Audi A4 DTM

Этот короткий материал посвящен жидкому азоту, а точнее сказать, тем слухам и небылицам, которые ходят вокруг этой чудо-жидкости, способной якобы помочь угонщику безо всяких там "болгарок" в минимальный срок расправиться с любым механическим противоугонным средством. Обычно указывается такая схема: принес жидкий азот, плеснул на замок, ударил молотком, все рассыпалось, завелся и уехал. Я выслушивал и прочитывал (в газетах, книгах, журналах, в интернете) такого рода байки неоднократно. И когда в очередной раз мне на стол попал подобный материал, выдержку из которого я привожу здесь, я решил - пора объясниться в определениях.

"Самое простое противоугонное средство - замок в виде штыря, один конец которого крепится к рулю, а другой - к любой их трех педалей. Его обычно устанавливают, если отлучаются ненадолго. Умелый угонщик, имея небольшой запас времени, без труда справится с такой помехой. Наиболее смекалистые берут с собой на дело резервуар с жидким азотом, температура которого близка к абсолютному нулю. Нескольких капель достаточно, чтобы металл треснул, как стекло из-за перепада температур. Пользоваться такой жидкостью не всегда безопасно. Один незадачливый угонщик вскрыл "девятку" и, по-хозяйски усевшись в водительское кресло, открыл припасенный термос и плеснул на основание противоугонки. Сделано это было так неуклюже, что добрая часть азота попала парню на штаны. Владелец авто, вернувшись, застал неудачника в глубоком шоке и тут же вызвал "скорую". Он даже не стал писать заявление в милицию, узнав, что от парня навсегда ушла жена, а весь остаток жизни ему придется справлять малую нужду через катетер..."

Вначале давайте сразу "договоримся" о том, что температура жидкого азота не "близка к абсолютному нулю". Температура этого хладагента около -196ёС, а по шкале Кельвина 77,4 К. То есть до абсолютного нуля (0 К) еще целых 77 градусов. Больше других повезло жидкому гелию: он подобрался к нулевой отметке совсем близко, 4,2 К. Но его простым адиабатическим расширением не получишь, его производство, хранение и использование - целая песня. Продукт дорогой, капризный и предназначен в большей степени для технически грамотного лабораторного применения. Так что в нашем контексте его рассмотрение - это и вовсе "сказка сказок".

Жидкий азот более податлив и не требует глубоких познаний и специальной криогенной техники. Хранить его можно в особых сосудах Дьюара, в которых с целью уменьшения теплопроводности откачан воздух из межстеночного пространства. В свое время в физической лаборатории я потаскал таких сосудов Дьюара немало. Все они тяжелы и громоздки, вроде 50-литровых алюминиевых бидонов, которые любой из нас видел, выезжая на сельхозработы или просто в деревню. Только горлышко поуже - понятно почему: все делается для снижения теплоотвода. Но тем не менее азот из "дьюров" испаряется, и довольно быстро, счет идет на дни. Вариант хранения и транспортировки жидкого азота в бытовом термосе небольшого объема представляется весьма проблематичным.

Далее. Что произойдет, если на замок полить струйкой или тем паче капнуть несколько капель жидкого азота? А вот что. Азот "как ошпаренный" станет разбрызгиваться по всему салону автомобиля, капли будут моментально испаряться, повышая концентрацию в воздухе газообразного азота, которого там и так 78 процентов. Для иллюстрации представьте, что вы поливаете водой раскаленную сковородку... Правильно, эффект мизерный, а фейерверк отменный.

Чтобы полностью заморозить до -196 градусов такой массивный объект, как замок, требуются специальные меры по созданию теплоизолированной "камеры охлаждения" и немалое количество жидкого азота - ясно, что бытовым термосом не обойтись. И "просунуть" струйку хладагента точно в замочную скважину не удастся. И если легированную сталь таки остудить до такой низкой температуры, она от удара молотком не разлетится на куски как стекло. И в плане личной безопасности есть оговорки: при работе с жидким азотом "обжечься", т.е. обморозиться без сильного на то желания - например, настойчиво суя палец в сосуд с азотом или пытаясь его испить - крайне сложно. В упомянутой лаборатории мы проводили эксперимент: капля азота на ладони человека представляет собой плавающий на некотором расстоянии от кожи быстроиспаряющийся объект - как бы на "газовой подушке". Вреда испытателю это не принесло, эмоциональный шок - да, был, и то только по первому разу.

А при чем тут Старик Хоттабыч? Объясняю. Был у нас одноименный фирменный напиток эпохи строительства коммунизма. Спирт, который в лабораториях, работающих с вакуумным оборудованием, всегда имелся в достатке, в нужной пропорции смешивался с водопроводной водой. Затем разливался по различным емкостям типа стаканов и кружек - теперь внимание! - куда и добавлялось небольшое количество жидкого азота. Все это замечательно "дымилось", продукт, как ему и следовало в конце испарительного процесса, несколько охлаждался... Но не до "абсолютного нуля"! А затем употреблялся по назначению. А затем? А затем, как в сказке, являлся Старик Хоттабыч и истошно кричал: "Всех уволю и прикрою эту чертову лавочку!"







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.