MERCEDES Smart: В марте на «Смарте»


Каждая встреча с машиной Smart на автомобильных выставках вызывала смешанные чувства. Меня радовал этот прекрасный образец нового стиля мышления человечества и поиска альтернативных путей развития автомобиля. Но в то же время я отчетливо понимал, что таким машинам еще не скоро суждено появиться на наших дорогах.

К счастью, я ошибся. Уже сейчас в Киеве есть несколько Smart’ов. Эти удивительные автомобили то и дело шустро мелькают в потоке, проныривая между рядами громоздких на их фоне городских хэтчбеков.

Каково же было мое удивление, когда в один из суетливых рабочих дней наш сотрудник, разговаривая по телефону, на секунду оторвал от уха трубку и спросил, хотим ли мы провести тест Smart? Определенно выражение моего лица не оставляло сомнений, и, не дожидаясь ответа, коллега дал согласие на это предложение.

Избыток внимания

Спустя несколько дней утром я забираю Smart у его хозяев и приступаю к работе. Хотя какая тут работа, когда по улице нельзя и квартала проехать, чтобы на тебя не оборачивалась толпа и не показывала пальцами восхищенная детвора. Водители солидных седанов и внедорожников не могли сдержать любопытства и проехать мимо. Все притормаживали, высовывались в окна и после недолгих смотрин одобрительно кивали головой, дескать, нормальная машина. Но когда очередной любознательный спросил, что это за марка и кому она принадлежит, он был сильно удивлен, узнав, что у истоков ее создания стоит Mercedes.

Одним словом, не осталось практически ни одного человека, который бы равнодушно смотрел на эту машину. А любителей автомобилей выдавали завороженные взгляды и движение губ, произносящих: Smart!

Ни грамма банальности

Внешность машины – это просто парад неординарных решений. Да и могло ли быть иначе, когда перед дизайнерами стояла задача создать автомобиль будущего. И это им во многом удалось.

Наш автомобиль имел радикально черный цвет, что делало его достаточно сдержанным, хотя озорные фары-глаза и веселая ухмылка решетки облицовки радиатора настраивали на легкомысленный лад.

При покупке Smart нет необходимости долго выбирать цвет. Ведь основным в этой модели считается лишь окрас несущей металлической части (пороги, стойки кузова), все же навесные детали (передняя часть, облицовка дверей, крылья) – сменные пластиковые. Так что путем небольших затрат можно постоянно обновлять облик автомобиля, меняя его цвет.

Огромная дверь открывает очень удобный доступ в салон. Для большей эффектности ее сделали без окантовки стекла. Стекло дверей получилось очень длинное, а дверь массивная, как у «взрослых» купе.

Салон оформлен в космическом стиле. Хотя уже спустя несколько минут становится понятно, что конструкторы в первую очередь все же думали о практичности. Передняя панель состоит из двух горизонтальных полочек. Верхняя – огромная площадка, куда можно сложить не просто мелочи типа портмоне. Здесь легко поместится содержимое трех дамских сумочек или одного небольшого рюкзака. Просто суперудобно!

Рабочее место водителя под стать общему стилю машины. Двухспицевый руль синего цвета имеет веселенькие серебристые вставки. Жаль только, что он не регулируется по высоте (это достаточно непривычно для европейской машины). За «баранкой» притаилась полусфера панели приборов. Она нам очень напомнила панель «двадцать первой» «Волги» – большая стрелка и по краю крупные цифры. Правда, гордость советского автомобилестроения не имела квадратного жидкокристаллического дисплея, на котором с двух сторон полудугой разместились указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Центральное место отведено указателю, который информирует о том, какая передача включена на данный момент.

И вот вставляем ключ в … Стоп! А где замок зажигания? Оказывается, он размещен, как в Saab – возле рычага КПП. Поворот ключа – и на табло панели приборов высветилась буква «Х». Это означает, что сработал иммобилайзер, который блокирует цепи зажигания и стартера. Чтобы его отключить, нужно достать ключ из замка и нажать на ярко-оранжевую кнопку.

Ну вот наконец завели. Трехцилиндровый моторчик объемом 0,6 л резво заурчал. Его слышно очень неплохо, ведь двигатель находится под полом багажника и от салона его отделяет лишь тонкая крышка и слой звукоизолирующего войлока.

Мал да удал

Передачи переключаются очень просто. Педали сцепления не существует как таковой, ее роль выполняют электроприводы. Сцепление срабатывает автоматически при начале движения рычага КПП. Схема же переключения этой 6-ступенчатой КПП похожа на букву «h». Для начала движения рычаг нужно перевести в левую прорезь. Затем каждое нажатие рычага вперед соответствует повышению, а назад – понижению на одну передачу. Как только мотор докручивается приблизительно до 3 тыс. об/мин. (точнее сказать трудно, тахометра-то нет), на панели приборов загорается стрелка, показывающая вверх. Мол, переключаться будем, или ну его? В принципе, можно подумать и решить, что действительно ну его, и продолжать раскручивать мотор, вплоть до срабатывания ограничителя на 6 тыс. об/мин. Тогда машина просто зверски несется от перекрестка к перекрестку. Так что будьте готовы к тому, что в движении малютка просто ураган.

Турбомотор разгоняет в общем не такую уж легкую машину (полная масса 930 кг) достаточно быстро, чтобы можно было тягаться на перекрестках с лихачами. Ведь несмотря на небольшой объем мотора, его удельная мощность весьма впечатляющая. На 1 условный литр объема двигателя (реальный объем – всего 599 см3) приходится 90,7 л.с.

Крошечная Smart обладает весьма неплохой устойчивостью, а ее подвеска на удивление энергоемкая. По неровностям Smart едет без пробоев, правда, за счет коротенькой базы (1810 мм) он ощутимо «козлит», то есть переставляется по дороге на сильных ямах. Зато догнать эту машину в городской толчее просто невозможно. Габариты – ее главный козырь.

За рулем Smart приходится перестраивать свою психологию. Вижу впереди полряда свободного места. Умом-то понимаю, что там больше полутора метра ширины, но вклиниваться туда как-то страшновато. Деваться некуда, подъезжаю. Ого, да тут Smart проезжает еще с запасом.

А парковка – вообще одно удовольствие. Ни заднего ни переднего свеса практически нет. Smart маневрененный автомобиль, нужно лишь привыкнуть, что капота не видно только потому, что его просто нет. Та же история и с багажником. Знай только подъезжай поплотнее.

Еще одна особенность Smart в том, что за его рулем очень хорошо ощущается скорость. Для Smart 60 км/ч – впечатляющая отметка, а после 100 км/ч кажется, что сейчас самое время выпускать закрылки и взлетать. Кстати, на спидометре после цифры 60 км/ч шкала как бы спрессована.

Дорогу малютка держит хорошо. Есть только одна особенность – Smart очень ревностно относится к соблюдению сезонной смены шин. Не поставите зимних покрышек – и по снегу заднеприводный Smart будет преподносить сюрприз за сюрпризом: снос передних колес при повороте, занос задних при переборе с газом и т.д. На зимней резине все исчезает без следа. Smart становится очень послушным и стабильным в управлении.

Что с ним делать

После восторгов и веселья пришел черед подумать о том, что же делать с такой машиной в нашей стране, где почему-то нет ни одного Smart-центра. Но это не так страшно. К примеру, хозяин предоставленного на тест Smart обслуживает его самостоятельно, благо есть собственная СТО с хорошими специалистами. Более того, он готов помочь и с обслуживанием чужих Smart. Опыт уже имеется. В Киеве есть третий Smart, который очень пострадал, попав в аварию, и усилиями ребят-техников был приведен в первозданный вид. Так что бояться нечего, обслуживание Smart – не проблема.

Расставание с этим автомобильчиком было бы грустным, если бы его хозяин не показал нам пару экземпляров своей коллекции. Собственный Porsche 928, салатового цвета, и тюнингуемый до неузнаваемости BMW M3 стали достойным десертом в конце яркого дня.

 

Общие данные Тип кузова хэтчбек Дверей/мест 3/2 Габариты Д/Ш/В, мм 2500/1515/1530 База, мм 1810 Колея пер./задн., мм 1285/1355 Масса снаряженная/полная, кг 720/980 Объем багажника, л 150/480 Объем бака, л 22 Двигатель Тип бенз. с распр. впр. Расп. и к-во цил./кл. на цил. R3/2 Объем, см куб. 599 Мощность, кВт(л. с.)/об/мин 40(54)/5250 Макс. кр. мом. Н(м/об/мин 80/2000 Трансмиссия Тип привода задний КПП секвентальная 6-ст. Ходовая часть Тормоза передние/задние диск./барабан. Подвеска передняя/задняя незав./полузав. Гидроусилитель стандарт Шины передние 135/70 R15 задние 175/55 R15 Эксплуатационные показатели Максимальная скорость, км/ч 135 (эл. огр.) Разгон 0-100 км/ч, с 17,2 Разгон 0-60 км/ч, с 7,0 Расх. мин.-макс., л/100 км 4,2-5,8 Стоимость 8900 у.е.

Андрей Волощенко
Фото Юрия Дацыка и Сергея Кузьмича

По вопросу приобретения автомобиля см. «Автобазар», раздел MB-Smart.
На время теста автомобиль был застрахован страховой компанией «Надра».

Новое детище Mercedes

Компания Micro Compact Car (MCC) появилась в апреле 1994 года. Ее учредителями стали Mercedes-Benz AG и швейцарская компания SMH, производитель множества марок часов, среди которых прогрессивные часы для молодежи Swatch.

Сразу же после создания появился первый концепт-кар, который назвали Swatchmobile. Идея была воспринята публикой с одобрением и машину приняли к предсерийной доработке. Спустя 3 года миру явился новый автомобиль Smart. Но вскоре его выпуск временно прекратили. В свете скандала с опрокидыванием Mercedes A-класса в срочном порядке была проведена доработка и Smart. Ведь известно, что проблемы, как и болезни, проще предотвратить, чем бороться с последствиями.

В рамках повышения устойчивости Smart получил разновеликие передние и задние колеса. Если размерность передних напоминает докатку 135/70 R15, то задние вполне приличные – 175/55 R15.

Серийное производство возобновили осенью 1998 года и практически сразу после этого Mercedes выкупил долю акций своего швейцарского партнера, став тем самым единоличным собственником MCC

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.