ИЛЛЮЗИЯ ВСЕМОГУЩЕСТВА

К сожалению, отечественных автомобилей такого типа пока нет. VAZ 2131 - это все-таки типичный вседорожник, полноприводная "десятка" - экзотика. А потому импортных участников теста определяли по известной формуле "числом поболее, ценою подешевле".

ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ

Каждый из трех автомобилей имеет свою родословную, причем иногда - достаточно длинную: " Мицубиси Лансер" - автомобиль прежнего поколения, выпускаемый с 1992 года, у "Субару-Джасти" тот же кузов, что у " Сузуки Свифт", дебютировавшего аж в 1983 году, и лишь " Сузуки Балено" появился в 1995-м, а внешность машины 1999 модельного года, представленной на тест, обновлена несколько месяцев назад. Поэтому неудивительно, что в их конструкции есть явно устаревшие элементы: зависимая подвеска задних ведущих колес на "Мицубиси", центральный впрыск на "Субару". Все автомобили с поперечно расположенным силовым агрегатом, имеют привод на четыре колеса с вискомуфтой в трансмиссии. Однако действие ее различно: "Балено" при нормальных условиях движения практически является переднеприводным автомобилем, а задние колеса подключаются только при пробуксовке передних. "Лансер" и "Джасти", напротив, постоянно передают крутящий момент на все четыре колеса, а виско-муфта играет роль "мягкой" блокировки межосевого дифференциала. Но к тому, как это работает, мы вернемся позднее.

УРОКИ ГЕОМЕТРИИ

Если "Сузуки" и "Мицубиси" - это, без натяжки, одноклассники, то "Субару-Джасти" - автомобиль куда меньших размеров: примерно на полметра короче и на 100 мм уже. Несмотря на это, он мало уступает по длине салона большим машинам, а проигрывает в размерах довольно скромного багажного отсека: почти на 500 мм короче и на 100 мм ниже, чем у "Мицубиси". Кроме того, у него самый маленький проем задней двери и самый высокий пол. Горизонтальное расположение запаски под полом багажного отсека характерно для всех машин, но на "Мицубиси" она помещена снаружи, как на "Москвиче-2141" или "Пежо", а в "Сузуки" между ковриком и запаской прячется целая полка с кармашками и даже пластмассовое ведро внутри колеса. И все же багажник "Балено" объективно самый большой, хотя расстояние между нишами задних колес тут меньше, чем у "Лансера".

На первый взгляд, салон "Мицубиси" просторнее, чем у "Сузуки", но на деле он только шире. Если на его передних сиденьях усядутся люди ростом выше 180 см, коленям задних пассажиров придется тесновато. Даже маленький "Субару" предоставит им больше места - правда, протискиваться на заднее сиденье через скромных размеров дверной проем нелегко. Еще удивительнее, что при заметно более узком салоне пассажиры " Сузуки Балено" ощущают большую свободу, чем в "Мицубиси". Дело в том, что в "Сузуки" сиденья стоят ближе к дверям, а потому водитель оказывается дальше от пассажира. Выемки же в дверях позволяют крутить баранку, не опасаясь за левый локоть. По высоте салона лидирует "Мицубиси", но во всех машинах места над головой водителя хватает. Только маленький "Субару" низковат в задней части салона, но по сравнению, например, с VAZ 2109 там заметно просторнее.

Однако размеры салона не всегда определяют удобство водительского места. "Лансер" предлагает высокую посадку, удобный "ухватистый" руль и неплохую обзорность. "Балено" не лучшим образом сочетает "командирское" сиденье с низко расположенным, почти вертикальным рулевым колесом. Даже регулировка "сиденье - вниз" "руль - вверх" не оптимальна для водителя среднего или высокого роста, а руль мешает посадке. В "Джасти" все наоборот: сиденье по-спортивному низкое, а руль высокий и сильно наклонен, так что лучше других здесь водителю ростом выше среднего. Регулировок же по высоте сиденья и руля в "Субару" не предусмотрено.

НА ВОЛЮ, В ПАМПАСЫ

Где полный привод у дорожной машины проявит себя наилучшим образом, как не на скользкой дороге? В конце зимы нам были доступны только два типа покрытия - укатанный снег и голый лед. Несмотря на минимальный коэффициент сцепления и универсальную нешипованную резину, все автомобили достигали 100 км/ч менее чем за 25 с. Различные модели покрышек не позволяют сделать прямого сравнения, но наиболее мощный "Мицубиси" уверенно лидировал в каждой попытке.

Особенно значимыми для динамики оказались характеристика двигателя и подбор передаточных чисел. У высокофорсированного мотора "Мицубиси" максимум крутящего момента на 2000 об/мин выше, чем у "Сузуки", однако и на малых оборотах первый оказался более тяговитым. Скромные возможности 1,3-литрового восьмиклапанного мотора "Субару-Джасти" отчасти компенсируют "короткие" передачи - при той же скорости, что у остальных машин, обороты двигателя значительно выше.

Из-за этого весьма показательными оказались результаты разгона на 10-процентном подъеме: уступая " Сузуки Балено" 20,5 кВт/28 л. с. в мощности двигателя, "Джасти" набирал 80 км/ч на 2,2 с быстрее.

При торможении на льду и снегу первое место у самого легкого "Субару": у него наименьшая масса и лучшие сцепные качества покрышек "Мишлен-МХТ".

ТРЕТЬЕ ИЗМЕРЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ

Вот мы и подошли к самому интересному - управляемости на скользкой дороге. Во многие труды по конструкции автомобилей вошло утверждение, что автомобиль с полным приводом обеспечивает лучшую активную безопасность. Однако здесь есть некоторые "но".

Все три автомобиля отличались завидной курсовой устойчивостью, причем небольшое преимущество здесь за " Сузуки Балено". Снова убедились: да, полноприводные автомобили действительно способны проходить виражи на большей скорости благодаря равномерному распределению тяги между ведущими колесами. Но поведение машин "на пределе" не столь однозначно, как у заднеприводных или переднеприводных. Имея три дифференциала в трансмиссии, один из которых с переменной степенью блокировки, автомобиль ведет себя гораздо "самостоятельнее", и предугадать, как именно распределится крутящий момент в конкретном случае на реальном неравномерном покрытии, не в состоянии даже водитель высокой квалификации. Эта непредсказуемость в распределении тяги делает поведение автомобиля в предельных режимах труднопрогнозируемым, а переход от недостаточной поворачиваемости к избыточной - неожиданным и часто несвоевременным.

В переводе на обиходный язык это означает: реакция полноприводного автомобиля на совершенно одинаковые действия в сходных условиях иногда может оказаться... прямо противоположной. В процессе доводки и испытания машин, согласовывая характеристики трансмиссии и подвески, разработчики стараются обезопасить будущих водителей от подобных "сюрпризов", однако удается это в разной степени. В нашем случае безусловным лидером стал "Субару".

Полноприводный автомобиль предоставляет огромные возможности управления по сравнению с машинами, у которых привод на одну ось. Посмотрите как-нибудь телерепортаж с чемпионата мира по ралли: на повороте машины совершают сложное плоскопараллельное движение, гася скорость в одном направлении и одновременно набирая в другом - это своего рода третье измерение на плоскости.

Точное управление тягой для полноприводного автомобиля значит даже больше, чем своевременная коррекция рулем. "Субару-Джасти" единственный из трех быстро и точно выполнял все команды водителя. Неудивительно, что именно он с внушительным отрывом лидировал в скорости прохождения маршрута по "горной дороге". Но баланс управляемости в критических режимах оказался настолько хрупким, что даже лишний человек в салоне ощутимо менял поведение машины.

"Сузуки Балено" показал большую стабильность в штатных режимах, но был труднопредсказуем "по другую сторону", " Мицубиси Лансер" - наоборот. Результаты этого наглядно видны в таблице.

ВАМ ЭТО НУЖНО?

Результаты теста способны поставить под сомнение тезис о большей активной безопасности полноприводной машины. Полная реализация возросших возможностей управления требует от водителя значительно лучшей подготовки и безукоризненной координации работы рулем и газом. Это непросто даже для хорошо "накатанного" спортсмена, о простых же смертных и говорить не приходится. Кроме того, устойчивость в обычных режимах способна сыграть с неопытным водителем злую шутку, спровоцировав на слишком быструю езду по скользкой дороге.

Можно чуть не со стопроцентной уверенностью утверждать, что неподготовленного водителя ждет потеря управления полноприводной машиной, смоделировав типичную нештатную ситуацию - объезд препятствия на скользкой дороге. Даже послушная "Субару" способна преподнести сюрприз человеку с устойчивыми "переднеприводными", а тем более "заднеприводными" навыками.

ВМЕСТО ВЫВОДОВ

Но не все так плохо, как мы пытаемся представить: ведь скорости, на которых возможны неприятности, будут намного выше - благоразумный водитель поостережется входить в поворот так быстро. Кроме того, на дорогах с более высоким коэффициентом сцепления, чем укатанный снег (скажем, на мокром асфальте), практически исключен срыв при пробуксовке колес.

У полного привода немало достоинств, главное из которых то, что на ведущие колеса приходится вся масса машины, а не примерно половина. Поэтому возможности для преодоления, например, скользких подъемов у них вдвое выше, чем при одной паре ведущих колес. Более высоки у легкового полноприводника и внедорожные качества, однако не следует его путать с УАЗом. Полный привод - аргумент серьезный, но не менее важны запас "под брюхом" и "злая" резина. И хотя дорожный просвет всех трех автомобилей довольно велик по иномарочным стандартам - от 155 мм у "Субару" до 185 мм у "Мицубиси", - они не созданы для пересеченной местности. Даже специальная модификация "Субару-Джасти Скаут" с увеличенным до 205 мм(!) просветом на бездорожье не сравнится, например, с "Нивой".

РЕЗЮМЕ"СУБАРУ-ДЖАСТИ". Прекрасный тренажер, чтобы научиться управлять полноприводным автомобилем в экстремальной ситуации; практичный автомобиль для небольшой семьи.

+ Выдающаяся управляемость в "нештатных" режимах, экономичный мотор, хорошо подобранные передаточные числа, точный механизм переключения передач, отличная обзорность, просторный для машины такого класса салон, хороший комфорт и высокая энергоемкость подвески, богатое стандартное оснащение.
- Маленький багажник, устаревающая внешность, скромная отделка салона, сиденья со слабой боковой поддержкой, маленький бензобак.

РЕЗЮМЕ"СУЗУКИ-БАЛЕНО ВЭГОН". Много современного автомобиля за свои деньги, но шероховатостей не меньше, чем достоинств.

+ Привлекательная цена, просторный салон, большой багажник, экономичный мотор, высокая устойчивость в штатных режимах, эффективный обогрев салона, богатое стандартное оснащение.
- Шумный салон, неоптимальная эргономика места водителя, жесткая подвеска без запаса по энергоемкости, шумная вентиляция, мотор слаб "на низах".

РЕЗЮМЕ"МИЦУБИСИ-ЛАНСЕР СТЕЙШН ВЭГОН". Старый "Лансер" борозды не испортит: трубный глас мотора зовет на бой, а подвеска не даст заснуть. Честный автомобиль, с которым можно связаться всерьез и надолго.

+ Мощный двигатель, отличное качество сборки, прогнозируемое поведение в "нештатных" режимах, низкий уровень шума, большой дорожный просвет, энергоемкая подвеска, развитая вентиляция салона.
- Посредственная плавность хода, высокая цена, "щетки" не доходят до левой стойки.// За рулём






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.