ГАЗ 31029: «Волга» снаружи, BMW внутри

Более 30 лет, пока не появились новые опытные образцы, сходящие с конвейера Горьковского автозавода, легковые автомобили не подвергались серьезным конструктивным изменениям. Слабый по нынешним временам двигатель ЗМЗ-402, не доведенный и «сырой» 16-клапанный ЗМЗ-406, архаичность конструкции подвески — вот известные особенности «Волг».

Тем не менее, привлекательная цена, десятилетиями формировавшийся имидж престижного и простого в эксплуатации автомобиля обеспечивают «Волгам» неугасающую популярность на просторах СНГ. У нас всегда любили большие и крепкие машины, а цена иномарок аналогичного класса зачастую не оставляет выбора.

Имеющиеся примеры доработки автомобилей Горьковского, а теперь Нижегородского автозавода российскими тюнинговыми фирмами ограничиваются установкой более мощного импортного двигателя, гидроусилителя руля, кондиционера. И хотя трансмиссия, подвеска (задняя зависимая рессорная и передняя шкворневая) и тормозная система автомобиля остаются неизменными, цена его повышается как минимум в два раза.

Но, оказывается, улучшить характеристики потомка «Победы» можно и с меньшими затратами. Например, Игорь Кучапин, начальник автотранспортного отдела харьковского ЗАО «Атлант», чьи мастера внесли гораздо более серьезные изменения в конструкцию ГАЗ-31029, оценивает их стоимость всего в 3000 долларов. И я не первый, кто испытал потрясение от знакомства с этим автомобилем. Ожидал, конечно, что обычная с виду «Волга» не так проста, как ее примелькавшаяся внешность — не зря же приглашали в гости «Автоцентр».

Длина шестицилиндрового рядного двигателя М30 впечатляла, но чего уж я никак не ожидал увидеть под капотом, так это опор стоек «МакФерсон». Более того, в этом автомобиле вся передняя часть, за исключением «оперения», вместе с лонжеронами имплантирована от 525-й BMW 1982 года выпуска!

При детальном знакомстве выяснилось, что перечень «родных» частей и агрегатов ограничивается кузовом и бензобаком. Баварское происхождение имеют независимые задняя и передняя подвески, двигатель с трансмиссией, полностью дисковые тормоза с ABS и усилителем, а также оснащенное гидроусилителем рулевое управление, электрооборудование и бортовая система контроля. Мощность и крутящий момент двигателя BMW, несмотря на почтенный возраст его разработки, не уступают заявленным у новейшего «шестнадцатиклапанника» Заволжского моторного завода (см. табл.)

Интересный автомобильчик получился, как же он ездит?

Расположившись на заднем сиденьи, первые впечатления получаю от короткой поездки по городским улицам в качестве пассажира. Салон не претерпел никаких изменений, не свойственная «Волгам» тишина внутри нарушается лишь на скорости свыше 90 км/ч аэродинамическими шумами. Особенно непривычно отсутствие фирменного «воя» трансмиссии. Дифференциал, кстати, самоблокирующийся, что в сочетании с АБС и приличным дорожным просветом немаловажно в условиях украинской зимы.

Наконец пересаживаюсь за руль. Да-а, жесткие педали, унаследованные от «немца», требуют хорошей физической подготовки. Привыкнув к усилию на педалях акселератора и сцепления, включаю первую передачу и трогаюсь с места. Двигатель прекрасно «крутится», позволяя, вжав педаль газа «в пол», получить ощутимый толчок в спину на любой из передач, лишь бы обороты двигателя не были меньше 3-3,5 тыс. Трансмиссия, хотя и четырехступенчатая, позволяет благодаря «растянутым» передаточным числам не «перекручивать» двигатель на высоких скоростях движения. 4500 об/мин на высшей передаче при скорости 150 - 160 км/ч — такое встречается и у «пятискоростных» машин со спортивной коробкой.

Правда, при обгоне, который завершается гораздо быстрее, чем рассчитываешь, насторожила подсказанная «шестым чувством» осторожность в обращении с рулем, излишняя, казалось бы, при управлении столь динамичным и, следовательно, «спортивным» автомобилем. Причину выяснил быстро, поднявшись с правым разворотом на 270 градусов по боковому «лепестку» дорожной развязки. Все дело в резине. Каждое утро в течение трех лет по дороге на работу, именно по этой «дуге», мой 41-й «Москвич» поворачивал в город, прекрасно проходя ее (на сухом покрытии) со скоростью до 60 км/ч. Истошный же вой покрышек «Волги» уже на 50 км/ч отбил всякую охоту увеличить скорость. Очевидно, 205/70R14, хотя и «Бриджстоун» — не лучший выбор для этого «суперкара». Возможно, сыграла свою роль и сузившаяся на 5 см, вследствие установки баварской подвески, передняя колея.

На трассе «суперволга» без напряжения держит скорость 140-150 км/ч (говорят, на участке Борисполь — Киев развивали и все 180), хотя для езды на такой скорости не мешало бы еще немного поколдовать над настройками подвески. Оснащенный газовыми однотрубными вставками петербургской фирмы «Плаза» передок нормально держит дорогу, а вот корму при пустом багажнике и заднем сиденьи слегка подбрасывает на ухабах. Похоже, не прошел даром «лифтинг» задней части, проведенный путем установки слишком жестких и длинных пружин. Впрочем, гранды мирового автомобилестроения, разрабатывая новые модели, тоже далеко не сразу подбирают оптимальное сочетание характеристик пружин и амортизаторов. По идее, уменьшившаяся в ходе реконструкции неподрессоренная масса задней подвески (за счет неподвижных относительно кузова карданного вала и редуктора заднего моста) для плавности хода только во благо.

Тормоза работают отлично, обеспечивая интенсивное замедление со скорости далеко за сотню, при этом нет и малейшего намека на рысканье, автомобиль точно выдерживает траекторию, правда, на ровной дороге. Проделывать то же упражнение на ухабистом участке из-за особенностей поведения заднего моста почему-то не хотелось.

В целом, конечно, машина требует большей собранности водителя и больших усилий на органах управления, чем современные седаны бизнес-класса. Ведь и ГАЗ-31029, и BMW с кузовом Е28, который выпускался до 1988 г., уже далеко не последнее слово в мировом автомобилестроении.

В разговоре с руководителем «Атланта» Александром Захарчуком выяснилось, что изначально задача создания «driver car» и не ставилась. Просто надоело директору видеть под капотом своей машины копошащихся почти каждый день механиков, все время что-то регулирующих и подкручивающих.

Заднюю подвеску усилили тоже по его просьбе, т.к. «Волга» часто ездит с полной загрузкой. Теперь машина гораздо меньше требует внимания при обслуживании. Такое переоборудование может оказаться наиболее приемлемым вариантом для обладателей разбитых BMW 5-й и 7-й серий, желающих вновь обрести колеса. Если, конечно, удастся, как «Атланту», получить «висновок науково-технiчної експертизи» ГосавтотрансНИИпроекта, что дает возможность зарегистрировать внесенные в конструкцию изменения в ГАИ. Авторы утверждают, что новый кузов «Волги», оснащенный агрегатами от моделей BMW 90-х годов, обойдется хозяину в итоге не дороже 10000 долларов.

Повторяя путь «Атланта» (или прибегнув к услугам его специалистов), нужно учитывать, что ходовые качества «Волги» вы улучшите точно, но доведение управляемости, безопасности и комфорта по сути заново построенного автомобиля до общепринятых на сегодняшний день норм, — очень трудоемкая задача, на решение которой у лидеров мирового автомобилестроения уходят месяцы и даже годы.

  Сравнительные характеристики автомобилей ГАЗ-31029 «Волга», оснащенных двигателями ЗМЗ-406 и ЗМЗ-402 и модернизированной «Волги» с двигателем M30 от автомобиля BMW Автомобиль BMW 525 ГАЗ 31029 Двигатель M30 ЗМЗ-406 ЗМЗ-402 Рабочий объем, л 2,5 2,3 2.45 Число цилиндров/клапанов на цил. 6/2 4/4 4/2 Макс. мощность, л.с./об/мин 150/5800 150/5200 100/4500 Макс. крут. момент, Нм/об/мин 226/4000 206/4000 186/2500 Средний расход топлива, л/100 км/ч 10,0* 11,7 12,5 Максимальная скорость, км/ч 180* 175 147 * Приведенные значения получены не в ходе специальных испытаний, а в процессе эксплуатации модернизированного автомобиля.

Евгений Трофименко

Редакция благодарит руководство Харьковской фирмы «Атлант» за возможность ознакомиться с их интереснейшей разработкой и приглашает наших читателей и специалистов высказать свое мнение по поводу подобной реконструкции, а также рассказать об аналогичных примерах переоборудования отечественных автомобилей.

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.