MAZDA: От пробки до ротора

Продукцию японской компании Mazda Motor Corporation хорошо знают в нашей стране. В этом году марка отмечает сразу несколько знаменательных дат в своей истории: 85-летие со дня основания компании и 45-летие выпуска первого легкового автомобиля.

Двенадцатый сын рыбака из префектуры Хиросима, Джуджиро Мацуда был достаточно деятельным молодым человеком и свой первый бизнес открыл уже в 20 лет. И хотя вначале не все складывалось удачно, к 45 годам (в 1920 г.) он с группой инвесторов скупил разорившуюся фирму Abemaki в Хиросиме. Ее переименовали в Toyo Cork Kogyo, а годом позже Мацуда стал ее президентом. Компания на тот момент никакого отношения к автомобилям не имела и выпускала стройматериалы из пробкового дерева. Это занятие позволило заложить финансовый фундамент для дальнейшей деятельности. В 1927 году из названия фирмы выпало слово «cork» – пробка, а имя изменили на Toyo Kogyo Со., Ltd., что ознаменовало переход компании в область машиностроения. Выпустив в 20-х годах небольшую тестовую партию мотоциклов, в 1929 году она занялась производством станков.

Три колеса

В 1931 году компания начала выпускать трехколесные развозные грузовички с двигателями объемом 500 см куб. Для обозначения этих машин выбрали слово Mazda – имя зороастрийского верховного бога света, которое к тому же было близко по звучанию к фамилии основателя фирмы – Мацуда. А в 1932 году начался экспорт грузовиков Mazda в Китай. До того, как разразилась Вторая мировая война, компания создала несколько прототипов легковых автомобилей, но в серийное производство ни один из них пойти не успел. В годы войны она продолжала выпускать трехосные грузовички для нужд японской армии и другую военную продукцию.

Во время войны и после атомного взрыва в Хиросиме завод Toyo Kogyo практически не пострадал, благодаря чему уже в 1950 году компания вернулась к производству трехколесных грузовичков Type CT с двигателем объемом 1157 см куб. и специализированной техники на их базе. В 1952 году умер Джуджиро Мацуда, а за год до этого президентом компании стал его сын Тенуджи. Разрушенная американской авиацией страна остро нуждалась в легкой коммерческой технике, в производстве которой у Mazda был неплохой опыт.

Первые легковые

Огромное трудолюбие японцев позволило Стране восходящего солнца к концу 50-х почти полностью оправиться от последствий войны. Рост благосостояния населения позволил компании начать в 1960 году выпуск первой легковой модели R360. Это была очень маленькая 2-дверная городская машина, оснащенная 2-цилиндровым двигателем объемом 356 см куб. «Малыш» был недорогим и по местным меркам достаточно удобным. Опыт с легковым автомобилем оказался вполне успешным, хотя основу модельного ряда по-прежнему составляли развозные грузовички, гамму которых год спустя пополнил небольшой пикап Proceed (B series 1500). Через год появился компактный седан Carol, который выпускался в двух вариантах: 2-дверный Carol-360 и 4-дверный Carol-600. Своим дизайном он, как и многие японские автомобили тех лет, напоминал британский Ford Anglia.

В 1963 году общее количество машин, выпущенных Mazda, достигло 1 миллиона. Одним из знаковых стало семейство Familia, дебютировавшее на японском рынке в 1964 году. Это имя наверняка не скажет вам ровным счетом ничего, что неудивительно, ведь на внутреннем рынке японские автомобили, как правило, имеют собственные названия: Familia – это Mazda 323, Capella – 626, a Cosmo – 929. Кстати, система обозначения моделей тремя цифрами, с двойкой посредине, является запатентованной фирменной индексацией компании.

Семидесятые годы стали временем бурного развития Mazda: с 1972 по 1979 год было выпущено 5 млн. автомобилей! Расширяются география и объем экспорта, увеличиваются производственные мощности.

Акции компании на фондовых рынках повышались, что не осталось без внимания. В 1979 году Ford приобрел 24,5% акций Тоуо Коgуо Со., Ltd., а к 1996 году эта цифра выросла до 33%. В 1984 году компанию переименовали в Mazda Motor Corporation. Сегодня американцы полностью контролируют Mazda.

И закрутился ротор

Особо стоит отметить еще одну «ветвь» эволюции в истории Mazda. В 1960 году компанию посетил представитель немецкой компании NSU доктор Хаас. Президент Мацуда нанес ему ответный визит, во время которого было заключено предварительное соглашение о сотрудничестве с NSU в области разработки и производства роторных двигателей Ванкеля. Официальным началом этого сотрудничества считается 1961 год, когда соглашение получило одобрение японского правительства. В 1963 году на выставке в Токио продемонстрировали первый роторный мотор Mazda. А спустя четыре года дебютировала первая модель компании с таким двигателем – Cosmo Sport (110S). После этого появилось множество роторно-поршневых машин: Familia Rotary, Capella, Savanna и Luce. К 1970 году было произведено 100 тысяч автомобилей Mazda с двигателем Ванкеля, а к концу 70-х их выпуск достиг 1 миллиона экземпляров!

В 1978-м появилось очередное поколение модели Savanna, получившее индекс RX-7. Она стала самой быстрой в модельном ряду Mazda тех лет – 105-сильный мотор разгонял авто до 200 км/ч. Кроме того, конструкция оказалась настолько удачной, что RX-7, постоянно модернизируясь, продержалась на конвейере до 2002 года.

Успех роторных двигателей подтверждается победой в 1991 году Mazda 787B в престижной 24-часовой гонке в Ле-Мане – это была первая победа в этой гонке, одержанная автомобилем японского производства, и единственная победа машины с ротором.

В начале нового тысячелетия на смену модели RX-7 пришло четырехдверное купе RX-8 с роторным мотором Renesis нового поколения. Это единственный на сегодня серийный спорткар с двигателем Ванкеля.

На рубеже веков

В последние годы стремительно растет популярность марки Mazda на международных рынках. В отличие от ряда японских автомобильных компаний, болезненно переживавших в конце 90-х прошлого века азиатский экономический кризис, Mazda благодаря тесной интеграции с Ford и умелой модельной политике смогла не только противостоять, но и значительно улучшить свои позиции на мировом рынке.

 Три поколения RX-7

Сергей Иванов
Фото Mazda

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.