за штучки, водитель расхохотался, но все же объяснил, что эти «штучки» показывают скорость, с которой движется машина, и количество бензина, оставшегося в баке. Судя по всему, топлива было немного, так как Алешка то и дело посматривал на один из цилиндриков и недовольно качал головой.

Еще когда они выезжали с фабрики, солнце спряталось за тучки, а в пути и вовсе стал накрапывать мелкий дождик.

– Может, тент поднять? – заботливо поинтересовался Алешка, поглядывая на аккуратно собранные под косынку Маричкины волосы. – Намокнешь ведь…

– Ничего, дождь в дорогу – хорошая примета, – успокоила его девушка, хотя, по правде говоря, ей кстати была дружеская поддержка. Держась одной рукой за бортик ГАЗ-67 (трясло на проселочной дороге действительно изрядно), Маричка крепко сжимала в другой томик Сталина, свято веря, что книга великого вождя убережет ее от любых неприятностей.

Но вот и аэродром. Ожидая посадки в самолет, водитель собрал маленький букетик полевых цветов, которыми заросло взлетное поле, и, шутливо склонив голову, преподнес его Маричке. Девушка лишь благодарно улыбнулась – в мыслях она была уже далеко…

Поля постепенно сменились ухоженными садами и маленькими, словно игрушечными (с такой-то высоты!) домиками. «Начинаем снижаться, скоро Киев», – раздался голос пилота, возвращая Маричку к действительности. В столице Украинской ССР девушке предстояло пересесть на другой самолет, который к вечеру доставит ее в Москву…

 ГАЗ-67Б (1944 – 1953 г. в.)Общие данныеТип кузовафаэтонДверей/мест-/4Габариты Д/Ш/В, мм3350/1685/1700База, мм2100Колея передн./задн., мм1446/1446Клиренс, мм200Масса снаряженная/1320/полная, кг1720Объем бака, л70ДвигательТипбенз. карб.Расп. и к-во цил./кл. на цил.R 4/2Объем, см куб.3280Мощность, кВт(л.с.) 40(54)при об/мин2800Макс. кр. мом., Нм при об/мин167/1400ТрансмиссияТип приводазаднийКППмех. 4-ст.Ходовая частьТормоза передние/задниебараб./бараб.Подвеска передняя/завис./задняязавис.Шины6,50-16*/7,00-16Эксплуатационные показателиМаксимальная скорость, км/ч90Контр. расх. л/100 км15,0Стоимостьн.д.* Шины с грунтозацепами
«ИВАН-ВИЛЛИС»

Многие зарубежные компании к середине 30-х годов уже выпускали для нужд армии автомобили с колесной формулой 4х4. В 1938 году такая машина (ГАЗ-61) появилась и в СССР. Спроектирована она была на Горьковском автомобильном заводе конструкторской группой под руководством В. A. Грачева. В принципе, ГАЗ-61 – это кузов ГАЗ-М1, поставленный на новое полноприводное шасси с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11. Но армии была нужна дешевая, простая полноприводная машина широкого назначения с простым в изготовлении открытым кузовом. Проектирование такого автомобиля в предвоенные годы вела та же группа Грачева. При этом использовались уже существовавшие опытные образцы АР-НАТИ и Р-1.

Почти вся механика будущей машины – это доработанные детали и узлы серийных горьковских моделей. Двигатель, КПП, бензобак, капот, щиток приборов и укороченную облицовку с припаянными латунью вертикальными прутками «позаимствовали у «полуторки» ГАЗ-ММ, а оба моста, колеса, раздаточную коробку и задние рессоры – от ГАЗ-61. Новыми были только рама, передняя подвеска на четырех четвертьэллиптических рессорах и кузов. Последний гнулся из самого дешевого листового проката на деревянных станках без применения сложных лекальных штампов, имел простые рубленые формы и окантовывался стальной трубой для прочности. Отсутствие дверей и жесткой крыши не только упрощало производство, но и обеспечивало мобильность экипажа. Рамка лобового стекла, закрепленная шарнирно, опускалась на капот. Для защиты от непогоды предусматривались брезентовый тент и пологи на дверных проемах. На щитке – всего три прибора: крохотный амперметр, спидометр в виде вращающегося вокруг вертикальной оси цилиндра с нанесенными на нем цифрами, и указатель уровня бензина, связанный посредством коромысла с поплавком в выполнявшем еще и функции «торпедо» бензобаке.

Война уже шла, и это диктовало жесткие сроки выполнения армейских заказов. С момента получения технического задания до создания первого ГАЗ-64 прошло всего полтора месяца! Выпуск машины продолжался в течение года. На ее агрегатах весной 1942 года создали легкий двухместный бронеавтомобиль БА-64.

С учетом «боевого» опыта в конце 1942 года ГАЗ-64 был существенно доработан. Появились выступающие крылья, колею увеличили с 1250 до 1446 мм, а задний свес укоротили. Машина получила индекс «67». Привод на все колеса, удачное распределение полной массы по осям (42,5% на переднюю, 57,5% на заднюю), большой дорожный просвет (200 мм) и хорошие тяговые характеристики двигателя предопределили высокую проходимость ГАЗ-67. Автомобиль легко шел по снежной целине глубиной 350 мм, преодолевал подъемы 30°, а угол бокового крена мог достигать 25°. Машина перевозила четырех человек и буксировала прицеп массой 800 кг. Неприхотливый двигатель работал на любом бензине. Запас горючего размещался в двух баках. Модернизация 1944 года нашла отражение в индексе ГАЗ-67Б. Небольшое количество ГАЗ-67Б оснащалось двухдверными закрытыми кузовами, которые изготавливал один из кузовных заводов. Эти машины назывались ГАЗ-67-420. В общей сложности с 1942 по 1953 г. выпущено 62843 экземпляра ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б, причем в 1942 – 45 гг. около 5300 машин.

Владимир Некрасов
В съемках принимали участие: автомобиль ГАЗ-67Б, Наталья Прудникова, Алексей Журавель, стилист Анастасия Яворская
Фотограф Юрий Нестеров

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.