PEUGEOT: Созвездие льва. История компании Peugeot - Автомобильный справочник





PEUGEOT: Созвездие льва. История компании Peugeot

История компании Peugeot

История марки Peugeot исчисляется не десятками, а сотнями лет. Торговая марка с царем зверей на эмблеме появилась задолго до того, как был создан первый автомобиль.

Еще в конце XVIII века весьма зажиточное семейство по фамилии Peugeot приобрело мельницу в городке Ле-Глан. Правильный коммерческий подход позволил уже в 1810 году братьям Жану-Пьеру и Жану-Фредерику Пежо открыть первое промышленное предприятие – фабрику по выпуску различных металлических изделий: стальных полос, пружин, полотен для пил и т.д. Через 8 лет от примитивных работ фабрика перешла к более серьезному уровню – созданию прокатного стана и обработке металла по оригинальной технологии. Это позволило к 1824 году расширить производство. Более 70 человек за день перерабатывали от 100 до 150 кг стального сырья. К тому моменту в ассортимент уже добавились различные инструменты, крючки для кринолинов, утюги, зонтики, мельницы для пряностей и кофе. К 80-м годам XIX века скромный семейный бизнес Peugeot перерос в одно из крупнейших металлообрабатывающих предприятий Франции.

Что касается эмблемы в виде льва, то она ставилась как клеймо, подтверждающее высокое качество металлических изделий Peugeot еще с середины XIX века.

В этот период в Европе появилось изобретение, которое очень быстро становилось чрезвычайно популярным – велосипед. Тогдашний бум на «бисеклеты», как их называли, можно сравнить с нынешними темпами распространения Интернета. Не оставалась в стороне и марка Peugeot. Поначалу она изготавливала лишь комплектующие для велосипедов других марок, в частности стальные колесные спицы. Но по стремительному росту объемов заказов комплектующих стало очевидным, что рынок велосипедостроения очень перспективен. Этим незамедлительно воспользовались Peugeot и наладили выпуск собственных двухколесных экипажей. Главным сподвижником в семействе стал внук основателя марки – Арман Пежо, который во время учебы в Англии увлекся велоспортом. Большим подспорьем в продвижении новой продукции стала развитая сеть магазинов Peugeot по всей стране. Кроме того, велосипеды Peugeot прославились и благодаря тому, что на них были одержаны победы в престижных французских велогонках.

В конце XIX века в людях проснулась авантюрная страсть к скорости. Для многих смыслом жизни стало стремление к рекордам, а мода подталкивала их к новым решениям, в частности безлошадным экипажам. Энтузиазм первопроходцев новых технологий передался и Арману Пежо, который проникся идеей создать свой самоходный экипаж. Весьма кстати было предложение Леона Серполе построить паровой автомобиль. Смелый эксперимент был не очень-то по душе остальному семейству Пежо, но Арман настоял на своем решении. Автомобиль был создан, но во время пробега Париж-Леон претерпел ряд поломок и причинил владельцу массу хлопот. После этого с паровыми машинами Арман решил не связываться.

Спустя год на промышленной выставке в столице Франции был представлен двигатель внутреннего сгорания конструкции Готлиба Даймлера. Момент, когда Арман Пежо увидел этот экспонат, можно считать началом автомобильной истории марки Peugeot.

Одним из владельцев компании, выпускающей эти моторы во Франции, был близкий друг Армана – Эмиль Левассор, который сразу же согласился помочь молодому другу построить собственный автомобиль с мотором внутреннего сгорания.

Первый Peugeot с двигателем внутреннего сгорания был создан в 1890 году и назывался Peugeot 2. Этот 4-колесный экипаж, оснащенный 2-цилиндровым мотором мощностью в 1 л.с. объемом всего 563 см куб. стал именно тем, чего так хотел Арман Пежо. Дело пошло. Уже в 1891 году было выпущено 4 автомобиля, а спустя еще год 29 машин, потом 34, и к в 1895 году – 92 автомобиля. Особенно популярными Peugeot стали после того, как в 1894 году на одном из них одержали победу в гонках Париж – Бордо – Париж.

Но не так уж безоблачно все было, как кажется на первый взгляд. Новое дело требовало серьезных капиталовложений. Многим в семье эта затея казалась бессмысленной, а автомобиль виделся не более чем временной модой, не имеющей будущего. Новый вид деятельности не приносил существенного дохода. Те же средства, вложенные в традиционный семейный бизнес, сулили ощутимо большие прибыли. Возник семейный спор, в результате которого в 1896 году Арман на свою долю капитала организовал «Акционерное общество по производству автомобилей Пежо» в городке Одинкур.

На новом предприятии он приступил к созданию полностью своего детища. Главной целью было сделать собственный мотор. В этом помог инженер Грантьен Мишо, который сконструировал 2-цилиндровый двигатель с боковым расположением клапанов. Силовую установку поставили на рамное шасси, и получилась основа новой модели – Peugeot Tipe 15.

В начале XX века завод выпускал уже 14 моделей. Продажи за год исчислялись сотнями машин. Бизнес неудержимо развивался.

В те годы Пежо задумался над созданием простого автомобиля, который был бы доступным не только богатым. И такая машина была разработана. Легкий двухместный экипаж назвали «Бебе» («Bebe»). Постоянно совершенствуясь, машина с мотором, имеющим 1 цилиндр объемом 652 куб. см, продержалась в продаже 10 лет, после чего на рынке появилась модель с тем же названием нового поколения.

К тому времени весь мир охватил настоящий автомобильный бум. Фирмы, которые строили такие машины, возникали, как грибы после дождя, и это заставило семейство Пежо подумать о том, чтобы включить и эту отрасль в круг своих интересов. Курировать строительство машин вызвался Леон Пежо. На заводе в Бюли организовали производство мотоциклов, а позже и легких колясок под маркой Leon Peugeot, а эмблемой стал все тот же лев.

В 1910 году семейный совет пришел к единому решению – вернуть Армана в лоно семьи и объединить усилия на благо всех. Так в 1910 году появилось «Акционерное общество по производству автомобилей и велосипедов Пежо» (S.A. des Cycle et Automobiles Peugeot).

13-й год XX века стал для нового завода очень удачным. Свет увидело очередное поколение модели Bebe. Разработкой занимался Этторе Бугатти, тот самый Бугатти, который создавал сверхмощные и быстрые машины, презирал опасность и считал мощный мотор важнее хороших тормозов. Он любил повторять: «Я создаю свои машины для того, чтобы они ездили, а не тормозили». Так что может и хорошо, что его участие ограничилось только разработкой 4-цилиндрового двигателя в 855 см куб. Он развивал 10 л.с., такая мощность достигалась при 2000 об.мин.

Bebe получила всеобщее признание как на родине, так и за ее пределами. С 1913 по 1916 годы было выпущено и продано 3000 таких машин.

Непрерывный и закономерный рост компании прервала первая мировая война. Она заставила переориентировать основные мощности на выпуск военной техники: снаряды, каски, авиа- и танковые моторы. К тому же в 1915 году компания понесла тяжкую утрату – умер Арман Пежо. К сожалению, ему так и не удалось осуществить свой замысел по открытию конвейера.

Послевоенное время принесло в Европу невиданный доселе экономический спад. Основной массе населения было не по карману покупать автомобили. Выходом из этого положения для Peugeot стала модель Quadrilette, которая была еще проще и дешевле, чем Bebe.

Именно в это время происходит полная замена модельного ряда компании и зарождается та система названия моделей, к которой мы уже все привыкли: вначале цифра, указывающая на класс машины, затем неизменный ноль, а потом номер поколения модели. Так появились модели 201, 301, 401.

Гордостью марки является довоенная модель 402. Она имела элегантный обтекаемый кузов и отличалась рядом оригинальных решений. К примеру, ее фары были установлены за решеткой радиатора. Модель стала очень популярной, и было решено создать еще и более дешевые модели в том же стиле. Ими стали Peugeot 202 и 302.

Тем временем мир охватила очередная военная лихорадка. В 40-е годы немецкие войска оккупировали территорию, на которой находились заводы Peugeot и пытались наладить там производство собственных машин под маркой VLV. Но французские патриоты любыми путями затягивали темпы работ, и оккупантам не удалось поднять производительность выше чем на 10% от довоенного уровня.

После капитуляции фашистов Peugeot вернулись к выпуску недорогой модели 202. Уже в 1946 году их продали 14 тыс. штук, что составляло 66% довоенного уровня. Популярность у массового потребителя машин этого класса подтолкнула к созданию нового поколения маленького автомобиля – 203. Он оснащался экономичным 1,3-литровым мотором, независимой подвеской передних колес, реечным рулевым управлением и гидравлической системой тормозов. Благодаря таким передовым на то время решениям модель 203 продержалась на производстве более 10 лет.

В 50-е годы компания Peugeot сосредоточила свои усилия на среднем классе, где дебютировала модель 403. Она получила 4-цилиндровый 65-сильный мотор. Дела шли хорошо и для закрепления достигнутого успеха было решено выпустить новую модель в том же классе. Ею в 1960 году стала Peugeot 404. Этот автомобиль мог оснащаться 1,6-литровым бензиновым мотором, либо 1,8-литровым дизельным. Именно Peugeot 404 стал началом славной истории дизельных Peugeot, которые сейчас так любимы покупателями. За годы выпуска эта модель завоевала себе репутацию «бессмертного автомобиля».

Первым переднеприводным Peugeot в 1965 году стал компактный хэтчбек 204. Его 1,2-литровый мотор был отлит из алюминия и располагался вместе с коробкой передач поперечно, что было весьма непривычно. Но титул самого скоростного автомобиля в своем классе подтвердил правильность этих решений. Peugeot 204 выпускался до 1969 года.

В 70-е годы компания Peugeot стремительно росла и вошла в ряды ведущих европейских автогигантов. Этому способствовало и образование совместного концерна с Citroёn – PSA. Объединение капиталов позволило приобрести европейское отделение Chrysler во Франции и Великобритании. Производственные мощности быстро переоборудовали и наладили выпуск своих машин.

Одной из красивейших машин того времени стал седан 604. Он хорошо известен по детективному сериалу, где на этой машине ездил комиссар Бурма. Под капотом этого седана скрывался мотор V6 2,7 л.

Средина 70-х принесла в мир вызванную топливным кризисом моду на малолитражки. Peugeot представляет сверхкомпактную модель 104.

С 1978 года на производстве появились уже те машины, которые еще можно встретить на дорогах: 305, а через год и 505.

Знаменитая Peugeot 205 была поставлена на конвейер в 1983 г. Этот автомобиль стал настоящим чудом. Он является одной из живых легенд современного автомобилестроения, и завоевал всенародную любовь. Лучшим тому подтверждением служит то, что без кардинальных изменений модель 205 выпускалась на протяжении 15 лет!

Год 1987 принес миру очередную новинку – модель 405. О том, насколько она удачна, можно судить по количеству этих машин на наших дорогах. Кроме того, в свое время европейские журналисты признали 405-ю эталоном управляемости переднеприводного автомобиля. Стильный седан 605 тоже не остался незамеченным и даже получил звание «Автомобиль 1988 года».

На сегодняшний день модельный ряд Peugeot состоит из компактного 106; городских хэтчбеков 206 и 306; седана 406 и купе на его базе; представительского 607 и семейного минивэна 806. И вот буквально на днях на Женевском автосалоне была представлена новая модель 307, которая сменила 306-ю.

На украинском рынке марка Peugeot появилась в 1992 году. Именно тогда были подписаны официальные документы французской стороной и компанией «Илта». На сегодняшний день «Илта» является официальным импортером автомобилей этой марки в нашей стране и соответственно продолжателем традиций Peugeot.

Андрей Петров

↑ Наверх








Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.