УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ

МОРСКИЕ СВИНКИ

В качестве подопытных выступили два " Мицубиси Галант" последнего поколения. Полностью идентичные по комплектации, эти машины с мощными V-образными шестицилиндровыми моторами, АБС и противобуксовочными системами были обуты в совершенно одинаковые шины "Бриджстоун-Потенца RE 88" размером 195/60R15. Единственное различие - коробки передач. Один автомобиль был оснащен пятиступенчатой механической коробкой, другой - новейшей разработкой "Мицубиси" - четырехступенчатым гидромеханическим "автоматом" INVECS-II с адаптивной настройкой переключения.

Не будем останавливаться подробно на конструктивных особенностях "автомата", отметим только его основные возможности. В автоматической коробке - четыре ступени, у селектора управления соответственно четыре положения для движения вперед: D - с использованием всех передач, 3 - с использованием трех низших передач; 2 - с использованием двух низших передач; L - на первой передаче. При нажатой кнопке "Hold" во всех положениях селектора, кроме L, троганье с места осуществляется со второй передачи, причем переключения происходят более плавно. "Мицубиси" рекомендует этот режим для скользких дорог. Момент переключения определяется блоком электронного управления автоматически, в зависимости от стиля езды. Электроника самостоятельно распознает также подъемы и спуски и не допускает неоправданных переключений на высшую передачу.

А теперь - к барьеру, то бишь к тестовым заданиям.

БЕГ ПО КРУГУ

Почему по кругу? Потому что это своего рода бесконечный поворот, на котором можно проанализировать поведение машины на пределе сцепных свойств шин. В нашем случае водитель должен был вести автомобиль по кругу диаметром 80 метров с максимально возможной скоростью. При этом оба "подопытных" выполняли задания как с включенной, так и с отключенной противобуксовочной системой.

Медленнее всего прошел круг (37,7 км/ч) автомобиль с механической коробкой передач и включенной противобуксовочной системой. Машину с трудом удавалось удержать на траектории, она с большим запаздыванием реагировала на сброс газа, недостаточно активно шла внутрь поворота. Еще хуже обстояло дело при выходе из начинавшегося заноса - противобуксовочная система "душила" двигатель, не давая ведущим колесам "вытянуть" автомобиль.

С отключенной системой дело пошло на лад - "Галант" превратился в хорошо прогнозируемую переднеприводную машину. И хотя неважные сцепные качества шин и мощный мотор требовали виртуозной работы рулем и педалями, скорость заметно возросла (40,5 км/ч). Самой легкой в управлении проявила себя машина с автоматической коробкой передач и противобуксовочной системой. Занос при сбросе газа начинался плавно и медленно, позволяя справиться с ним, не срывая ведущие колеса в пробуксовку. В результате - высочайшая стабильность от круга к кругу и наивысшая скорость (41,3 км/ч).

С отключенной противобуксовочной системой "автоматический" "Мицубиси" стал более активно реагировать на действия водителя. Однако точно дозировать тяговую силу на колесах оказалось весьма непросто, и скорость немного снизилась (40,2 км/ч).

СПРИНТЕРСКИЙ ЗАБЕГ

Разогнать машину на укатанном снегу до 100 км/ч не простое занятие. Мощный двигатель "Галанта" легко срывал колеса в пробуксовку даже на более высоких скоростях, так что противобуксовочная система казалась совсем нелишней.

Машина с механической коробкой передач разгонялась уверенно, но противобуксовочная система не давала мотору показать свою мощь. Опыт водителя-испытателя с многолетним стажем позволил легко одержать победу над бездушной электроникой - с отключенной противобуксовочной системой время разгона сократилось в среднем на 2,7 с.

Автомобиль с "автоматом", наоборот, вышел вперед с помощью электронной противобуксовочной системы, а не мастерства водителя. Ощутить начало пробуксовки колес с "автоматом" весьма и весьма трудно. А вот режим "Hold", благодаря которому разгон проходил на второй передаче, позволил отыграть еще полторы секунды при включенной противобуксовочной системе. В режиме "Hold" даже без помощи электроники удалось разогнаться на 4 с быстрее, чем в стандартном.

Надо особо отметить "интеллект" коробки передач, даже при интенсивной пробуксовке и сбросе газа не включалась высшая передача. В результате автомобиль с автоматической коробкой вышел в лидеры со значительным отрывом.

ТОРМОЗЯ, ТОРМОЗИСЬ

Что важнее: разогнаться на зимней дороге или затормозить? Ответ очевиден. Как и подобает современному скоростному автомобилю, оба "Галанта" оснащены антиблокировочной системой тормозов (АБС). Со своими обязанностями она справляется превосходно, позволяя автомобилю сохранять возможность маневра даже при экстренном торможении. Однако на укатанном снегу торможение с АБС менее эффективно, чем с частичной блокировкой колес, которые нагребают перед собой снег. В этом случае машина останавливается быстрее. Правда, пользоваться приемом нужно аккуратно.

Замеры это подтвердили. Преимущество же машины с "автоматом" можно объяснить только тем, что на передние колеса у нее приходится на 20 кг больший вес. Кстати, усилие на педали тормоза на машине с механической коробкой оказалось выше, что позволяло точнее дозировать замедление, но не помогло победить в этой дисциплине.

УМНЫЙ В ГОРУ НЕ ПОЕДЕТ?

Обледенелый подъем на зимней дороге - вещь обыденная. И хотя Московская область не Швейцария, уклоны до 12% встречаются и здесь. Какова же разница в преодолении подъемов на машине с "автоматом" и с механической коробкой передач? Обильный снегопад подготовил прекрасную "полосу препятствий" - подъемы крутизной 6, 8, 10%, засыпанные свежим снегом.

По 15-сантиметровой целине обеим машинам удалось взять лишь 8-процентный подъем. Подъем в 10% (100 м на 1 км) без разгона не дался никому, а с разгона лишь с третьей попытки, после того, как пробивали колею.

Тогда решили попробовать трогаться с места по накатанной колее. Подъем крутизной 10% остался неприступен, а вот 8-процентный неожиданно выявил разницу. При плавном нажатии на педаль газа "Мицубиси" с автоматической коробкой легко трогался и даже разгонялся, а машина с "механикой", несмотря на все старания водителей, срывалась в пробуксовку и... оставалась на месте. Более того, даже на подъеме в 6% тронуться с обычной коробкой передач было крайне сложно - противобуксовочная система занималась явным саботажем, убирая тягу на колесах в самый неподходящий момент. Только отключив ее и ювелирно работая педалями сцепления и газа, с большим трудом и далеко не с первой попытки удалось сдвинуться с места.

В чем причина? На подъеме очень важно плавно увеличивать крутящий момент на колесах, не допуская пробуксовки. Увы, обычное сцепление даже под руководством опытного водителя сделать это не в силах, а гидротрансформатор может передавать крутящий момент и при минимальной скорости вращения колеса. Плавность работы и есть ключ к успеху.

ВМЕСТО ВЫВОДА

3:0 в пользу "автомата" - честно скажем, мы такого не ожидали. Но цифры свидетельствуют: доверяя "автомату", зимой можно ездить даже уверенней, чем с механической коробкой передач. И пусть данный материал подтверждает лишь частный случай с " Мицубиси Галант", оборудованным очень современным и "умным" автоматом", он весьма показателен.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (в скобках - данные для модификации с АКП)

Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1290 (1310) кг; полная масса - 1880 кг; максимальная скорость - 225 (215) км/ч; расход топлива в условном загородном и городском циклах - 6,7; 13 (7; 13,3) л/100 км; запас топлива - 64 л; топливо - неэтилированный бензин АИ-95. Размеры, мм: длина - 4630; ширина - 1740; высота - 1415; база - 2635; колея спереди/сзади - 1510/1505; дорожный просвет - 140 мм; объем багажника - 470 л; радиус поворота - 5,7 м. Двигатель: шестицилиндровый, V-образный, с распределительным впрыском топлива, четыре клапана на цилиндр; расположен спереди поперечно; рабочий объем - 2498 см3; диаметр цилиндра и ход поршня - 81,0х80,8 мм; степень сжатия - 9,5; мощность - 120 кВт/ 163 л.с. при 5750 об/мин; максимальный крутящий момент - 223 Н.м при 4500 об/мин. Трансмиссия: привод на передние колеса; коробка передач - механическая пятиступенчатая (автоматическая четырехступенчатая); передаточные числа: I - 3,58 (2,84); II - 1,95 (1,53); III - 1,38 (1,0); IV - 1,03 (0,71); V - 0,77; з.х. - 3,36; главная передача - 3,72 (3,77). Подвеска: независимая, со стабилизаторами поперечной устойчивости; спереди - на двойных поперечных рычагах, сзади - многорычажная. Тормоза: дисковые гидравлические, с вакуумным усилителем и АБС, передние - вентилируемые. Рулевое управление: реечное, с усилителем. Размер шин: 195/60 R15.      // За рулём






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.