УМЗ: Ульяновские «лошадки»

? Говорят, что на «Газели» и новые УАЗы сейчас устанавливаются карбюраторные и инжекторные трехлитровые «УАЗовские» моторы. Расскажите о них.

В последнее время ряд силовых агрегатов для моделей УАЗ и модификаций «Газелей» действительно расширился очередными разработками конструкторского бюро ОАО «Волжские моторы» – именно так стал называться Ульяновский моторный завод (УМЗ) с июля 1992 года. Необходимость расширения модельного ряда двигателей была связана с созданием Ульяновским автомобильным заводом (УАЗ) новых внедорожников – моделей 3153, 3160, 3165 и т.д. Старый тихоходный и маломощный мотор объемом 2,5 л не отвечал требованиям, выдвинутым конструкторами этих машин. В начале 90-х на смену этому двигателю пришел мотор 4218.10 с большим рабочим объемом 2,9 л (2890 см куб.), полученным за счет увеличения диаметра цилиндров – с 92 мм до 100 мм (ход поршня остался прежним – 92 мм). Кстати, несмотря на то, что полученный рабочий объем не дотягивает до трех литров, этот мотор и его модификации часто называют «трехлитровыми». А сделан он на базе старого, хотя в конструкцию внесено много изменений, позволивших повысить моторесурс, уменьшить расход топлива и масла.

Главное отличие двигателя 4218.10 – оригинальный алюминиевый блок цилиндров с залитыми в него тонкостенными чугунными гильзами, что позволило значительно увеличить износостойкость стенок цилиндров. Кроме того, изменилась конструкция поршня, отверстие под палец в котором сместили на 7 мм ближе к днищу. Этим обеспечили снижение нагрузки на стенки, а значит и износ цилиндров и юбки поршня. Переделка поршня потребовала увеличения длины шатуна – на 7 мм. Применение унифицированной головки блока для двигателей объемом 2,5 и 2,9 литров обусловило то, что часть камеры сгорания в виде усеченного конуса сделали в днище поршня. Это положительно отразилось на процессе сгорания: повысилась детонационная стойкость, двигатель заработал более устойчиво.

Коренные и шатунные шейки коленчатых валов закалены токами высокой частоты, благодаря чему их ресурс был увеличен до 250-300 тыс. км (без замены вкладышей). Задняя часть коленвала в этих двигателях уплотняется самоподжимным резиновым сальником, а не набивкой. Таким образом исключается вероятность проникновения масла в картер сцепления и появляется возможность использования менее вязких синтетических и полусинтетических моторных масел.

Позже у двигателя 4218.10 была изменена система выпуска отработавших газов – так появилась модификация 421.10. Отличия заключаются в изменении конструкции коллектора, который вместе с новой приемной трубой, глушителем и резонатором, создали так называемую настроенную систему выпуска. Такая конструкция системы позволила добиться увеличения крутящего момента на низких оборотах. Следующая модификация мотора – 421.10-30 – результат работы над увеличением степени сжатия (8,2 вместо 7,0).

Сегодня на Ульяновском моторном заводе для разных машин выпускаются шесть модификаций моторов с рабочим объемом 2,5 и 2,9 литра. Для автомобилей «Газель» выпускается семейство двигателей 4215.10 (модификация мотора 4218.10), имеющее настроенную систему выпуска, автономный привод вентилятора, диафрагменное сцепление, клапан рециркуляции отработавших газов. Степень сжатия этих моторов отличается: 7,0 – у 4215.10-10, 42157.10-10, и 8,2 – у 4215.10-30, 4257.10-30. Есть в программе завода и инжекторные модификации двигателей – 4213.10 и 420.10 для УАЗ-3160 и 4216.10 для «Газелей», которые оснащаются системой впрыска, устанавливаемой на моторы ЗМЗ-406.

Двигатели 421.10-30 (УАЗ-3160) и 4215.10 («Газель») оснащаются чугунными распредвалами с отбеленными кулачками, которые отличаются повышенной износостойкостью. Это позволило установить на каждый клапан по две пружины, что улучшило работу газораспределительного механизма, особенно при высоких оборотах двигателя.

Не забыли в Ульяновске и о двигателе 4178.10 объемом 2,5 л. Его продолжают постоянно модернизировать. Уже и на этом моторе в задней части коленвала появился самоподжимной резиновый сальник. Вместо карбюратора К151В устанавливается ДААЗ-4178.1107010, разработанный на базе модели «Ока». Инжекторная модификация 4178.10 с увеличенной степенью сжатия получила обозначение 420.10.

Внешне отличить ульяновские двигатели разных объемов можно по профилю стенок блока цилиндров. Рубашка каждого цилиндра у 2,9-литровых моторов имеет выпуклую форму и заглушки диаметром 45 мм.

А недавно появился еще один современный инжекторный двигатель – модель УМЗ-249.10, максимальный крутящий момент в котором развивается при более высоких оборотах – 3200-3500. Несмотря на высокооборотистость, мотор вполне тяговит и на низах. Так, при 1000 об/мин он выдает крутящий момент около 170 Нм. С точки зрения конструкции этот мотор отличается новым газораспределительным механизмом с верхним расположением распредвала, т.е. в головке блока, и наличием гидрокомпенсаторов клапанных зазоров.

 Характеристики двигателей УМЗ Характеристики 421.10-30 4218.10 4215.10-30 / 4215.10-10 4213.10 4178.10 420.10 Кол. и распол. цил. четыре, рядное Рабочий объем, л 2,9 2,5 Диам. цил. и ход поршня, мм 100х92 92х92 Степень сжатия 8,2 7,0 8,2/7,0 8,2 7,0 8,2 Порядок работы цилиндров 1-2-4-3 Макс. мощн., л.с. при 4000 об/мин 112 98 110/103 115 92 102 Макс. крут. момент, Нм 221 201 221/201 221 171,6 186,2 Частота вращения кол.вала, соотв. макс. кр. мом., об/мин 2200-2500 2000 2200-2500 2000 Расход масла на угар, г/л.с.-ч 0,3 0,35 0,3 Тип системы питания карб. впрыск карб. впрыск Емкость системы смазки, л 5,8 Емкость сист. охлажд., л (без радиатора) 3,5 Сист. выпуска отр. газов настроена не настроена настроена не настроена не настроена настроена Масса двигателя с электроб. и сцеплением, кг 165 165 172 170 166 170 Сорт топлива А-92 А-76 А-92/А-76 А-92 А-76 А-92 Устанавл. на модели УАЗ 3160 3153, 33036, 39094, 31519, 39099, 22069 «Газель» 3160 кроме 3153 и 3160 3160

Подготовил Юрий Дацык

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.