MERCEDES: Резьба... по асфальту

За последнее десятилетие с конструкцией шасси проводились разные эксперименты - Honda и Mazda делали управляемыми все четыре колеса, Citroёn внедрял активную подвеску с изменяемым дорожным просветом... Но идеи, подобной той, что воплощена на Mercedes F 400 Carving, еще не было ни у кого.

Вообще-то, слово «carving» с английского дословно переводится как «резьба по дереву». Однако познакомившись поближе с концепт-каром Mercedes F 400 Carving понимаешь, что эта машина создана именно для «резьбы по асфальту». Точнее, для «нарезания» поворотов на высокой скорости без опасения вылететь в кювет или перевернуться. С целью обеспечения высокой устойчивости автомобиля на виражах специалисты DaimlerChrysler разработали специальную конструкцию, которую назвали «динамическим шасси».

Автомобиль или мотоцикл?

Концепт-кары у Mercedes появляются по принципу «редко, но метко» – каждый из представленных публике является первооткрывателем какой-либо революционной системы. Так было с Mercedes F 200 Imagination (1996 г.), на котором впервые была применена система рулевого управления по проводам «drive-by-wire»; так было и с трициклом Mercedes F 300 Life-Jet (1997 г.), который наклонялся в поворотах, подобно мотоциклу. Ну а F 400 Carving, по сути, является продолжателем продемонстрированной на F 300 Life-Jet идеи внедрения в автомобильные разработки мотоциклетных решений.

Принцип действия динамического шасси заключается в следующем. Для улучшения устойчивости автомобиля на виражах конструкторы предложили наклонять наружные к центру поворота колеса – так, как это делают мотоциклисты. В зависимости от условий движения угол поперечного наклона колес может изменяться в пределах 20 градусов! Испытания показали, что при наклоне колес под углом 20 градусов боковая устойчивость автомобиля повышается примерно на 30%, при этом боковое ускорение может достигать 1,28 g, что на 28% больше, чем у обычных спортивных машин с фиксированными углами установки колес. Естественно, при таких показателях вероятность аварии значительно понижается.

Возможность изменять угол наклона колес может послужить и для других целей. Например, если автомобиль неожиданно перешел в боковое скольжение, то, изменяя упомянутый угол, можно здорово помочь системе стабилизации ESP. А при экстренном торможении электроника наклоняет все четыре колеса, что позволяет уменьшить тормозной путь со скорости 100 км/ч примерно на пять метров!

Динамическое шасси также помогает отодвинуть к большим скоростям границу появления аквапланирования. Даже небольшой угол наклона колеса позволяет обезопасить автомобиль от скольжения на мокрой дороге. В настоящее время в лабораториях Mercedes идет работа над созданием специальных сенсоров, которые будут отслеживать количество воды на трассе и на основании этих данных регулировать величину вышеупомянутого угла.

Родственник болида

Однако все эти разработки имеют смысл только при условии использования специальной резины – ведь обычные профилированные шины при наклоне колеса будут только терять сцепление с трассой из-за меньшей плоскости соприкосновения. Поэтому по заказу инженеров DaimlerChrysler в лабораториях Pirelli были спроектированы специальные покрышки направленного вращения с разнопрофильными боковинами из специальной «цепкой» резины. Именно за счет этого и достигается снижение длины тормозного пути и вероятности аквапланирования, о которых говорилось выше. Говоря проще, шины, установленные на Mercedes F 400 Carving, имеют как бы две размерности – наружную 255/35 R19 и внутреннюю 255/45 R17.

Такая непростая конструкция шасси потребовала усложнить и форму кузова – в частности, было необходимо предусмотреть больше свободного пространства для колес. Для этого был объявлен конкурс на лучший дизайн-проект, в котором выполнялось бы это условие. В нем приняли участие молодые дизайнеры из немецких, японских и американских студий Mercedes. Проекты, поступавшие в течение двух лет, поражали многообразием идей – от фантастических «космомобилей» до бескомпромиссных одноместных спорткаров. В итоге создатели остановились на двухместном спортивном родстэре, кузов которого выполнен из углепластика с применением технологий «Формулы-1». Кстати, использование этого материала, который примерно на 60% легче стали при более высокой прочности, позволило сбросить с кузова порядка 100 кг «лишнего веса». Да и внешность F 400 Carving, в особенности его вытянутый «нос» с трехлучевой эмблемой, также напоминает гоночные болиды.

И это все о нем...

Но перечень новых идей, воплощенных на Mercedes F 400 Carving, не ограничивается одним лишь динамическим шасси. Так, в рулевом управлении и в приводе тормозов отсутствуют жесткие механические связи, а все сигналы передаются к исполнительным механизмам по проводам (система «drive-by-wire»). Вызывает интерес и передняя оптика – свет от расположенной под капотом ксеноновой лампы «доставляется» непосредственно к фарам по оптоволоконному световоду, а затем, попадая на специальные линзы, может быть направлен практически в любую сторону, например, на дорожные указатели. Кстати, все упомянутые устройства занимают существенно меньше места, чем их предшественники, вследствие чего у дизайнеров появился больший простор для фантазии.

После всего перечисленного под капотом F 400 Carving ожидаешь увидеть какой-нибудь антигравитационный двигатель, работающий как минимум на солнечной энергии. Однако создатели, видимо, посчитали, что лимит революционных разработок исчерпан, и оснастили концепт обычным 3,2-литровым бензиновым мотором мощностью 224 л. с., который устанавливается на моделях С- и Е-класса. Коробка передач также вполне «нормальная» – пятиступенчатый «автомат» Sequentronic, правда, управление вынесено на рулевое колесо – как на «формульных» болидах. Интересно было бы ознакомиться с разгонной динамикой Mercedes F 400 Carving, однако этих данных в официальных источниках нет.

Впрочем, и без точных цифр понимаешь: автомобиль этот, как и полагается концепт-кару, исключителен. И своей конструкцией и внешним видом вполне оправдывает прозвище «резчика по асфальту», в любой момент готового сорваться с места и украсить дорожное полотно замысловатой паутиной виражей.

Владимир Некрасов
Фото DaimlerChrysler

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.