PEUGEOT: Porsche. История одной фамилии - Автомобильный справочник





PEUGEOT: Porsche. История одной фамилии

История многих фирм тесно переплетается с жизнями их основателей. Летопись данной связана с судьбами двух людей - отца и сына, создателя и последователя. Однако при всей заурядности сюжета трудно придумать более незаурядные автомобили, чем эти. Их не так уж и много, но они бесподобны. Хотя и родились как подобия...

Наверняка многие знают, что у истоков фирм Volkswagen и Porsche стоял один человек, фамилия которого и увековечена в названии последней - Фердинанд Порше. Возможно, некоторые осведомлены, что самоходные артиллерийские установки немецкого производства, подпортившие немало советских Т-34, названы Ferdinand тоже не случайно.

Но не спешите обвинять этого гениального австрийского конструктора в фашизме. И вот почему. Ведь именно фашизм отобрал у него Volkswagen: тогда это была первая и самая легендарная модель этой марки, а может, и всех остальных автомобильных марок вместе взятых - Kaefer (по-английски - Beetle, по-русски - "Жук"). Правда, не будь щедро финансируемого Третьим Рейхом проекта "KdF", то есть Kaefer`а, возможно, не было бы и фирмы Porsche. К тому же, за сотрудничество с нацистами союзники посадили Фердинанда Порше в тюрьму в Австрии, где он сидел до тех пор, пока не был выкуплен сыном - Фердинандом Порше-младшим, или просто Ферри. Хотя осуждать Фердинанда Порше-старшего не стоит даже потому, что дома, на уютном диване, в конце второго тысячелетия мировая история кажется прочитанной книгой и удивительно легко рассуждать, зная, кто победил и чем все закончилось. Но наш рассказ не о биографиях и политических идеологиях, а о настоящей жемчужине мирового автомобилестроения под названием Porsche.

... 25 апреля 1931 года Фердинанд Порше-старший основал личное конструкторское бюро в Штутгарте. До этого, помимо проекта "KdF", им было создано множество различных автомобилей для других фирм, в том числе и Daimler Benz, Auto Union, Lohner. Это было время множества изобретений и находок в автомобилестроении, которые считаются сейчас совершенно очевидными, а в те времена приходилось по нескольку раз в день изобретать велосипед. Однако до первенца - он был назван 60К и стал прототипом для первой модели Porsche под индексом "356" - оставалось еще долгих восемь лет, которые были проведены за совершенствованием Kaefer.

В 1939-м, специально для гонки Берлин - Рим, Фердинанд Порше-старший построил на базе трех свободных шасси спортивную модель с аэродинамически "зализанным" кузовом. Как можно догадаться - шасси эти были от модели Kaefer. Кузов из алюминия создал Эдвин Коменда, существенно доработав заложенные в Kaefer стилистические идеи. Этот кузов и послужил исходным прототипом для дизайна всех будущих Porsche. Благодаря малому весу и силовому агрегату мощностью 40 л. с. автомобиль развивал скорость в 150 км/ч! К слову, за использование Kaefer в качестве исходного материала и подобия для Porsche последний был назван острословами "доведенным до абсурда "Жуком".

Но гонке не было суждено состояться - началась вторая мировая война. Прототипы модели 60К, так и не выполнив своей миссии, ушли в историю. Разве что один из трех послужил нацистам в качестве развозочного автомобиля.

В 1944-м, когда Фортуна отвернулась от нацистов и Германия из агрессора превратилась в жертву, начались бомбардировки ее территории. Заводы представляли главную цель для бомб антигитлеровской коалиции, поэтому было решено переместить фирму из Штутгарта в родную горную деревушку Фердинанда Порше-старшего под названием Гмунд, в Австрии. И тогда у руля Porsche стал Фердинанд Порше-младший (Ферри). А произошло это потому, что его отца за сотрудничество с Третьим Рейхом, как уже говорилось, посадили в тюрьму.

Однако просидел он там не долго. Сын Порше-старшего также был незаурядным конструктором, может быть, даже гениальнее своего отца. И его тоже тянуло к автомобилям, особенно мощным и быстрым, то есть спортивным. Реализовывая свои идеи в гоночной модели для Cisitalia, Ферри заработал приличную сумму денег. И если в наше время добропорядочный сын купил бы себе Ferrari да радовался жизни на Майами, то тогда все было по-другому. Ferrari в Австрии были дефицитом, поэтому Ферри, воспользовавшись моментом, потратил большую часть своих денег на внесение залога за отца, то есть его освобождение, а потом они стали разрабатывать собственный спортивный автомобиль. И осенью 1948 года в Австрии был рожден первый Porsche.

Модель "356" создавалась по отработанной на 60К схеме. Они даже внешне были очень похожи, так как алюминиевые панели кузова выколачивались по одним чертежам. Только 356-й был с открытым кузовом, в отличие от предшественника, а основательно доработанный силовой агрегат от Volkswagen Kaefer разместили в центре базы. Автомобиль получился очень удачным. При использовании множества узлов Kaefer, модель 356 имела собственную массу всего лишь в 596 килограммов и разгонялась до скорости в 130 км/ч. При этом родстэр имел великолепную управляемость.

Официальная премьера Porsche 356 состоялась на Женевском автосалоне 1949 года. До этого автомобиль уже успел проявить себя во множестве гонок. Перед запуском 356-й в серийное производство, было построено 48 его алюминиевых прототипов. Но после октябрьского возвращения фирмы в Штутгарт конструкция Porsche 356 была серьезно пересмотрена. Кузов из экономически-технологических соображений пришлось изготавливать из стали, а для большей унификации с донором - Volkswagen Kaefer (что влечет за собой удешевление и упрощение создания автомобиля, не даром сейчас во всем мире большинство автопроизводителей переходят на единые платформы) двигатель перенесли в задний свес, то есть за пределы базы. Кроме открытой модели - родстэра, появилось и купе. Таким образом складывался привычный для нашего восприятия Porsche, тот, который впоследствии станет легендой.

Говоря о конкретных технических характеристиках модели "356", следует отметить, что вполне достаточный по тому времени объем "фольксвагеновского" двигателя в 1100 кубических сантиметров постепенно довели до 1300, а затем и 1600. Больше было некуда - силовой агрегат исчерпал свой потенциал.

Далее в хронологической таблице жизни Porsche отметились две даты - одна плохая и хорошая одновременно, вторая хорошая. В 1951-м умер Фердинанд Порше-старший и на его место (во главе Porsche) встал Ферри. А в 1952 году фирма переехала в пригород Штутгарта - Цуффенхаузен, разместившись в новых корпусах. В этом же году родилась современная эмблема. История о том, как Ферри на ресторанной салфетке набросал ее эскиз для американского импортера, соединив герб герцогов Вюртембергских и старинный герб Штутгарта соперничает по заезженности с рассказами о "салфеточных" рисунках Сальвадора Дали.

Стоит заметить, что Америка, помимо эмблемы, сыграла в истории Porsche очень большую роль. Заработав на продаже автомобилей за океаном, а также исполнении конструкторских и доводочных работ для различных автопроизводителей, в 1953-м году фирма создает спортивный силовой агрегат нового поколения. Модель 350RS с этим 1,5-литровым мотором прославилась, выиграв Североамериканскую гонку Carrera Panamericana. Именно благодаря данному событию в модельном ряду Porsche появилось слово Carrera. Хотя судьба сыграла с ним злую шутку. Если сначала (с 1956-го) этим словом именовались все модели Porsche с наиболее мощными двигателями, то сейчас оно обозначает самую слабую версию модели "911".

Но вернемся к технике. Вышеописанный 1,5-литровый четырехцилиндровый мотор был с оппозитным расположением цилиндров и соответственно двумя распредвалами, которые приводились множеством промежуточных шестерен и валов. Отдельным достоинством данного двигателя была возможность его доводки до объема в 2 л и мощности в 130 л. с., однако применять такой силовой агрегат на серийных моделях было нерентабельно. Кроме того, 356-й уже принципиально устарел. Его же "родной" мотор - 90-сильный "фольксвагеновский" четырехцилиндровый "оппозитник" - устарел вдвойне. Что поделать - пришли шестидесятые...

В 1963 году на Франкфуртском автосалоне был представлен скандальный Porsche 901. Эта модель была построена без унификации с продукцией Volkswagen, хотя сохранила заднемоторную компоновку. Силовой агрегат объемом 2 л был также оппозитным, однако имел уже шесть цилиндров и воздушное охлаждение. А скандальность модели 901 заключалась в том, что, когда ее собрались ставить на конвейер, Peugeot (чтобы его имя не ассоциировалось с немецким ширпотребом?) заявил об исключительности своего права на именование автомобилей тремя цифрами с нулем посередине. Поэтому, после доработок, в серийное производство был запущен Porsche 911, с единицей вместо нуля в цифровом индексе. Это и был тот Porsche, который стал легендой и остается ею по сей день. Хотя был и Porsche 912 - вариант 911-го с четырьмя цилиндрами и 1,6-литровым мотором, однако в расцвет автомобильной гигантомании 60-х он пришелся совсем не "ко двору".

Судьба легендарного 911-го тоже была терниста. С самого начала не слишком темпераментный 130-сильный Porsche 911 заклеймил себя непредсказуемым поведением на поворотах, что стало причиной постепенной и непрекращающейся эволюции модели. В целях улучшения управляемости заднюю ось сдвинули назад на 57 миллиметров. Доработки в ходовой части позволили устанавливать более мощные силовые агрегаты, что потом переросло в манию у инженеров Porsche. В 1972 году 911 Carrera имел мотор объемом 2,7 литра мощностью 210 л. с. Далее объем возрос до 3 л. Потом появился турбонаддув... Модель 930 Turbo, представлявшая собой все тот же 911-й, только с экстремально раздутыми крыльями и огромным задним антикрылом, обладала двигателем мощностью 260 л. с. В 1977-м его мощность подняли до 300 "лошадей".

Обратной стороной охоты на новые стада парнокопытных стала модель "914", которая также выпускалась в семидесятые годы. Это был Porsche для начинающих, плод попытки возобновления сотрудничества с Volkswagen. Двухместный Porsche 914 имел центрально расположенный мотор Volkswagen мощностью 80 л. с. и как опцию - 6-цилиндровый 110-сильный Porsche. Однако такая идея не была принята публикой, уже привыкшей ассоциировать Porsche с порцией адреналина.

В это время в истории фирмы происходит важное событие. В 1972 году Ферри Порше преобразовывает Porsche в акционерное общество и занимает пост председателя наблюдательного совета, то есть фактически отходит от дел. Новое правление решает, что заднемоторные автомобили отжили свое (в частности 911-й), а будущее - за классической компоновкой (переднее расположение двигателя и привод на заднюю ось). Результатом нововведений стало появление в 1975-м Porsche 924, хотя и 911-й с производства не сняли.

Конструкция 924-го была революционна для Porsche. Кроме классической компоновки, коробку передач для лучшей развесовки перенесли к задней оси, а силовая установка производства Volkswagen/Audi мощностью всего лишь 125 л. с. оснащалась жидкостным охлаждением, вместо классического для Porsche воздушного. Все это не вызвало восторгов у многочисленных поклонников настоящих Porsche, а кроме того, масла в огонь добавило и то, что 924-й производился на одном из заводов Volkswagen в городе Неккарсульме. Кстати, поэтому его обозвали "зарвавшимся Фольксвагеном".

Тем не менее, Porsche не отказался от идеи классической компоновки. Сенсационная 928-я модель, появившаяся в 1977 году, оснащалась 4,5-литровой "восьмеркой", что на фоне Porsche 924 выглядело очень серьезно. Правда, этот силовой агрегат выдавал всего 240 л. с. То есть, получилось не "сумасшедшее" спортивное купе, а роскошный туристический автомобиль, отбивший немало клиентов у Jaguar и Mercedes Benz. Продажи этой машины шли хорошо, особенно в США, однако истинные поклонники марки снова были разочарованы. И даже выпуск "заряженной" версии 928S с 300-сильным мотором не изменил положения.

Тем временем автомобили 924-й серии продолжали выпускать и постепенно совершенствовали вместо того, чтобы снять с производства. В 1978-м была выпущена турбированная версия Porsche 924, а через три года представили модель 944, которая стала преемником 924-й, но уже с двигателем собственного производства, выдающим в турбированном варианте 220 л. с.

Но все-таки поклонники Porsche не принимали переднемоторных автомобилей. А руководство фирмы махнуло на них рукой, уменьшив выпуск 911-й модели и сосредоточив внимание на переднемоторных моделях, которые должны были завоевать кошельки новых клиентов. Осознание содеянного пришло лишь в начале 90-х, когда разразился грандиозный кризис из-за скандального провала модели 968, которая представляла собой начинку 944-го с кузовом, исполненным по мотивам 928-го.

И тут снова вспомнили о модели 911. В 1983 году для нее предложили новый силовой агрегат воздушного охлаждения объемом 3,2 литра. В 1985-м мощность версии 911 Turbo увеличили до 330 л. с. Весна 1987-го принесла миру самый дорогой и самый мощный автомобиль Porsche из выпускавшихся серийно для дорог общего пользования - 959-й. Его конструкция была основана на модели 911 и узлах гоночного 956-го. Полный привод, традиционно заднемоторная компоновка и двигатель воздушного охлаждения мощностью 450 л. с. сочетались в аэродинамически доведенном кузове, созданном по мотивам кузова 911-го. Всего было выпущено 200 экземпляров этого суперкара.

Следующее поколение Porsche 911 создавалось на основе 959-го и было представлено в 1989 году. Тогда же появилась полноприводная версия Carrera 4, которую оснастили 3,6-литровым атмосферным (безнаддувным) мотором мощностью 250 л. с. В этом же году Ферри Порше отпраздновал свое 80-летие, к которому был изготовлен уникальный Panamericana. Следующий год принес рождение трансмиссии Tiptronic, которая сегодня известна каждому благодаря автомобилям Audi.

К середине текущего десятилетия переднемоторные автомобили были полностью вычеркнуты из модельного ряда Porsche, а 911-й в 1994-м году снова доработали. В этот раз его крылья слились заподлицо с фарами, округлились отбортовки колесных арок, а задняя подвеска стала многорычажной. Поклонники марки отреагировали на эстетические изменения воинственно, зато потом спрос на новый 911-й был ажиотажным, в чем не последнюю роль сыграла существенно улучшившаяся управляемость.

Следующим переломным моментом в истории Porsche стал 1996-й год - он и определил направления современного развития фирмы. Это был родстэр Boxster. Его название образовано от слова boxer - так обозначается силовой агрегат с оппозитным расположением цилиндров и слова roadster, которое объяснять, надеюсь, не нужно. Как можно было понять, двигатель у этого Porsche с оппозитным расположением шести цилиндров совокупным объемом 2,5 литра, однако уже с жидкостным охлаждением. Этот мотор установлен в базе, то есть применена среднемоторная компоновка, как на прототипах 356-го. А судьбу Porsche Boxster, впрочем, и всего Porsche в целом, решил шквал предварительных заявок, обрушившийся на руководство фирмы, когда концепткар с одноименным названием был показан на Детройтском автосалоне 1993 года. Очередной раз США повлияли на историю фирмы.

В 1997-м был представлен новый Porsche 911. Принципиально новый. Его внешность представляет собой некий коктейль стиля прошлых поколений 911-го и Boxter. В частности от последнего в 911-м используются некоторые унифицированные детали.

27 марта 1998 года в возрасте 88 лет умер Фердинанд Порше-младший. Ферри ушел в пятидесятилетний юбилей первого Porsche. Вряд ли на заре этой машины он мог предположить, каким станет его детище через полвека, что из двухлитрового 130-сильного Porsche 911 1963-го вырастет 408-сильный Porsche 911 Turbo с двумя турбонаддувами и полным приводом 1999-го. А пока нет замены этой модели с двигателем жидкостного охлаждения, вы все еще можете заказать настоящий Porsche.

Александр Силков

↑ Наверх








Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.