Opel Ampera: Электричество рулит!

Хэтчбек С-класса Opel Ampera предлагает новую концепцию электромобиля, способного не только передвигаться в городском мегаполисе, но и отправиться в далекое путешествие с традиционным двигателем внутреннего сгорания.

В отличие от уже хорошо известных гибридов, где основной движущий элемент – ДВС, Opel Ampera и его американский двойник Chevrolet Volt приводятся в движение электромотором, а двигатель внутреннего сгорания используется исключительно в тандеме с генератором, подзаряжающим литий-ионные батареи. Все преимущества новой концепции экологичного драйва мы оценили на тесте в Голландии.

Прошлогодний концепт-кар Opel Ampera поступил в серийное производство с минимальными изменениями. Для города и не только

По статистике, 80% жителей планеты Земля проезжают за день не более 60–80 км. Именно этот факт лег в основу идеи создания Opel Ampera – предложить покупателю машину, способную на электротяге преодолеть шесть-восемь десятков километров, не загрязняя окружающую среду. Такое же расстояние могут проехать и другие электромобили. Но что делать, если нужно отправиться в другой город? Останавливаться на 6–8 часов на зарядку от бытовой сети 220 В после каждых 160 км? Представьте, сколько потребуется времени, чтобы осуществить вояж на уикенд из Киева в Одессу (472 км) или Львов (535 км)… Этот маршрут займет сутки вместо 6-7 часов! Поэтому наряду с тяговым 151-сильным (111 кВт) электромотором наш электромобиль оснащен еще и бензогенератором, состоящим из 1,4-литрового 86-сильного (63 кВт) бензинового двигателя семейства Ecotec и 54-киловаттного электромотора-генератора. Блок литий-ионных батарей T-образной формы состоит из 288 ячеек и обес­печивает электромотор энергией до 16 кВт·ч. Он расположен по центру автомобиля, имеет водяное охлаждение, жесткую защитную стальную оболочку и весит 198 кг. Благодаря собственной системе охлаждения батарея не боится температурных колебаний и способна работать в любых широтах. Для полной ее зарядки от обычной бытовой сети требуется не более 4-х часов. Суммарный запас хода Ampera с полностью заряженной батареей и 35-ю литрами бензина в баке достигает 500 км.

Блок литий-ионных батарей установлен в трансмиссионном тоннеле, но при сложенных спинках задних сидений образуется практически ровная поверхность. Объем багажника может достигать 1005 л. Внутренний мир

Салон Ampera вызывает только приятные эмоции. Несмотря на американские корни, каждая деталь, каждый элемент интерьера напоминают о немецкой аккуратности и педантичности. Удобно расположиться за рулем позволяют несколько регулировок водительского кресла и рулевой колонки.

Привычную приборную панель заменил монитор «водительского информационного центра» DIC, на который выводится вся необходимая информация. Интересной деталью DIC является акселерометр. Он работает по принципу строительного уровня, только вместо воздушного пузырька здесь используется графическое изображение вращающегося шарика. Он может перемещаться по шкале относительно центра вверх или вниз, меняет цвет с зеленого на желтый и наоборот – в зависимости от скорости движения, торможения и ускорения. Если проводить параллель с аналоговыми приборами, то расположение шарика по центру индикатора аналогично положению стрелки в зеленой зоне тахометра, что соответствует экономичному движению.

Остальная информация, включая подробности работы силовой установки, направление энергетических потоков и др., выводится на активный цветной дисплей на центральной консоли.

В салоне достаточно места для водителя, трех пассажиров и их багажа. В зависимости от положения заднего ряда объем багажника составляет от 310 до 1005 л. Блок литий-ионных батарей установлен таким образом, что при сложенных спинках задних сидений образуется ровная поверхность.

В дополнение к стандартному оборудованию, включающему климат-контроль и аудиосистему, покупатель может заказать мультимедийную развлекательную систему Bose. Она специально разработана для Ampera и потребляет вдвое меньше энергии, чем ее аналоги. В состав Bose входят аудио­система с 6-ю динамиками и сабвуфером, жесткий диск емкостью 60 Гб (половина отдана для хранения музыки), спутниковая навигация, клавиши управления на руле, голосовое управление и гарнитура Bluetooth для беспроводного подключения мобильного телефона.

Особо стоит отметить электронно управляемую систему кондиционирования и вентиляции салона с подогревом передних сидений. Она может работать в трех режимах: Fan, Eco или Comfort, что помогает рационально использовать электроэнергию батарей и экономить топливо.

Внутреннее убранство Opel Ampera выглядит стильно и футуристично. Сзади располагаются два пассажира. Между ними – два подстаканника и отсек для мелочей. Традиционную панель приборов заменил ЖК-дисплей, на который выводится вся необходимая информация. Запуск электродвигателя осуществляется с помощью яркой синей кнопки на центральной консоли. У Ampera есть два звуковых сигнала – обычный и для пешеходов, отличающийся более приятным тембром звучания.

По статистике, 80% жителей Земли проезжают за день 60–80 км, но Opel Ampera позволяет преодолевать гораздо большие расстояния.

Без шума и сажи

Запуск силового агрегата осуществляется с помощью синей кнопки. О том, что автомобиль готов отправиться в путь, можно судить только по вспыхнувшим ярким светом двум цветным мониторам на приборной панели и центральной консоли. Никаких других звуков электромобиль не издает. Чтобы не испугать зазевавшихся пешеходов, конструкторы снабдили систему звуковой сигнализации Ampera дополнительным сигналом с более щадящим звуком, а кнопку его включения установили на торце левого подрулевого переключателя.

Переводим рычаг селектора автоматической КП в положение D, слегка нажимаем на педаль газа, и автомобиль плавно и бесшумно отправляется по заданному маршруту. Максимальный крутящий момент электромотора (370 Нм) доступен с момента старта, а на разгон до 100 км/ч требуется всего 9 секунд. Автомобиль способен развивать скорость до 161 км/ч. Несмотря на то что на магистралях Голландии скоростной режим ограничен 120 км/ч, а штрафы достигают трехзначных цифр в европейской валюте, соблазн проверить заявленные производителем данные был слишком велик… И больше всего удивила не столько способность машины разогнаться до этой скорости, сколько та легкость, с которой Ampera это сделала.

Водитель может выбирать между четырьмя режимами работы силового агрегата: Normal, Sport, Mountain и Hold-charge. Отличие режимов Sport от Normal заключается в более динамичном отклике на нажатие педали газа. Естественно, использование спортивной составляющей негативно отразится на потреблении двигателем электроэнергии, а соответственно, сокращается запас хода на электротяге. Режим Mountain предназ­начен для использования в горах, где возможны затяжные подъемы, а следовательно, повышенный расход электроэнергии. Ну и, наконец, режим Hold-charge позволяет принудительно задействовать ДВС, не расходуя электроэнергию литий-ионной батареи, сохранив ее для возможности передвигаться в экологически чистой зоне, где нельзя использовать ДВС. В этом случае непосредственно со старта электромотор будет питаться энергией, вырабатываемой генератором.

На ходу автомобиль напоминает динамичный спортседан. Причем электродвигатель очень быстро ре­агирует на нажатие педали газа даже в режиме Normal. Еще веселее машина ведет себя в режиме Sport, который предназначен для любителей активного драйва.

Конструкция подвески во многом унифицирована с моделью Astra нового поколения. В передней, типа McPherson, для снижения веса установлены алюминиевые рычаги и облегченные пружины. Полузависимая задняя также стала легче используемых ранее аналогов. При этом в движении чувствуется, насколько подвеска получилась по-спортивному жесткой.

Удобный легкий руль с электроусилителем позволяет точно и четко управлять машиной. Усилие равномерно нарастает пропорционально скорости, а на малых скоростях крутить руль сможет и младенец.

Стоит только отпустить педаль газа, как автомобиль начинает плавно замедлять движение, а в действие автоматически вступает система рекуперации энергии торможения. Это же происходит и в случае, когда водитель нажимает на педаль тормоза.

На центральной консоли расположен ЖК-дисплей, информирующий водителя об энергопотоках... ...расходе электроэнергии и топлива... ...температурном режиме работы климатической системы... ...или выполняет функции навигации. Отдельные стилистические элементы, которые дебютировали в дизайне Ampera, со временем появятся и на других моделях марки Opel. Opel Ampera можно назвать битопливным: заряжается от электросети и заправляется бензином.

Инженеры Opel максимально адаптировали поведение машины к условиям и предпочтениям европейских покупателей.

Повседневная эксплуатация

Конструкция Ampera отвечает всем современным требованиям безопасности. В процессе разработки проведено свыше 50-ти краш-тестов, моделировавших различные дорожные ситуации. Важной частью испытаний стали тесты на безопасность литий-ионных аккумуляторов.

Гарантия, предоставляемая компанией Opel для Ampera, – 160000 км, а на батарею – 8 лет или 160000 км. Ampera появится в Европе по цене 42900 евро. Сегодня компания получила уже более 5000 заказов на машину. Ожидается, что в 2012 году продажи Ampera составят около 10 тыс. авто в год.

Производство Ampera наладят на заводе General Motors в Детройте. Литий-ионные батареи на конвейер будут поступать с находящегося неподалеку предприятия GM в Браунстауне. В Украине автомобиль появится не ранее 2012 года. Придется подождать, но, думаю, он этого стоит…

Принципиальная схема привода Один электромотор

В этом режиме электричество к тяговому электромотору поступает исключительно от АКБ. На скорости до 100 км/ч привод осуществляется силами тягового электродвигателя. Фрикцион С1 блокирует коронную шестерню планетарного редуктора, сцеп­ления С2 и С3 разомкнуты – ДВС и электромотор-генератор не работают.

Один электромотор и ДВС

Батарея разряжена. ДВС работает. Через сцепление C3 он вращает электромотор-генератор. Сцепление С2 разомкнуто, фрикцион С1 блокирует коронную шестерню планетарного редуктора, поэтому крутящий момент на главную передачу передает только тяговый электродвигатель.

Два электромотора

На скорости свыше 100 км/ч электромотор-генератор помогает тяговому электродвигателю. Фрикцион С1 отпускает коронную шестерню, а через включенное сцепление С2 на нее передается крутящий момент от электромотора-генератора. Тяговый электродвигатель приводит в движение солнечную шестерню, но вращается на пониженных оборотах.

Два электромотора и ДВС

Батарея разряжена. ДВС работает. На высоких скоростях электромотор-генератор выполняет сразу две функции: генератора для зарядки батареи и вспомогательного электродвигателя, помогающего тяговому электромотору. Сцепления С3 и С2 включены, фрикцион С1 отпускает коронную шестерню.

Резюме Кузов и комфорт Дизайн машины отличается яркими решениями, практически без изменений перекочевавшими с концепта. К услугам задних пассажиров – подстаканники и отделение для мелочей. При сложенных спинках задних кресел образуется вместительный грузовой отсек на 1005 литров. Необходимость размещения большой литий-ионной батареи вынудила конструкторов пожертвовать третьим пассажирским местом сзади. Силовой агрегат и динамика Доступность максимальной тяги непосредственно с момента старта выгодно отличает электромобили от их «собратьев» с традиционными ДВС. Еще одним достоинством электромобилия является бесшумная работа силового агрегата. При ДТП работники спецслужб должны иметь опыт общения с электрическим силовым агрегатом. Финансы и оснащение Машина объединяет достоинства авто с ДВС и «чис­тых» электромобилей. Отсутствие в Украине инфраструктуры и господдержки.

Opel Ampera

Общие данные

Тип кузова

хэтчбек

Дверей/мест

5/4

Габариты, Д/Ш/В, мм

4498/1787/1439

База, мм

2685

Колея передн./ задняя, мм

1546/1572

Масса снаряж./полн., кг

1732/2000

Объем багажника, л

310–1005

Объем бака, л

35

Электродвигатель

Тип

синхронный

Мощность, кВт(л. с.)

111(151)

Макс. кр. мом., Нм

370

ДВС

Тип

бенз. с распр. впр.

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

R4/4

Объем, см куб.

1398

Мощность, кВт(л. с.)/об/мин

63(86)/4800

Макс. кр. мом., Нм/об/мин

130/4250

Аккумулятор

Тип батарей

литий-ионные

Емкость, кВт·ч

16

Время полной зарядки, ч

 4

Трансмиссия

Тип привода

передний

КП

автоматическая планетарная

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск./диск.

Подвеска передняя/задняя

независ./полузавис.

Усилитель руля

электро

Шины

215/55 R17

Эксплуатационные показатели

Максимальная скорость, км/ч

161

Разгон 0–100 км/ч, с

9,0

Запас хода, км

500

Сергей Иванов
Фото автора и Opel AG

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.