Система охлаждения. Что нужно знать... - Автомобильный справочник





Система охлаждения. Что нужно знать...

Система охлаждения - дама капризная, своенравная и непредсказуемая. Вечно ее бросает то в жар, то в холод. Летом она готова вскипеть по малейшему поводу, а зимой замерзнуть и злорадно подглядывать из радиатора, как незадачливый автомобилист совершает ритуальные танцы вокруг застывшей на обочине машины.
Но, несмотря на ее скверный характер, с системой охлаждения надо находить общий язык, потому как специалисты уже давно установили, что более 50% выходов из строя автомобилей связано с отказом именно системы охлаждения. Впрочем, перефразируя известный афоризм, не так страшна система охлаждения, как ее малюют. Надо только знать, как правильно ее обслуживать и как без излишних затрат и нервотрепки устранять ее неисправности.
Это важно знать…
Остановимся на нескольких важных моментах. Современные двигатели рассчитаны на работу в узком диапазоне рабочих температур. Основные детали двигателя: кривошипно-шатунный механизм, поршни, цилиндры, головка - сделаны из разнородных материалов и при нагреве расширяются по-разному. Все тепловые зазоры двигателя рассчитаны на достижение двигателем рабочей температуры. При этом система охлаждения поддерживает эту температуру при разных режимах работы двигателя и нагрузках. Температура кипения воды или антифриза при обычных условиях, то есть при атмосферном давлении - около 100°С, это всем хорошо известно. Температура кипения воды или антифриза при повышенном давлении будет выше. В системе охлаждения двигателей создается давление около 1,2 атм, и антифриз закипает уже при 120-125°С. Этим достигается возможность поддерживать рабочую температуру охлаждающей жидкости выше 100°С. Другими словами, если система охлаждения негерметична, то давление не создается и двигатель не прогревается до рабочей температуры. Автолюбитель подливает тосол и ездит себе, не подозревая, что двигатель изо дня в день работает на износ. Голая правда заключается в том, что износ непрогретого до рабочей температуры двигателя увеличивается в несколько раз. На инжекторных двигателях стоит датчик температуры, который "думает", что двигатель все еще прогревается и дает команду в компьютер на увеличенную дозу бензина. Отсюда негерметичная система охлаждения сразу стоит 7-10% повышенного расхода бензина. Работа двигателя на обогащенной смеси - большая беда. Разжижается масло, возрастает нагарообразование, выходит из строя каталитический нейтрализатор.
Все это происходит довольно быстро. Итог бывает печальный - не прошло и года, как новая машина уже убита, все ломается, течет, перегревается, хозяин разводит руками - ну что мол с нее взять, российский автопром! На самом деле виноват он сам и лишь немного автопром, оттого что нет пока у российских машин такой мощной защиты от дурака, как у "японок" или "американок".
А вот диаметрально противоположная картина: старенькие "Жигули" с хозяином -профессором, у которого почему-то машина всегда заводится, не дымит, не шумит и ездит годами. Вся разница в том, что ее хозяин привык читать книжки, инструкции, анализировать и принимать решения. В результате мелких действий, в основном превентивного характера, ему удается содержать машину в порядке.
Простое решение серьезных проблем
Как вовремя распознать надвигающуюся беду? Есть несколько простых рецептов.
На холодной машине и на включенном двигателе откройте капот и осмотрите радиатор, верхний и нижний патрубки радиатора, места креплений шлангов, состояние хомутов, блока двигателя под шлангами. Если видны белесые подтеки, значит есть мелкие течи. Иногда достаточно подтянуть хомуты шлангов, но аккуратно, чтобы не перетянуть: вначале немного отпустив, а затем затянув чуть сильнее, чем было. Снимите крышку радиатора и осмотрите ее изнутри. Не должно быть видимых следов коррозии, разбухших или съежившихся резиновых уплотнителей. Вообще крышку радиатора или расширительного бачка (если нет крышки радиатора) надо менять раз в 2 года. В ней содержится перепускной клапан, который как раз и поддерживает повышенное давление в системе.
Залезьте пальцем внутрь горловины радиатора и проведите по внутренней стенке, если есть жирный налет или ощущается накипь, систему надо промывать специальной " 7-минутной промывкой системы охлаждения" HG9014 (7 Minutes RadiatorFlush).
Накипь и отложения препятствуют теплоотводу и существенно сокращают срок службы антифриза/тосола. Поэтому в качестве профилактики рекомендуется использовать "Защиту от коррозии и смазку помпы" HG9005 (Radiator Rust Stop) с периодичностью один раз в год, либо еслиантифриз/тосол приобрел коричневатый оттенок.
Заведите и прогрейте двигатель (с закрытой крышкой радиатора и с нормальным уровнем жидкости). На малых оборотах сожмите рукой верхний патрубок радиатора, при этом должно ощущаться давление, как в шине велосипеда. Если давления нет, значит надо чинить.
Перегрев и закипание часто связаны с вышедшим из строя термостатом, медленный уход охлаждающей жидкости - с небольшими течами или неисправной пробкой радиатора. Хотя иногда бывает сразу весь "букет": и термостат, и течи, и пробка.
Если давления в системе нет, то вначале замените пробку радиатора, благо она недорогая, и результат проявится сразу. Если и после этого давление не появилось, надо попробовать использовать остановку течи радиатора типа HG9025 (Radiator Stop Leak), что сродни опрессовке системы. Состав сам найдет мелкие утечки и надежно их ликвидирует, при этом, в отличие от многих аналогичных составов, не забьет трубки радиатора и печки отопителя. В 90% случаев через 20-30 минут после применения HG9025 давление в системе восстанавливается и вы, пожимая верхний шланг, сразу это чувствуете. Почему-то и расход бензина после этого упадет, и СО снизится, и приемистость возрастет. И всего-то после заливки в радиатор баночки HG9025.
Тяжелый случай
Более сложная неисправность - течь охлаждающей жидкости через прокладку или трещину головки блока. Это уже серьезно, и без лечения возможен летальный исход для двигателя. При этом обычно наблюдаются следующие симптомы: на холодном двигателе охлаждающая жидкость уходит, а на горячем нет. Кроме того, на холодном двигателе из глушителя идет белый густой дым, который при прогреве исчезает. Такие неприятности случаются нередко. Характерный пример: купил подержанную иномарку, не заменил вовремя воду на антифриз и, пожалуйста, ударил мороз, вода замерзла, блок треснул…
Обращение в автомастерскую чревато дорогостоящим ремонтом. Но и такую серьезную неисправность оказывается можно устранить самостоятельно и даже без помощи гаражного "дяди Васи". Надо использовать "Металлогерметик для сложных ремонтов системы охлаждения" HG9037 (Metallic Block Seal). Этот состав гарантированно устраняет течи антифриза через прокладку головки блока и ремонтирует треснувшие алюминиевые или чугунные головки блока. С его помощью можно устранить большинство сложных повреждений двигателя, возникающих из-за перегрева или "размораживания".
Некоторые автолюбители после сложного ремонта системы охлаждения спешат побыстрее машину продать. При использовании HG9037 (Metallic Block Seal) это будет ошибочным решением - прочность ремонта сопоставима с прочностью сварки. Кроме того, это средство "попутно" устраняет более мелкие дефекты, такие как течи радиаторов, кранов отопителя и т.д. В результате надежность автомобиля только возрастет!
Рецепты от AGA Надежность системы охлаждения во многом определяет выбор "правильного" антифриза. Поэтому автомобилистам стоит внимательнее присмотреться к продукции компании AGA, которая в ноябре 2002 года развернула собственную программу по производству технических жидкостей и, в первую очередь, тосолов и антифризов.
К настоящему времени на рынке под торговой маркой "AGA" представлена серия охлаждающих и специальных жидкостей высшей категории качества: тосол AGA-L40, антифризы AGA-Z40,AGA-Z42, AGA-Z65 и антифриз-очиститель AGA-R30.
"Высшая категория качества" - это не простые слова. На IX Международной выставке-конкурсе "Всероссийская марка - III тысячелетие" продукция с торговой маркой "AGA" была отмечена высшими наградами - золотыми знаками качества. Впрочем, помимо официального признания, не менее важно и признание самих автомобилистов - их "голосование кошельками". Так вот, за зиму 2003-2004 гг. продажи антифризов под маркой "AGA" в сети магазинов AGA-АВТОМАГ превысили в несколько раз сбыт всех прочих антифризов вместе взятых! Уже более 60 тысяч автолюбителей используют тосолы и антифризы под маркой "AGA".
К продукции AGA начали присматриваться и серьезные автохозяйства. Охлаждающие жидкости AGA плещутся в шестицилиндровых "сердцах" магистральных тягачей MAN, где установлены высокофорсированные дизели с турбонаддувом и интеркулером, и отлично справляются со своей задачей в самых суровых условиях.
Чем же интересны охлаждающие жидкости от AGA? Этот добротный товар поставляется в удобной таре с герметичной крышкой, изящной этикеткой и грамотной аннотацией. При относительно низкой цене охлаждающие жидкости "AGA" не только удовлетворяют, но по ряду показателей даже превышают требования соответствующих зарубежных спецификаций и российских стандартов благодаря внедрению самых современных разработок и рекомендаций высококвалифицированных ученых-практиков. Концепция, реализованная в антифризах "AGA", предоставляет каждому покупателю возможность подобрать товар, обеспечивающий максимум эффективности работы системы охлаждения конкретного двигателя в зависимости от его типа и режима работы.
Например, для двигателей, преимущественно работающих с высокими нагрузками при низких и средних частотах вращения коленчатого вала (соответственно при малой скорости циркуляции охлаждающей жидкости), для исключения образования локальных зон перегрева очень важно обеспечить повышение эффективности передачи тепла от охлаждаемых деталей жидкости и затем от жидкости радиатору. При использовании антифриза AGA-Z40 это становится возможным благодаря его высокой смачивающей способности. Антифриз AGA-Z40 глубоко проникает в поверхностную структуру металла, что значительно повышает эффективную площадь контакта поверхности и жидкости, тем самым улучшает охлаждение двигателя. Данное свойство важно как для высокофорсированных теплонапряженных двигателей с турбонаддувом, работающих на режиме максимального крутящего момента, так и для автомобилей, томящихся в городских пробках. Повышенная смачиваемость легко демонстрируется при взбалтывании канистры - антифриз AGA-Z40 долго стекает со стенок, оставляя на них капли. Кстати, еще одно замечательное свойство антифриза AGA-Z40 заключается в том, что обнаружить места утечек можно и без ультрафиолетовой лампы. Секрет заключается в особом красителе данного антифриза.
У двигателей, часто работающих при высоких частотах коленчатого вала (скоростная езда, агрессивное маневрирование, интенсивный разгон), вследствие условий высокочастотной вибрации и интенсивной циркуляции охлаждающей жидкости может возникать кавитация - образование и схлопывание пузырьков при температурах +50…+90°С (т.е. ниже температуры кипения!). Этот процесс вызывает разрушение омываемых металлических поверхностей и ухудшает охлаждение двигателя. Чтобы этого избежать, более предпочтительно использование антифриза AGA-Z42, поскольку он обладает усиленной антикавитационной защитой металлов благодаря системной оптимизации его вязкости, сил поверхностного натяжения и других физико-химических свойств.
Для двигателей с высокой степенью форсирования (например, с турбонаддувом и интеркулером), преимущественно эксплуатируемых в экстремальных условиях - пустыня или крайний север, движение при сильной жаре по городу или по магистрали с перегрузом, режим авторалли - рекомендуется антифриз AGA-Z65, который отличается увеличенной теплоемкостью, повышенным запасом служебных свойств и усиленной термостабильностью пакета присадок, что в комплексе обеспечивает надежное охлаждение самых "горячих" двигателей.
И абсолютно для всех двигателей рекомендуется применять антифриз-очиститель AGA-R30 с температурой начала замерзания -30°С. Этот продукт обладает всеми свойствами стандартного высококачественного антифриза. Незначительная добавка антифриза-очистителя AGA-R30 (1…2 литра на 10 литров емкости системы охлаждения) за 100...150 км до смены охлаждающей жидкости позволяет обеспечить эффективную промывку, удаление накипи, продуктов разложения антифризов и коррозии металлов. Итак, выбор "правильного" антифриза, знание и использование нескольких недорогих, но эффективных составов позволяет содержать систему охлаждения в идеальном состоянии, а при необходимости без излишних затрат времени, денег и, что также немаловажно, без нервотрепки быстро и изящно отремонтировать ее своими силами.
С. Олегов







Рекомендуемый контент






Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.