Opel Zafira: Всемером – и не в обиде!

Opel Zafira стал первым компактвеном, способным принять на борт семерых человек, вследствие чего долго оставался вне конкуренции в своем классе. Да и сегодня он все еще вызывает интерес у тех, кто подыскивает на вторичном рынке небольшое, но вместительное транспортное средство.

Конструкция компактвена Opel Zafira соответствует «стилю» жанра – он создан на базе модели С-класса. «Донором» стал Opel Astra – правда, чтобы добиться большей вместимости, колесную базу увеличили на 90 мм. Кстати, прототип будущего компактвена Opel был представлен еще в 1997 году, но в серийное производство автомобиль запустили лишь спустя два года, когда многие производители уже представили свои модели в новом тогда сегменте рынка.

Гибкий салон

Проанализировав разработки конкурентов, маркетологи Opel пришли к выводу, что съемные задние сиденья, которыми для увеличения грузового отсека в то время оснащалось большинство однообъемников, – не слишком удачное решение. Во-первых, чтобы демонтировать кресла, надо приложить усилия – не такие уж они и легкие. Во-вторых, снятые сиденья необходимо где-то размещать – не оставлять же их на улице или тащить в квартиру многоэтажки, если нет гаража!

Владельцы компактвена Opel лишены этих забот: сиденья второго ряда здесь сдвижные – они перемещаются вперед/назад по специальным салазкам. Естественно, несъемные кресла «съедают» полезную площадь багажного отделения, и по его максимальному объему Zafira уступает многим конкурентам. Однако создатели частично нивелировали этот недостаток, сделав модель длиннее, за счет чего объем багажника при разложенных сиденьях второго ряда весьма внушительный – 600 л! Но главное достоинство Zafira в том, что в полу грузового отсека спрятаны еще два дополнительных кресла, так что при необходимости водитель может взять на борт шестерых пассажиров. Создатели даже запатентовали свою систему трансформации салона, дав ей название Flex7 (от англ. flexible – «гибкий»); она позволяет сделать автомобиль двух-, трех-, четырех-, пяти-, шести- или семиместным.

Идеально не все

Вместе с тем машина не так уж совершенна – опыт эксплуатации Zafira позволил выявить некоторые недочеты конструкторов. Так, в автомобиле не предусмотрено место для хранения коврика и шторки багажного отделения. Поэтому если вы планируете перевозить пассажиров на сиденьях третьего ряда, заранее позаботьтесь об этих «лишних деталях».

Еще одна важная особенность: траектория складывания «багажных» сидений такова, что сначала они едут подголовниками по полу, а затем ложатся на него выпуклыми боковыми краями спинок. Из-за этого обивку кресел можно ненароком испачкать о грязный пол, поэтому важно содержать его в чистоте или заранее надеть на сиденья чехлы.

Для большего комфорта в салоне Zafira предусмотрен передний подлокотник, закрепленный на спинке водительского сиденья. Однако в версиях, оснащенных «механикой», он, наоборот, доставляет неудобства – мешает манипулированию рычагом КП (включению/выключению второй и четвертой передач), из-за чего подлокотник приходится поднимать в самое верхнее положение.

Компактвен предлагался в четырех комплектациях: базовой Comfort, Elegance, самой дорогой Exclusive и спортивной OPC с турбированным 192-сильным мотором. Как правило, в Украине встречаются машины в первых двух комплектациях, причем даже базовая оснащена неплохо: центральный замок, усилитель руля, рулевая колонка с регулирующейся высотой, передние электростеклоподъемники и водительская подушка безопасности, иммобилайзер, магнитола, кондиционер и ABS.

Виновник – один

Линейка силовых агрегатов Zafira включает и бензиновые, и дизельные двигатели, но в Украине наибольшее распространение получили 1,6- и 1,8-литровые бензиновые версии. Все моторы оснащены фирменной «опелевской» системой управления двигателем ECOTEC, созданной для повышения экономичности и снижения токсичности отработавших газов, «электронной» педалью акселератора, а бензиновые агрегаты (не считая 116-сильного) – еще и системой зажигания с единым электронным модулем для всех свечей. Применение такой системы позволило исключить вероятность возникновения дефектов, типичных для традиционных систем зажигания (с высоковольтными проводами, единой катушкой зажигания и «трамблером»). Кроме того, ресурс свечей этих агрегатов увеличен с 20 до 40–45 тыс. км.

В среднем моторесурс двигателей составляет 250–300 тыс. км. А основные проблемы в отечественных условиях эксплуатации возникают из-за низкого качества топлива: на свечах образуется нагар и возрастает нагрузка на электронный модуль зажигания, что нередко приводит к его выходу из строя. Укоротить его срок службы также может несвоевременная замена свечей или же попытка дать «прикурить» от своего аккумулятора соседу по гаражу. Модуль не ремонтируется, а новый стоит недешево – около $200.

Из-за использования низкооктанового топлива нередки проблемы с выпускным коллектором – он перегревается, что приводит к его деформации и появлению трещин. Причем в 1,6- и 1,8-литровых агрегатах коллектор выполнен как единый узел вместе с катализатором (фирменная запчасть – $955). Выходит из строя и клапан рециркуляции отработавших газов ($154). А в 1,6-литровом моторе езда на некачественном топливе приводит еще и к образованию нагара на клапанах. Признак неисправности – двигатель «троит», не развивает максимальной мощности и потребляет много топлива. В таком случае требуется дорогостоящий ремонт головки блока цилиндров, и чтобы вам не подсунули «укатанный» агрегат, перед покупкой автомобиля проведите квалифицированную диагностику его «сердца».

В дизельных моторах также отмечены выходы из строя клапанов системы рециркуляции отработавших газов, которые установлены во впускном коллекторе (около $150 для мотора объемом 2,0 л и около $60 – 2,2 л). А топливная аппаратура неплохо «переваривает» нашу солярку – особых проблем не замечено. В дизельных и бензиновом агрегатах объемом 2,2 л ГРМ приводится в действие долговечной металлической цепью, во всех остальных – ремнем, который рекомендуется менять вместе с натяжным и двумя обводными роликами каждые 60 тыс. км. В принципе, в это же время желательно заменить и водяной насос, который, как правило, два срока службы ремня не выхаживает.

После 100 тысяч – готовьтесь!

Все Zafira – переднеприводные автомобили, оснащенные 5-ступенчатой механической КП или 4-ступенчатой автоматической. Чаще у нас встречаются версии с привычной многим «механикой». После пробега в 100 тыс. км в ней может потребовать замены втулка (запчасть – $7) и палец (запчасть – $2,5) кулисы переключения передач, что приводит к повышенному люфту рычага КП. Могут потерять герметичность сальники полуосей (запчасть – $7–14). Согласно рекомендациям производителя, масло в МКП рассчитано на весь срок службы агрегата, хотя для его беспроблемной работы специалисты фирменной СТО советуют все же менять смазку каждые 100 тыс. км пробега.

А вот в «автомате» японского производства характерных неисправностей выявлено не было, и при грамотной эксплуатации он служит без проблем. Масло же в нем менять нужно через каждые 60 тыс. км.

Похоже, но не совсем

По сравнению с Astra подвеска Zafira характеризуется лучшей плавностью хода. Передняя и задняя подвески усиленные; они отличаются от «сестринских» более жесткими амортизаторными стойками и стабилизатором поперечной устойчивости, а вот остальные детали – взаимозаменяемые. Кроме того, в Zafira, как и в Astra, применен электрогидравлический усилитель руля, изменяющий степень усиления в зависимости от скорости движения. Благодаря такому «джентльменскому набору», по словам многих владельцев, компактвен отличается великолепной устойчивостью и управляемостью.

Чаще всего (в среднем через 30–40 тыс. км) при езде по нашим дорогам приходится менять втулки стабилизатора поперечной устойчивости (запчасть – $8 за 2 шт.), стойки держатся чуть дольше – 50–60 тыс. км (запчасть – $53 за 2 шт.). Шаровые опоры и сайлент-блоки выхаживают около 100 тыс. км и меняются отдельно от передних рычагов. Долго служат и «резинки» задней балки. А вот в случае выхода из строя подшипников готовьтесь к большим растратам – они меняются вместе со ступицами. Чаще приходят в негодность передние подшипники – оригинальная запчасть стоит $294.

При больших пробегах (более 200 тыс. км) причиной стука при проезде неровностей может быть разбитая втулка рулевого механизма; кроме того, не исключена течь сальников рейки.

Тормозная система большинства Zafira оснащена дисковыми тормозными механизмами всех колес (спереди – вентилируемые) и ABS. Исключение составляют только самые дешевые версии с мотором объемом 1,6 л, где сзади применены барабанные механизмы, а антиблокировочная система отсутствует. По словам владельцев компактвенов, эффективность дисковых тормозов нареканий не вызывает.

Консультировавшие нас специалисты отметили, что со временем могут переламываться электропровода датчиков ABS (чаще всего – на левой передней ступице), что приводит к отказу антиблокировочной системы.

Примите в семью!

Этот автомобиль по праву может претендовать на членство в большой семье: он станет для нее удобным и вместительным средством передвижения (из конкурентов-одногодок шесть пассажирских мест не предлагает никто), а также незаменимым помощником при использовании авто в хозяйственных целях. К тому же Opel Zafira будет интересен активным водителям – благодаря отличной настройке шасси он позволяет ездить вполне динамично.

Если компактвен от Opel вас заинтересовал, то прицениться к нему можно, воспользовавшись еженедельным каталогом «Автобазар».

 История

09.97 На Франкфуртском автосалоне дебютирует концепт-кар, ставший прообразом компактвена Opel
01.99 Начат серийный выпуск Opel Zafira
05.00 Мощность бензинового двигателя объемом 1,8 л 16V повышена до 125 л. с.
01.01 Дебютирует заряженная версия OPC c 2,0-литровым бензиновым мотором мощностью 192 л. с.
09.01 Начат выпуск версии, оснащенной 1,6-литровым мотором, работающим на природном газе
01.02 Запущен в производство новый турбодизельный мотор объемом 2,2 л
01.03 Легкий рестайлинг
03.05 Смена поколений – стартует выпуск второго поколения Opel Zafira


 Личный опыт   

Руслан
37 лет. Эксплуатирует машину 2 года. Opel Zafira 1,6 л 16V (101 л. с.), пробег – 105 тыс. км, возраст – 4 года

Замечательный автомобиль. Правда, тем, кто ездит активно, стоит обратить внимание на версии с мощными двигателями – 1,8 л и выше. 1,6-литрового явно маловато. Это ощущается при движении с кондиционером на подъемах и на трассе – обгонять тяжело. Экономить топливо также особо не получается: чтобы машина хорошо ехала, приходится сильнее давить педаль газа.

Нравится универсальность салона – его можно приспособить как для перевозки габаритного холодильника, так и для размещения большой компании. Хотя в последнем случае в машине некуда деть коврик и шторку багажного отделения.

За время эксплуатации автомобиля пришлось заменить дорогостоящий электронный модуль зажигания (около $200). Честно говоря, в его поломке виноват сам – зимой дал «прикурить» соседу по гаражу. Установил также новые втулки и стойки стабилизатора поперечной устойчивости. Других неисправностей за два года не было.


 Система трансформации салона Opel Zafira Flex7

Создан на укороченной платформе модели Carisma. Варианты трансформации салона более скромные, чем у одноклассников: задние сиденья можно сдвинуть только вперед/назад в три четко фиксированных положения; при этом объем багажника – наименьший среди конкурентов. Подушка заднего дивана цельная, а спинки складываются в пропорции 2:3. В салоне множество карманов, ниш и «бардачков».

Тип кузова/кол-во мест 5-дв. компактвен/5 Габариты, Д/Ш/В, мм 4030/1700/1560 База, мм 2500 Объем багажника, л 370/1370 Двигатели 4-цил. 2 бензиновых: 1,3 л 16V (86 л. с.) и 1,6 л 16V (98 л. с.) Стоимость в Украине, $ от 9,8 до 17,5 тыс. Citroёn Xsara Picasso с 1998 г. в.

Megane. Многие владельцы жалуются на недостаточный размер багажного отделения: при «трансплантации» база осталась неизменной, поэтому инженеры сознательно пошли на уменьшение багажника, оставив больше места для ног задних пассажиров. Варианты трансформации салона Megane Scenic аналогичны Xsara Picasso. Единственное, чем не может похвастать компактвен – регулирующимся углом наклона спинок задних кресел.

Тип кузова/кол-во мест 5-дв. компактвен/5 Габариты, Д/Ш/В, мм 4130/1720/1600 База, мм 2580 Объем багажника, л 410/1800 Двигатели 4-цил. 7 бензин.: от 1,4 л ( 75 л. с.) до 2,0 л 16V (139 л. с.) и 3 турбодизельных: от 1,9 л (64 л. с.) до 1,9 л Common Rail (102 л. с.) Стоимость в Украине, $ от 9 тыс. до 17,2 тыс.

Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича и Opel

Редакция благодарит СТО компании ООО «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» за помощь в подготовке материала

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.