ЗАЗ 1103: Неплохо для начала

Пятидверный хэтчбек на базе «Таврии» продолжил советскую традицию давать машинам «географические» имена*. Но сама «Славута» изменила представления потребителя о том, каким должен быть дешевый массовый автомобиль. Для многих соотечественников именно эта машина стала первой.

В конце прошлого столетия Украина начала выходить из кризиса. Новое время потребовало и новых «колес» – ВАЗы тогда были дорогими, а родная «Таврия» с ее тремя дверями и репутацией «Запорожца» оказалась недостаточно солидной. И недавно подружившийся с Daewoo Motors Запорожский автозавод вывел на рынок свое первое постсоветское детище – хэтчбек ЗАЗ-1103 «Славута». Популярности модели посодействовала и развитая сервисная сеть.

Этот автомобиль начали покупать как «частники», так и мелкие корпоративные клиенты – вплоть до таксомоторных компаний. Многие подержанные «Славуты», предлагаемые на вторичном рынке, были первой машиной в семье, члены которой, оценив преимущества «автомобилизации», через пару лет решили сменить свой ЗАЗ на более престижную модель. И это скорее плюс, чем минус: как правило, такие машины эксплуатировались на городских асфальтированных дорогах и обслуживались на фирменных СТО. Естественно, послуживших в такси «Славут» следует опасаться: отличить их можно по следам крепления раций и мощных антенн, остаткам наклеек, а также по газобаллонному оборудованию.

Найди 300 отличий

Отличий «Славуты» от «Таврии», выпускавшейся к тому времени уже 12 лет, долго искать не приходится. И главным из них был даже не багажник (+40 л объема), «пристроенный» сзади и, соответственно, «прирост» в длину (+270 мм). Самое существенное – то, что новая модель (впрочем, как и обновленная «Таврия») стала радикально качественнее. Вместе с новыми совладельцами – компанией Daewoo Motors – заводчане провели ревизию технологического процесса и отфильтровали поставщиков комплектующих. В итоге около 40% деталей нашли в дальнем зарубежье.

Кузов, потяжелев по сравнению с хэтчбеком на 40 кг, обеспечил лучшую развесовку (в снаряженном состоянии на заднюю ось приходится уже не 40, а 45% веса). Двигатель МеМЗ протестирован инжиниринговым подразделением фирмы Porsche и признан достойным «серийной жизни». Благодаря всем этим мерам «Славута» получилась надежной и достаточно долговечной.

В салоне машины удобнее передним седокам – обзор хороший, места достаточно, особенно для ног. Сзади откровенно тесновато, а вот багажник просто огромный для машины такого класса. Сложив сиденье, можно увеличить его объем (300 л) в два с половиной раза (до 740 л), к тому же погрузочная высота невелика (760 мм). Заводская защита кузова достаточно прочна, а лакокрасочное покрытие всех ЗАЗов (после 1998 г. в.) выше всяких похвал, поэтому о коррозии говорить еще рано.

«Люксовые» комбинации

ЗАЗ-1103 выпускались в комплектациях «стандарт» и «люкс». В тех или иных комбинациях «люксы» снабжались такими опциями как магнитола с задними динамиками, центральный замок, окрашенные в цвет кузова зеркала и молдинги, электростеклоподъемники спереди, спойлер с дополнительным стоп-сигналом и «богатая» панель приборов с большим числом «информаторов». Все машины комплектовались вакуумным усилителем тормозов и обогревателем заднего стекла. Из указанного дополнительного оборудования слабым местом можно считать электрические стеклоподъемники, которые нередко выходят из строя. Другая досадная «болячка» – частые отказы насоса стеклоомывателя.

Покрашенные «металликом» кузова подержанных «Славут» более предпочтительны. Во-первых, на них труднее замаскировать следы аварии, а во-вторых, если приглянувшийся автомобиль эксплуатировался в большом городе, двухслойное покрытие (с лаком) обеспечивало лучшую защиту от соляных растворов.

Сердечко так стучит…

Все моторы, которыми комплектовались «Славуты», спроектированы на базе «таврийского» МеМЗ-245, поэтому запчасти к ним, в основном, одинаковые. Но большинство «Славут» еще не дожили до первого капремонта, который обычно требуется не раньше, чем после 125 – 150 тыс. км пробега. Кстати, завод называет цифру 100 тыс. км пробега для моторов 1,2 л и 130 тыс. км – для 1,3-литровых агрегатов. Но встречаются «Славуты» с пробегом свыше 200 тыс. км без капремонта двигателя, в том числе работающие в такси.

1,1-литровый моторчик кажется слабоватым при загруженной машине, поэтому его приходится «крутить» больше других. По той же причине и ресурс его скромен – около 100 тыс. Применяли такие агрегаты только в первый год выпуска. 1,3-литровый мотор, напротив, достаточно динамичен, что провоцирует водителя «позажигать», но при этом потребляет больше топлива. Чтобы добиться экономичной работы, необходима тщательная настройка карбюратора. Кроме того, этот прибор питания типа Solex (независимо от объема двигателя) требует регулярной чистки.

Многоточечный впрыск на 1,3-литровом моторе динамику существенно не улучшает, но обеспечивает более устойчивую работу на холостом ходу и на переходных режимах. По надежности он не хуже своих карбюраторных собратьев, но удорожает машину. Его особенность – необходимость регулярной (10 – 20 тыс. км) чистки клапана регулятора холостого хода. При покупке подержанной машины с «инжектором» полезно заехать на СТО и прочитать фискальную память электронного блока управления «Микас» – в ней хранятся данные о реальном пробеге автомобиля и работе двигателя в нештатных режимах – при перегреве, горящей лампочке Check engine.

«Золотая середина» – это, пожалуй, наиболее распространенный силовой агрегат объемом 1,2 л. Для продления срока службы моторов специалисты советуют неукоснительно соблюдать сроки ТО и применять качественное масло. В старые моторы не рекомендуется лить «синтетику» – и смысла нет, и через подызносившиеся сальники с прокладками она скорее просочится. Как и все современные моторы, движки МеМЗ не любят, когда в их радиатор льют воду – тогда ускоренно корродирует головка блока цилиндров, да и жизнь помпы сокращается. Коричнево-рыжий налет на стенках расширительного бачка выдаст такого «рачительного» хозяина.

Выбора нет

Трансмиссия у всех «Славут» одинаковая, разница только в передаточных числах ступеней. Коробки передач никаких серьезных нареканий не вызывают, хотя поначалу включение первых двух передач затруднено. После обкатки проблема отступает, но не всегда «на все сто». Безотказны ШРУСы (немецкого производства), способные «пережить» двигатель. Диск сцепления при сдержанном стиле езды в среднем служит 40 – 50 тыс. км.

Ходовая часть «Славут» (спереди McPherson, сзади – работающая на кручение балка с пружинами) достаточно прочная для своего класса. Ресурс ступичных подшипников – порядка 80 тыс. км. Шаровые опоры на заводе ставили как корейские, так и отечественные. Срок службы и тех и других при городской езде – около 40 тыс. км; меняются они отдельно от рычагов. Родные амортизаторы служат от 30 тыс. км (на плохих дорогах и при энергичном драйве) до 50 тыс. км (размеренный стиль). Существуют также более долговечные отечественные и зарубежные аналоги.

Проблемы решаемы

Руль «Славуты» легкий и достаточно острый, но отсутствие стабилизатора поперечной устойчивости вызывает крены при скоростном маневрировании. Рулевую рейку «таврийского» семейства можно регулировать, устраняя люфт в зацеплении. Кроме того, узел чувствителен к состоянию пыльников – если они порваны, изнашиваются не только сменные втулки, но и сама рейка, а это уже требует ее замены. Кстати, угол выворота колес при развороте многие считают недостаточным.

Проблема ЗАЗов в период 1999 – 2003 гг. – передние тормозные диски, вызывающие вибрацию при торможении. В середине 2003 года завод начал комплектовать машины тормозными механизмами измененной конструкции – с шестью крепежными отверстиями диска вместо трех, что исключало его деформацию. Главный тормозной цилиндр обычно отказывает первым в тормозной системе, и при покупке нового рекомендуется выбрать оригинальное изделие.

Купуй українське?

Мнение большинства тех, кто ездил или ездит на «Славуте»: она стоит своих денег и годится на роль разъездного или семейного автомобиля. Причем как в мегаполисе, так и в небольшом городе. Малочисленные недостатки обусловлены классом автомобиля и его ценой. Подобрать хороший экземпляр нетрудно – машина вплотную приблизилась к почетному званию «народной».

*Славута – древнерусское название Днепра


 Личный опыт  

Наталья, 27 лет
Эксплуатирует машину 1,5 года, ЗАЗ-1103 1,2 л (58 л. с.), пробег – 25 тыс. км, возраст – 1,5 года

Живем с мужем в пригороде. «Славуту» купили, чтобы вместе ездить в Киев на работу – надоело каждое утро мучиться в маршрутках. Конечно, машина простовата, но в ней есть все, что необходимо для движения в общем потоке транспорта в любую погоду. До сих пор ничего серьезно не ремонтировали. Правда, в первое время досаждали отказами разного рода мелочи – омыватель стекла, стеклоподъемник и какой-то датчик под капотом. Поначалу с трудом переключались передачи, но потом что-то притерлось и стало легче. Недавно купили более комфортабельную Daewoo Aveo с кондиционером, но «Славуту» не продаем – пользуемся, когда мне и мужу нужно ехать в разные стороны. Даже на фоне новой иномарки она нас вполне устраивает.


Невысокая цена Надежность Доступный сервис и возможность самостоятельного обслуживания Экономичность Морально устаревшая конструкция Тесное заднее сиденье Плохая шумоизоляция Недолговечность приборов электрооборудования
 До и после…

Предшественником «Славуты» можно считать трехдверный хэтчбек – «Таврию», запущенную в производство в 1987 году. Конструкция отвечала всем требованиям своего времени. Машина комплектовалась только 1,1-литровым двигателем и отличалась скромным оснащением. В 1991 году она пережила легкий рестайлинг – крылья получили отбортовку, фары «выдвинулись» из ниш в передней облицовке.

С 1993 года качество машин и объемы выпуска катастрофически снизились. Вскоре производство было заморожено до 1998 года, когда модель возродилась под именем «Таврия Нова». Завод обеспечил высокое качество изготовления узлов и сборки, несколько уровней комплектации. Параллельно со «Славутой» на «Таврию» начали устанавливать новые двигатели объемом 1,2 и 1,3 л, в том числе с инжектором. Грузопассажирская версия с выпуклой задней дверью – для увеличения объема багажника – оснащается мотором 1,2 л.

В 1994 – 97 гг. серийно выпускалась первая пятидверная модификация «Таврии» – ЗАЗ-1105 «Дана». Машина с кузовом «универсал» была длиннее ЗАЗ-1102 на 120 мм и комплектовалась теми же карбюраторными двигателями, что и «Таврия»: МеМЗ объемом 1,1 и 1,2 литра и 1,3-литровым от «вазовской» «восьмерки». Именно у «Даны» «Славута» впоследствии позаимствовала некоторые детали. Объемы выпуска этой модели были невелики. Поскольку годы выпуска «Даны» совпали с периодом кризиса на «зазе», большинство экземпляров отличалось низким качеством, из-за чего модель особой популярностью не пользуется.

Минувшей осенью «ЗАЗ» объявил, что «Таврия» будет заменена на конвейере совершенно иной моделью примерно через 3 – 4 года.


 История

06.95На «ЗАЗе» завершена разработка пятидверного лифтбека (проектное наименование «Славута»)
11.98Выпущена первая промышленная партия ЗАЗ-1103
03.99Объявлено о начале серийного выпуска «Славуты»
01.00Начало выпуска модификации с карбюраторным мотором 1,2 л (58 л. с.). Расширен список дополнительного оборудования
06.01Начало производства модификации с карбюраторным мотором 1,3 л (63 л. с.)
12.02Выпуск топовой версии с впрысковым мотором 1,3 л ( 66 л. с.)


 Цены на нов. ориг. запч., грн. Передн. торм. колодки 26 Задн. торм. колодки 47 Воздушный фильтр 8 Топливный фильтр 3 Масляный фильтр 19 Подшипник передн./задн. ступицы 42/15 Амортизатор передн./задн. 109/71 Сцепление, комплект 179 Помпа 47 Радиатор 158 Шаровая опора 24 Рулевая рейка 139 Генератор 332 Стартер 240 Распредвал 82 Ремень ГРМ 23 Натяжители ремня 26
 ЗАЗ-1103 «Славута» Общие данные Тип кузова лифтбек Дверей/мест 5/5 Габариты Д/Ш/В, мм 3980/1578/1425 База, мм 2320 Масса снаряженная, кг 790 Объем багажника, л 300/740 Объем бака, л 38 Трансмиссия Тип привода передний КПП 5-ст. механ. Двигатели Бензиновые 4-цилиндр.: 1,1 л карб. (51 л. с.), 1,2 л карб. (58 л. с.), 1,3 карб. (63 л. с.), 1,3 л впрыск. (66 л. с.) Ходовая часть Тормоза передние/задние диск./бараб. Подвеска передняя/задняя незав./полузав. Шины 155/70 R13 Стоимость в Украине, $ от 2,8 тыс. до 4,3 тыс.
Альтернатива ВАЗ-2107 с 1982 г.

Главные преимущества этой иномарки – надежность и безотказность – уже утрачены. Трудно ожидать таких качеств от автомобиля 14 – 20 лет от роду, половину из которых он просуществовал за пределами благополучной Европы. Кузова Kadett, отличающиеся склонностью к коррозии, наверняка уже ремонтировались, причем часто – в полукустарных условиях. Однако остаются еще комфорт и вместительность. Кроме того, привлекателен огромный выбор двигателей, простых, ремонтопригодных и вполне обеспеченных запчастями – как новыми, так и б/у.

 Opel Kadett E 1984 – 91 г. в. Тип кузова 3- и 5-дв. хэтчбек, 4-дв. седан, 5-дв. универсал, 2-дв. кабриолет Габариты Д/Ш/В, мм 3998/1663/1395 База, мм 2520 Двигатели 4 цил. 9 бенз.: от 1,2 л (55 л. с.) до 2,0 л (150 л. с.) 2 диз.: 1,6 (55 л. с.) и 1,7 (57 л. с.) Стоимость в Украине, $ от 2,1 тыс. до 3,9 тыс. Peugeot 309 1986 – 93 г. в.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.