ГАЗ: Машина времени

Август. Жара. По пыльной дороге движется «полуторка». И даже сидя в ее кабине, я не совсем верю в реальность происходящего. Словно на машине времени мы совершили скачок в прошлое.

Я уже забыл, когда в последний раз испытывал трепет, садясь за руль автомобиля. Обычно все просто: перещелкнул в голове виртуальный тумблер ручная/автомат, просмотрел алгоритм работы КПП, ноги сами нащупали педали – и все, поехали. А тут за рулем «полуторки» на полигоне вдруг осознал, что как когда-то давно, в самом начале шоферской карьеры, пытаюсь старательно контролировать каждое свое действие…

Левой ногой плавно отпускаю педаль сцепления, одновременно правой наступая на кнопку, служащую в этом автомобиле акселератором. Грузовик трогается с места. Разгоняется. А затем, разухарившись, бодренько преодолевает полосу препятствий, предназначенную для подготовки водителей современных армейских КрАЗов и «Уралов». Вот вам и ветеран! Старичок-то крепеньким оказался.

Случайная удача

С этим уникальным автомобилем мы познакомились совершенно случайно. Оказавшись в воинской части А2160, мы узнали, что в ней «несет службу» самый что ни на есть настоящий ГАЗ-АА. Восстановленный заботливыми руками офицеров, ветеран периодически совершает небольшие «парадные» выезды в дни государственных праздников и иногда выбирается на полигон поразмяться.

Этот автомобиль наше поколение видело лишь на экранах. Чаще всего в фильмах о той войне, в которой гибли за Родину, за Сталина, за Победу. По «Дороге жизни» блокадного Ленинграда эти машины прошли более 40 млн. км, доставили более 270 тыс. тонн продовольствия и 32 тыс. тонн боеприпасов.

Все это часть нашей истории, как и этот уникальный грузовик, бывший самым массовым в СССР середины тридцатых – конца пятидесятых годов. За грузоподъемность в 1,5 тонны машина получила прозвище «полуторка».

Второе рождение

Дату выпуска тестируемого автомобиля нам точно установить не удалось (документы не сохранились), но судя по плоским крыльям, он выпущен в конце Великой Отечественной войны или в первые послевоенные годы. Известно только, что 8 лет автомобиль памятником простоял на постаменте, затем в течение нескольких лет реставрировался.

Кузов пришлось сделать заново, так как время и погода не пощадили дерево.

Генератор и стартер оставили оригинальные, фары взяли от ЗИЛ-131, установили трамблер от УАЗ-469, новые свечи – и автомобиль ожил. Аккумулятор пока пришлось разместить в кузове.

На «полуторке» сохранилось некое подобие современных систем круиз-контроля – рычажком дросселя на рулевой колонке можно задавать машине постоянную скорость движения, не касаясь педалей. «Дедушка» обходился без всякой электроники. В качестве упругого элемента в передней подвеске применена поперечно (!) установленная рессора. Также ГАЗ-АА имеет «кардан» закрытого типа, то есть его вращающийся вал проходит внутри трубы.

В гостях у дедушки

Трогается автомобиль плавно, без рывков. Движется вперед уверенно, но очень неторопливо. Впрочем, это если смотреть на спидометр. Субъективно скорость в 30-40 км/час низкой не кажется: узкие колеса большого диаметра уверенно чувствуют себя на песочке, а на твердом покрытии начинают ерзать. Руль нетяжелый, но тест на скоростное руление я на нем сдавать бы не стал. Тормоза следует давить сильно и заранее. Уровень комфорта – аскетический: ГАЗ-51, на котором я учился ездить, по сравнению с «полуторкой» кажется просто воплощением комфорта. Но все это меркнет перед ни с чем не сравнимым чувством прикосновения к прошлому… Проходимость машины выше всяких похвал. «Дедушка» справился со всеми препятствиями, на которых тренируются мускулистые «внуки», объехав только ров – для его преодоления желательно иметь иную геометрическую проходимость и колейный мост, а наш ветеран размахом колес не вышел.

Ничего лишнего

ГАЗ-АА можно назвать истинным автомобилем. В нем только то, без чего движение практически невозможно. Конструктивно машина чуть ли не проще современных велосипедов. Нажал ногой на педальку, через тягу замкнул контакты на стартере и запустил мотор. Привод тормозов тоже механический. Заливается только три типа жидкостей – бензин, вода и масло (минеральное). Бензин поступает в карбюратор восходящего потока самотеком (бак стоит выше карбюратора), топливный фильтр – обыкновенный отстойник, правда, его часто приходится откручивать и сливать грязь, поскольку топливный бак за все годы ни разу не чистили. Но постепенно дойдет очередь и до него. Не все сразу. Главное, что желание и умение у людей есть.

Способность ездить на самом плохом бензине Простота конструкции Какие могут быть недостатки у живой легенды?
 ГАЗ-АА «полуторка» Общие данные Тип кузова Бортовая Кол-во мест 2 Габариты Д/Ш/В 5335/2040/1970 мм База 3340 мм Колея пер./задн. 1405/1600 мм Клиренс 200 мм Внутренние габариты платформы 2450/1870 Д/Ш Грузоподъемность 1500 кг Масса снаряженная/полная 1810/3310 кг Объем бака 40 л
Двигатель Тип бенз. карб. Расп. и к-во цил./кл. на цил. R 4/2 Объем 3285 см куб. Мощность 29,5 кВт (40 л. с.) при 2200 об/мин
Трансмиссия Тип привода задний КПП мех. 4-ст.
Ходовая часть Тормоза передние бараб., задние бараб. Подвеска передняя зависимая, задняя зависимая. Шины 6.50-20 дюймов
Эксплуатац. показатели
Максимальная скорость 70 км/ч Разгон 0-100 км/ч невозможен Расх. трасса-город 20,5 л/100 км Гарантии нет Периодичность ТО частое

Стоимостьаукционная


История модели

Первые машины, бывшие точными копиями американского Ford-AA образца 1929 года, вышли из ворот автозавода в Нижнем Новгороде в 1932 году.

Но самые первые экземпляры устанавливались угловатые деревянные кабины. После 1938 года машина уже шла как ГАЗ-ММ.

Автомобили военных годов выпуска были максимально облегчены и упрощены. Они имели кабины типа кабриолет (без крыши) и плоские крылья, были лишены бамперов и передних тормозов, откидывался у них только задний борт и стояла лишь одна фара. На некоторых автомобилях обычные двери были заменены на матерчатые двери-скатки (а то их и не было вовсе).

ГАЗ-АА были простыми, маневренными и очень надежными машинами с простой и технологичной конструкцией, удобной в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте. К стальной штампованной раме на рессорах (передняя – одиночная, установленная поперек грузовика) подвешивались передняя и задняя оси. Автомобиль оснащался 4-цилиндровым двигателем объемом 3285 см куб. мощностью 40 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач.

«Полуторка» имела неплохую проходимость и развивала скорость до 70 км/ч, при этом удельный расход топлива в пути составлял около 20,5 л на 100 км. Небольшая нагрузка на ось позволяла этим машинам колонной двигаться по мостам с низкой несущей способностью. Большинство деталей автомобиля изготавливались из чугуна и низкосортной стали, а дефицитные цветные металлы и легированные стали использовались лишь в ограниченном объеме.

Автомобиль выпускался серийно до 1949 г. и был выпущен тиражом около 1 миллиона штук.

Кроме Горьковского завода, сборка ГАЗ-АА (из горьковских комплектующих) производилась на Государственном автосборочном заводе имени Коммунистического Интернационала Молодежи в Москве.

«Полуторка» послужила базой для создания автобусов, самосвалов, санитарных, полугусеничных машин, трехосного грузовика ГАЗ-ААА и даже газогенераторного грузовика, а также машины, работающей на сжиженном газе.

Максим Моргунский, Дмитрий Чабан
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала командование воинской части А2160, а также лично майора Г.А. Черногуза и прапорщика А.И. Лясоту, восстановивших автомобиль

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.