ГАЗ: Внедорожный экстремист

Увидев в лобовое стекло бесконечную даль голубого неба, уже нисколечко не сомневаешься, что через секунду грузовик опрокинется на крышу, однако проходит время и «Садко» гордо покоряет вершину крутого подъема.

Для «Садко» не существует понятия «недостаточная проходимость». Его недюжинные внедорожные качества вызывают восторженные эмоции даже у военных, которые видели много разной техники. Грузовик с легкостью передвигается как по пересеченной местности, так и по асфальтированной дороге, преодолевает крутые косогоры и водные преграды, создавая впечатление полного пренебрежения к любому дорожному покрытию.

Но оставив эмоции на потом, обо всем по порядку. В рамках командно-штабных общевойсковых военных учений на Широколанском полигоне под Николаевом в условиях, максимально приближенных к боевым, компанией «ГАЗ-Дніпро» и нижегородским заводом «ГАЗ» была проведена презентация нового внедорожного детища — полноприводного автомобиля многоцелевого назначения ГАЗ-33082 «Садко». На вопрос, почему автомобиль представляли на военных учениях, можно ответить достаточно просто — ГАЗ-33082 «Садко» пригоден для эксплуатации как в мирных целях, так и в армии.

Этот грузовой автомобиль разработан на базе транспортного грузовика ГАЗ-3307 с использованием узлов и агрегатов проверенного временем и на данный момент уже снятого с производства армейского ГАЗ-66. Вследствие подобной трансплантации получилось вполне современное транспортное средство с поистине выдающимися техническими характеристиками, превышающими возможности предшественника ГАЗ-66.

Внешне для людей, не слишком разбирающихся в автомобильной технике, «Садко» неумолимо напоминает своего гражданского родственника ГАЗ-3307, и лишь огромные 20-дюймовые колеса немного настораживают — не очень похоже на обычный «газон». В просторной кабине «Садко» (практически идентичной ГАЗ-3307, за исключением рычагов включения раздаточной коробки и переключения пониженных передач) царит строгий спартанский порядок, оживленный удобными сиденьями от автомобиля «Волга» ГАЗ-3110 и мягкой обивкой дверных панелей. Обзорность с водительского места — просто телебашенная, видно все и довольно далеко. Кроме того, немалому комфорту за рулем способствует и гидроусилитель рулевого управления, значительно облегчающий мышечную работу рук водителя.

Под капотом представленного на тест «экстремиста» упрятан дизельный двигатель нового поколения ГАЗ-562, выпускаемый по лицензии известной австрийской фирмы Steyr и соответствующий современным требованиям по количеству вредных веществ в отработавших газах двигателя Евро 3. За удовольствие обладать «Садко» с этим силовым агрегатом придется раскошелиться на дополнительных (к базовой стоимости грузовика в $7 тыс.) несколько тысяч вечнозеленых бумажек. Но игра стоит свеч. Рядный 6-цилиндровый мотор Steyr с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха развивает мощность 150 л.с. уже при 3200 об/мин и достигает максимального крутящего момента 420 Нм в диапазоне оборотов от 1800 до 2000 об/мин. С подобными характеристиками двигатель легко разгоняет «Садко» до скорости свыше 100 км/ч, при этом потребляя 15 л топлива на 100 км пробега, что не так уж много для среднетоннажных грузовых автомобилей. Все системы силового агрегата контролируются центральным блоком управления фирмы Bosch, электронные «мозги» которого при необходимости можно перенастроить, после чего мощность двигателя поднимется до 200 л.с. Таким образом, при покупке автомобиля его можно идеально подготовить под разные условия эксплуатации.

Теперь давайте взглянем на «Садко» снизу. Благо высокий дорожный просвет в 340 мм позволяет провести данную процедуру, просто присев на корточки. Двигатель вместе с 5-ступенчатой механической КПП расположен продольно. Сбоку коробки размещен дополнительный картер с промежуточными шестернями отбора мощности, которые посредством небольшого карданного вала приводят в действие лебедку. Посередине рамы грузовика размещена 2-ступенчатая раздаточная коробка, пониженный ряд передач в которой включается только когда автомобиль стоит. Передний и задний мосты оснащены кулачковыми самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения, а мощная рессорная подвеска способна выдержать до 2,3 тонны перевозимого груза.

Предварительная экскурсия закончена и теперь можно приступать непосредственно к драйву. Забегая вперед сразу же отмечу, что подобных экстремальных ощущений я давно уже не получал. Поразительные внедорожные возможности и мощь «Садко» заставляют проникнуться к нему огромным уважением. Особенно это заметно на фоне предварительных заездов танков — «Садко», хоть и без гусениц, ничем не уступает в покорении крутых косогоров и грязи. Удивительной проходимости способствует и система регулирования давления в шинах: нужно уменьшить давление — пожалуйста (причем не выходя из кабины), нужно обратно восстановить — включаешь компрессор и все колеса накачаны.

При езде по асфальтовому покрытию «Садко» проявил себя весьма резвым «жеребенком» — динамика для грузовика довольно высокая, серьезно «брыкающимся» при преодолении возвышенностей на проезжей части (несколько раз довелось головой проверить на прочность потолок кабины). Приятно удивила и работа 5-ступенчатой КПП. С того времени как мне последний раз доводилось водить грузовик (а это было лет 8 назад), автопрогресс ушел далеко вперед — теперь при переключении передач уже не нужно делать так называемый двойной выжим сцепления.

Но наивысшую степень наслаждения получаешь при езде по пересеченной местности. Включив полный привод и пониженную передачу, ощущаешь себя всемогущим демоном-покорителем. «Экстремисту» из Нижнего Новгорода все нипочем: по крутым косогорам с уклоном 200 он движется с поразительной легкостью профессионала-альпиниста; на стенку высотой до 0,4 м «Садко» упрямо вытаскивает ошалевшего от превосходства водителя; на подъемы крутизной до 310 (на деле грузовик покорял уклоны и до 350) он лихо карабкается, заставляя водителя на некоторое время увидеть бесконечную даль голубого неба, и так же легко съезжает вниз — позволяя через лобовое стекло рассмотреть подножие горы. Более того, водный барьер — тоже не преграда для «Садко». Согласно техническим характеристикам, он вполне может переехать вброд речушку глубиной до 1,2 м. Во время теста грузовик, словно огромный бегемот, плескался в воде, омывая ею запыленное лобовое стекло кабины и легко покоряя глубину, намного превышающую установленную заводом.

В завершение хочется еще упомянуть и о том, что на первых двух этапах чемпионата СНГ по трак-триалу ГАЗ-33082 «Садко» уверенно обошел всех остальных конкурентов (даже зарубежного производства) и дважды занял первое место.

 Комментарий   

Пащенко Ю.И.
Руководитель программы «ГАЗ-Дніпро»

Хотелось бы поблагодарить президента ОАО «ГАЗ» (Н.-Новгород) Пугина Н.А. и главного конструктора завода «ГАЗ» Кудрявцева Ю.В. за любезно предоставленную возможность показать новую технику нижегородского завода в Украине.

Компания «ГАЗ-Дніпро» приложит все усилия для скорейшего продвижения новой продукции ГАЗ на украинском рынке.


 МНЕНИЕ   

Ликсюткин А. В.
Генерал-лейтенанта

Подобными возможностями вряд ли сможет похвастаться какой-либо другой грузовик производства стран СНГ. Впереди у «Садко» большие перспективы. Он как нельзя лучше подходит для украинской армии и, безусловно, в скором времени достойно займет место морально устаревшего ГАЗ-66.


Нижегородские покорители бездорожья

История первого полноприводного автомобиля ГАЗ повышенной проходимости началась в апреле 1938 года, когда группой нижегородских конструкторов был разработан грузовой автомобиль ГАЗ-63. Он стал первым отечественным автомобилем, в котором конструкторы применили инновационное техническое решение — ГАЗ-63 имел одинаковую колею передних и задних колес, а также односкатные шины впереди и сзади. Подобная конструкция шасси способствовала меньшим энергетическим затратам на прокладывание колеи и соответственно лучшей проходимости.

После многочисленных испытаний в апреле 1948 года ГАЗ-63 был запущен в серийное производство и выпускался до 1968 года.

Новое поколение полноприводных автомобилей ГАЗ-66 появилось в 1964 году. Для улучшения внедорожных качеств, в частности величин преодолеваемых преград, конструкторы наградили грузовик бескапотной компоновкой кабины, значительно уменьшив свесы кузова.

ГАЗ-66 стал первым изделием отечественной автомобильной промышленности, получившим в 1970 году Государственный знак качества за примененные прогрессивные технические новшества: гидроусилитель руля, гидровакуумный усилитель тормозов, омыватель лобового стекла, цельнометаллическая грузовая платформа, гипоидная главная передача и откидывающаяся кабина.

Автомобиль долгое время соответствовал предъявляемым к нему строгим требованиям, поэтому и выпускался вплоть до 1999 года.

Юлий Максимчук
Андрей Синявский

Редакция благодарит генерального торгового представителя ОАО «ГАЗ» (Н.-Новгород) в Украине компанию «ГАЗ-Дніпро» за помощь в организации поездки

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.