PEUGEOT 206: Лев из породы гончих

В семействе французских «львов» – автомобилей Peugeot – есть один очень редкий зверь. Таких, как он, выращивают отдельно; их иначе кормят, воспитывают, учат… Этот зверь – раллийный Peugeot 206 WRC. Родословная

Как известно, марка Peugeot в автоспорте – не случайный гость, а давний, всеми уважаемый завсегдатай. Не будем сейчас перечислять все успехи «львов» на кольцевых гонках или в многочасовых марафонах, хотя «Формула-1» или «24 часа Ле Мана» – это вам не фунт изюма. Остановимся на раллийном Чемпионате мира, ибо именно он стал ареной самого свежего триумфа французов. Третий год подряд команда Peugeot побеждает в зачете производителей, а ее первый пилот, Маркус Гронхольм, добавляет к этому вот уже второй чемпионский титул в личном первенстве.

Но нельзя забывать и о том, что этот триумф Peugeot – не первый в WRC. Болельщики постарше несомненно догадаются, о чем речь. Конечно же, о сезонах 1985-86 годов, когда маленький, но шустрый «львенок» Peugeot 205 Turbo 16 буквально разорвал в клочья всех конкурентов на раллийных трассах мира. 21 победа за два года – вот результат тогдашних выступлений Юхи Канккунена, Ари Ватанена и Тимо Салонена. Однако после недолгого триумфа заводская команда Peugeot покинула WRC…

Покинула, чтобы вернуться. Сначала переднеприводная версия Peugeot 306 принимает участие в Чемпионате Франции (а в 1996-97 годах выигрывает его). Параллельно с этим полноприводный вариант «триста шестого» участвует в некоторых асфальтовых гонках WRC – Корсика, Каталония, Монте-Карло, Сан-Ремо… К 1998 году был готов раллийный прототип «206-го», а еще через два года началось его триумфальное шествие по мировым трассам. Так что с родословной у Peugeot 206 WRC все в порядке.

Внешний облик

Говоря о внешности животных, в первую очередь упоминают об окрасе, но тут у нашего героя четкой определенности нет. В 2000-м в раскраске болидов Peugeot превалировал белый цвет, затем в течение двух лет основным был серебристый. А учитывая, что с будущего сезона титульным спонсором команды Peugeot Sport станет компания Philip Morris и ее брэнд Marlboro, можно ожидать, что в окраске машины будет преобладать красный цвет.

А вот о размерах раллийного «львенка» можно рассказать кое-что интересное. При подготовке гоночного прототипа на базе серийного «206-го» группа создателей во главе с экс-мерседесовцами Жераром Велтером и Мюратом Гюнаком, столкнулась с небольшой проблемой – стандартная «двести шестая» модель в длину не дотягивала до положенных по регламенту WRC четырех метров. Проблему удалось устранить: за счет тщательно рассчитанной аэродинамической обвески длину довели до приемлемых 4005 мм. При этом Peugeot 206 WRC все еще остается самой маленькой среди действующих раллийных машин, а ее колесная база (2468 мм) едва ли не самая короткая – меньше только у Cordoba WRC (2443 мм); у остальных болидов база превышает 2500 мм.

Скелет и внутренние органы

Кузов каждого Peugeot 206 WRC – исключительно ручная работа, хотя кузовные панели, вплоть до их толщины и материала, в точности соответствуют серийным. Парадокс? Отнюдь! Жесткий регламент WRC предписывает полную идентичность кузовов боевой машины и ее стандартного прообраза. Вот и приходится механикам разбирать серийный кузов по кусочкам, укреплять его дополнительными рамами жесткости, немного увеличивать колесные арки, предусматривать место для туннеля трансмиссии и осуществлять еще кое-какие доработки. Затем кузовные панели устанавливают на место – все эти операции занимают 6-7 недель; за сезон же приходится создавать от 15 до 20 машин.

А вот внутри машины сходство с серийным прообразом ограничивается наличием руля и двух передних сидений. О комфорте, которым так гордятся французские производители, можно забыть – условия исключительно спартанские. Никаких кармашков на дверях, климат-контролей, пепельниц, подстаканников и прочей «ерунды» – все предельно функционально. Ковшеобразные сиденья Sparco, пятиточечные ремни безопасности, бортовой компьютер (к нему мы еще вернемся) и трубы жесткого каркаса безопасности. Задних пассажирских сидений, понятное дело, нет. Вместо них за спинами водителя и штурмана – два бензобака общим объемом 85 л.

Сердце и голова

«Сердцем» французского зверя занимались специалисты из фирмы Жан-Пьера Флера, с которой Peugeot сотрудничает с 1994 года. За основу они взяли блок серийного 2,0-литрового 16-клапанного мотора XU9J4, который устанавливался еще на Peugeot 405 Mi16, и добавили к нему турбонаддув. Естественно, это только на словах просто – «взяли и добавили». На самом деле мотористам под руководством главного инженера проекта Мишеля Нандана повозиться пришлось немало. Ведь, согласно все тому же драконовскому техрегламенту FIA мощность турбомоторов раллийных болидов не должна превышать 300 л.с. – для того, чтобы это соблюдалось, на отверстии впускного клапана устанавливается специальная шайба-рестриктор диаметром 34 мм. Зато крутящего момента специалисты Peugeot смогли добиться просто фантастического – 550 Нм при 3500 об/мин!

Что интересно, коробка передач расположена продольно – рядом с двигателем в тоннеле пола. Дело в том, что после размещения под капотом двухлитрового турбомотора места для КПП уже не осталось. Вот и вынуждены были мотористы пуститься на подобные ухищрения – теперь крутящий момент передается к коробке посредством специального углового редуктора. КПП разработана совместно с фирмой X-Trac; она 6-ступенчатая механическая, с автоматизированным переключением передач. Используя в качестве селектора карбоновые кольца, расположенные на руле, гонщик дает команду электронике – повысить передачу или понизить. Эти кольца на машине каждого из гонщиков отличаются друг от друга – их форма разрабатывается для каждого из пилотов индивидуально.

Естественно, управлять этим роскошным мускулистым «телом» должна мудрая «голова». В данном случае система Step 9, разработанная фирмой Magneti Marelli. Эти электронные «мозги» (между прочим, не менее сложные, чем в «Формуле-1») способны контролировать одновременно порядка 200 параметров автомобиля, в том числе работу двигателя и подвески, давление в шинах, температуру различных узлов, абсолютную и угловую скорость и многое другое.

Мускулы и лапы

Как вы уже догадались, привод у Peugeot 206 WRC, в отличие от его серийного собрата, полный. Центральный дифференциал контролируется электроникой; передний и задний – механические (хотя разработчики утверждают, что не за горами и гидравлический задний дифференциал). Подвески, передняя и задняя, типа McPherson; амортизаторы – и этим особенно гордится Peugeot – собственного производства.

Кстати, амортизаторы, наряду с тормозными колодками и покрышками (у Peugeot их поставщиком является Michelin), меняются на раллийных машинах чаще всего. Причем основная идея даже не в том, что эти элементы изнашиваются больше других. Просто и пружины амортизаторов, и покрышки тщательно подбираются перед каждым этапом, а иногда даже и перед некоторыми отдельными спецучастками. Выбор напрямую зависит от двух факторов – погоды и типа покрытия. Для асфальтовых гонок одна спецификация пружин, для «убойных» гравийных – другая…

Гончие львы

Вот, вкратце, все, что мы можем поведать о породе «гончих львов». Естественно, это далеко не все их отличия от «гражданских» собратьев, но любопытство тоже имеет границы. Нарушить их невозможно – специалисты Peugeot в свои тайны широкую общественность не посвящают…

 Peugeot 206 206 WRC Общие данные Тип кузова хэтчбек хэтчбек Дверей 3/5 3 Мест 5 2 Длина 3835 мм 4005 мм Ширина 1650 мм 1770 мм Высота 1430 мм 1370 мм База 2440 мм 2468 мм Колея передняя 1435 мм н.д. задняя 1430 мм н.д. Масса снаряженная 910 кг н.д. полная 1405 кг 1230 кг Объем бака 50 л 85 л Двигатель Тип бенз. с распр. впр. бенз. турбо Расп. и к-во цил./кл. на цил. R4/4 R4/4 Объем 1997 см куб. 1997 см куб. Мощность 99 кВт 137 л.с. 220 кВт 300 л.с. при 6000 об/мин 5250 об/мин Макс. кр. мом. 190 Нм 535 Нм при 4100 об/мин 3500 об/мин Трансмиссия Тип привода передний полный КПП мех. 5-ст. мех. 5-ст. Ходовая часть Тормоза передние диск. вент. диск. вент. задние диск. диск. вент. Подвеска передняя незав. McPherson задняя полузав. McPherson Усилитель руля гидро гидро Шины 185/55 R15 200/65 R18 Стоимость 17800 евро* более 500000 евро * в Украине

Владимир Некрасов
Фото Максима Моргунского и Peugeot

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.