ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СОПЕРНИКОВ

При подготовке к этому тесту нас ожидал сюрприз. Оказывается, настоящих "одноклассников" у "сто третьей" не так уж много, а причина в том, что полтора литра (пусть это не покажется странным) довольно редкий объем двигателя. Большинство европейских и японских производителей делают моторы 1,4 и 1,6 л. Только в Корее распространены 1,5-литровые, что связано с существующей там налоговой системой.

ЗНАКОМИМСЯ С КОНКУРЕНТАМИ

Все представленные в нашем тесте одноклассники VAZ 21103 - седаны и у всех под капотами 1,5-литровые 16-клапанные моторы с распределенным впрыском бензина. Любопытно, что иностранцы немного крупнее "десятки" - на 50-170 мм длиннее и на 15-31 мм шире, к тому же у них более широкая колея (в среднем на 100 мм) и длинная колесная база (у "Хонды" она аж на 128 мм больше, чем у VAZ 21103).

"КИА Сефия II" выпускается с 1998 года, двигатель семейства BFD - силовой агрегат прежней "Мазды-323" с двумя распредвалами (привод зубчатым ремнем) и регулируемым каталитическим нейтрализатором. Степень сжатия - 9,3.

"Mazda 323/Mazda 323" выпускается с 1998 года, модернизированный двигатель имеет схожий с КИА блок цилиндров, оснащен регулируемым каталитическим нейтрализатором. Степень сжатия - 9,4.

"Хонда Сивик" в производстве с 1995 года, двигатель с одним распределительным валом (привод зубчатым ремнем), снабжен системой управления подъемом клапанов V-TEC и расположенным сразу за выпускным коллектором регулируемым нейтрализатором. Степень сжатия - 9,6.

VAZ 21103 в серии с 1998 года, двигатель VAZ 2112 с двумя распредвалами (привод зубчатым ремнем), без каталитического нейтрализатора. Степень сжатия - 10,5.

НА ВКУС, НА ЦВЕТ...

Ни один из этих автомобилей не назовешь несовременным, однако это, пожалуй, единственное, что можно считать общим в их облике. Своими спокойными, округлыми формами "Сефия II" нисколько не похожа на "Мазду", балансирующую на грани угловатости, а четкий клиновидный силуэт "Сивика" с низким покатым капотом и выдающимися колесными арками едва ли хоть намеком близок им обоим. Наиболее "спорный" дизайн у "Мазды", две остальные иномарки производят положительное впечатление. На таком фоне "сто третья" напоминает выброшенную на сушу миниатюрную подводную лодку: массивный бочкообразный "корпус" с маленькой стеклянной "рубкой", широкая округлая боковина, в глубоких темных вырезах крыльев - колеса с почти "глухими" дисками. Самое дипломатичное определение для ее внешности - "самобытный авангард".

ЧТО ТАМ ВНУТРИ?

Нет, погодите, до характеристик моторов мы еще доберемся, а для начала подробно исследуем салоны машин. Здесь так же, как и снаружи, не все просто, во всяком случае, то, что видят глаза, не всегда согласуется с тем, что "говорит" посадочный манекен. На первый взгляд, самый просторный салон у "Мазды", что, в общем, правда. Однако "просторный" не означает широкий: по ширине с заметным отрывом лидирует "Сефия", за ней - VAZ 21103, самый узкий - "Сивик". Не слишком плечистые пассажиры легко смогут расположиться втроем на заднем сиденье во всех машинах, но... в "десятке" крайним придется подпирать стойки кузова головой: в верхней части салон очень узок. Правое переднее кресло "Мазды" снабжено дополнительным шарниром, что позволяет откидывать спинку вперед, превращая ее в столик - редкое, но удобное решение. Впрочем, для нас важнее, насколько хорошо тому, кто за рулем.

Здесь все просто и понятно: рабочее место водителя в "иностранцах" практически одинаково, различаются лишь сиденья. Лучшие по форме - в "Мазде", чуть похуже спинка у КИА, "хондовское" "кресло" - пример того, как делать не надо: подушка короткая, слишком мягкая и абсолютно горизонтальная. Даже удачная конструкция спинки не в состоянии изменить впечатление. Зато у "сто третьей" по этой части все в порядке, но... ход продольной регулировки сиденья слишком мал, и водителю ростом выше 185 см придется сильно согнуть ноги. И еще: левая нога даже скромного 43-го размера постоянно цепляется за нижний край передней панели - не смертельно, но неприятно.

БЫЛО БЫ ДУПЛО, А ДЯТЕЛ НАЙДЕТСЯ

Похоже, что маленькие багажники в седанах навсегда канули в Лету. На кого из нашей четверки ни погляди, "дупло" - что надо. Заднее сиденье, разумеется, у всех складывается по частям, а значит, можно еще увеличить объем грузового отсека. Пожалуй, лишь "Сефия" не вправе особенно хвастаться емкостью своего багажника. Зато это может сделать "сто третья" - тут ей нет равных. Вот только погрузочная высота (расстояние от нижней кромки проема багажного отсека до асфальта) у нее самая большая, и загружать "трюм" приходится сверху, что не слишком удобно, когда вещи крупные и тяжелые. Впрочем, и КИА не без греха: ее роскошные задние фонари ограничивают ширину проема, а замок багажника представляет явную угрозу для затылка. Конструкторы заключили его в пластмассовый корпус и снабдили предостерегающей надписью, но увидеть ее обычно удается лишь за десятую долю секунды до соприкосновения затылка с замком. Последствия такой "встречи" в печати обычно не комментируют по причине ненормативной лексики. А вот к багажникам "Хонды" и "Мазды" претензий просто нет.

ЧЕЙ МОТОР ЛУЧШЕ?

Мы не ставили своей целью сравнить двигатели в отрыве от самих автомобилей. Ведь о мощности мотора и крутящем моменте водитель судит по максимальной скорости и динамике разгона. Мы поступили так же, понимая, конечно, что параметры трансмиссии и самой машины тоже играют немалую роль.

Самый мощный из автомобилей - "Сивик", и мы не без оснований ожидали от него наивысших результатов. Отчасти это подтвердилось: "Хонда" стала лидером по максимальной скорости и эластичности на четвертой передаче. На пятой она пропустила вперед "Мазду" с ее тяговитым мотором и "короткими" передачами, которая стала победителем и в разгоне до 100 км/ч. VAZ 21103 в этой дисциплине занял третье место, но показав единственный результат, превосходящий заводские данные. КИА уступил соперникам во всех "номинациях", несмотря на ровную, без провалов и подхватов, тягу двигателя во всем диапазоне.

Приятно удивило, что замеренная на полигоне максимальная скорость "сто третьей" оказалась лишь на 3,5 км/ч меньше, чем у "Хонды", по паспорту располагающей внушительным преимуществом - в 20 л. с.! Это, бесспорно, свидетельство очень хорошей аэродинамики вазовской машины, что, кстати, подтверждается и самым длинным выбегом. А если принять во внимание ее немалый, по сравнению с "иностранцами", дорожный просвет, который не способствует снижению сопротивления воздуха, результаты труда отечественных специалистов по аэродинамике можно без ложной скромности назвать выдающимися.

Честно говоря, и характеристика мотора "сто третьей" нас не разочаровала. Было очевидно, что при его создании стремились сделать "ровный" двигатель, способный к езде "внатяг" и в то же время "живой" на высоких оборотах. Это бы удалось, не перечеркни все старания разработчиков главная пара с передаточным числом 3,706. Машина крайне тяжело выходит на максимальную скорость, да и эластичность на пятой передаче оставляет желать лучшего - даже небольшой подъем требует переключения. Хочется напомнить, что увлечение конструкторов слишком "длинными" главными парами уже создало дурную славу одному отечественному автомобилю... Так почему бы не учиться на чужих ошибках?

И еще: "иностранцы" без видимых затруднений принимают бензин АИ-92, а наша "сто третья" употребляет его как студентка водку - пьет, но морщится. Стоит после спокойной езды наступить на акселератор посильнее, как из-под капота раздается характерное "звяк-бряк"... Это огорчительно, но вполне объяснимо - у мотора VAZ 2112 самая высокая степень сжатия. Или надо просто создать нормальную программу управления двигателем?

КУДА КРИВАЯ ВЫВЕЗЕТ?

Шустрый разгон - это, конечно, здорово, ну а как тормоза? "Хонда" и "Мазда" с АБС демонстрировали великолепное замедление: 9,6-9,7 м/с2, КИА без АБС выглядела несколько хуже, хотя вполне приемлемо - 8,4-8,5 м/с2. Характеристики VAZ 21103, несмотря на вентилируемые передние диски, оказались совсем не на высоте: 6,7-6,9 м/с2 при торможении со 100 км/ч. Впрочем, имея некоторый опыт испытаний тормозных колодок, можем предположить, что дело не обязательно в тормозных механизмах. Возможно, стоит "поиграть" колодками?

Немного о подвеске. Известно, что управляемость и комфорт - плохие "соседи", и любой дорожный автомобиль - неизбежная жертва компромисса. Правда, последний бывает удачным и не очень... По первым впечатлениям неплохо выглядит "Хонда" - автомобиль уверенно стоит на дороге даже на пределе сцепных свойств шин и при этом очень комфортабелен. Но за "деликатность" подвески приходится расплачиваться ее низкой энергоемкостью: она нередко срабатывает "до упора". Прямая противоположность - КИА: здесь подвеска самая жесткая, дотошно передает мелкие неровности, зато автомобиль послушен на любой скорости, живо реагирует на руль и не просит слишком сильно притормаживать перед поворотом. В общем, энергоемкость на высоте: надо крепко постараться, чтобы в дело вступили ограничители хода подвески. Вроде бы самый разумный компромисс представляет "Мазда", но быстро проходить повороты на ней совсем не хочется. И наконец, VAZ 21103. Плавность хода даже лучше, чем у "Хонды", а подвеска шутя глотает такие ямищи, от одного вида которых становится не по себе. Энергоемкость выше всяких похвал. Неужели это и есть идеал? Увы, расплачиваться за длинноходную и довольно мягкую подвеску приходится самым что ни на есть деликатным - управляемостью. Сильные крены в поворотах, запаздывания при резких маневрах, глубокие, резкие заносы, "неточный" руль - все это не украшает автомобиль.

ЧТО ЖЕ В ИТОГЕ?

Если отвлечься от того, что называется "качество изготовления", VAZ 21103 вполне достойно выглядит на фоне импортных одноклассников. Да и мотор тоже неплох. И все же, если непредвзято посмотреть на машину, претендующую на титул отечественного "гран-туризмо", складывается впечатление, что те, кто ее создавал, очень мало общались между собой - из вполне удачных компонентов получился далеко не самый достойный конгломерат. Для реальной конкуренции потребуется дополнительное оборудование: АБС, гидроусилитель руля, кондиционер. Желательно, чтобы и качество сборки поднялось хотя бы до уровня узбекской "Нексии". Что же касается недостатков ходовой части, то они легко поправимы. По крайней мере, тюнинговые фирмы уже берутся за это. Со "сто третьей" они без работы не останутся.

РЕЗЮМЕ

"КИА Сефия II".
Не занимать характера, хотя есть чему поучиться у других.

"Mazda 323/Mazda 323".
Добротность, надежность и искусство компромисса.

"Хонда Сивик".
Песенный мотор и высочайшее качество, не превзойденные другими участниками теста.

VAZ 21103.
Соткан из противоречий, но, возможно, они разрешимы.// За рулём






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.