Четыре главных конструктора АВТОВАЗа подводят итоги 40 лет - Автомобильный справочник





Четыре главных конструктора АВТОВАЗа подводят итоги 40 лет

"Нет ничего дороже, чем ошибка конструктора" - сказал Георгий Мирзоев, возглавлявший конструкторскую службу АВТОВАЗа в течение двадцати двух лет, на встрече, посвященной ее 40-летию. В преддверие этой даты (день рождения службы отмечается 5 октября) с корпоративными СМИ беседовали специалисты, которые в разные периоды истории предприятия занимали должность главного конструктора. Георгия Мирзоева на этом посту сменил Петр Прусов, работавший главным конструктором с 1998 по 2003 годы, и с чьим именем связана постановка на производство LADA 4x4 (NIVA). Также во встрече приняли участие Владимир Губа, занимавший эту должность с 2003 по 2006 годы, и нынешний главный конструктор Евгений Шмелев. За каждым из них - определенная эпоха в развитии модельного ряда LADA.
История становления конструкторской службы, как совершенствовались технологии проектирования, какие проекты определяют будущее АВТОВАЗа и насколько важна роль конструктора - обо всем этом велась речь за своеобразным "круглым столом".

Г. Мирзоев: Деятельность любого машиностроительного предприятия начинается с чертежа, и любое производство означает, что сначала нужно сделать конструкцию. Поэтому на автомобильном заводе, как нигде, важна роль конструктора. Президент компании Chrysler, когда был у нас в 70-х годах, сказал очень точную фразу: "Единственный, кто меня может разорить – это конструктор". На заводе нет ничего дороже, чем неудачная конструкция. Этот специалист должен знать не только, как собирается изделие, но и как оно проявит себя в эксплуатации, он должен уметь охватить все стадии производства, а ведь это – миллион операций, тысячи единиц оборудования.

- Каждый из вас работал в определенную эпоху развития АВТОВАЗа. Каким запомнилось это время?

Г. Мирзоев: В 70-х годах прошлого столетия все мы, работники АВТОВАЗа, пребывали в некой эйфории, на большом эмоциональном подъеме – ведь построили новый и самый крупный завод, это был уникальный проект. Такие чувства сформировали очень сильный командный дух, и даже трудности были в удовольствие. Мне очень повезло, что я работал в такой команде. Но это не говорит о том, что все было очень легко. Ведь если вспомнить, как ставилась на производство LADA SAMARA, трудностей было достаточно – даже в Министерстве к проекту отнеслись критически. Ведь завод еще десяти лет не отработал, а ставился вопрос о полной замене оборудования на одной из "ниток" конвейера. Но вазовское руководство все-таки на это пошло – ведь время в автомобилестроении летит очень быстро, и надо идти вперед.
П. Прусов: Я вообще счастливый человек, потому что всю жизнь занимался тем, что нравилось. В свое время я работал и конструктором, и начальником отдела, и заместителем главного конструктора по проектированию, и главным конструктором. Таким образом, участвовал в разработке и постановке на производство почти всех моделей, которые выпускает АВТОВАЗ сегодня. В те далекие 70-е годы на заводе царил дух первопроходцев – съехались специалисты со всего Советского Союза, и нам казалось, что мы можем все. Я могу выделить два автомобиля, постановка на производство которых прошла практически безболезненно – это LADA 4x4 (NIVA) и LADA OKA. Когда начинали работу над внедорожником, все считали за честь поучаствовать в этом проекте, отнеслись к нему с большим энтузиазмом. А еще я очень горжусь тем, что на наш автомобиль была куплена лицензия. Речь идет о "CHEVROLET NIVA". Я присоединяюсь к мнению Георгия Константиновича: самое главное – это работа в команде.
В. Губа: Когда ставили на производство LADA KALINA, наиболее важным моментом стало то, что к этому времени появились новые требования по безопасности, утилизации, экологии. Поменялись и технологии производства. Внедрение стандартов качества ИСО также требует затрат, изменения подходов и принципов. Для выполнения всех этих требований в автомобиле LADA KALINA применяются прогрессивные материалы и технические решения, а изготовление осуществляется с использованием современных технологий и оборудования. Кроме того, с постановки на производство этой модели начал реализовываться проектный подход к созданию модельного ряда – это новый принцип командной работы. Для разработки и постановки модели на производство формируется проектная команда, назначается руководитель проекта. И здесь очень важна функция главного конструктора как координатора деятельности всех проектных команд.

- Какие конструкторские разработки закладывают основу развития АВТОВАЗа?

В. Губа: Несмотря на то, что мы выпускаем новую модель раз в несколько лет, разработки ведутся постоянно, и эти перспективные проекты стали основой развития АВТОВАЗа на ближайшие годы. Тенденцией, продиктованной рынком и запросами потребителей, становится максимальное расширение комплектаций и модификаций серийной продукции. Покупателями востребованы не только базовые автомобили, но и "нишевые", учитывающие интересы более узкого круга автомобилистов. Следуя данной тенденции, в этом году опытно-промышленное производство ОАО "АВТОВАЗ" приступило к выпуску LADA 112 COUPE. В следующем году развитие получит направление полноприводных автомобилей. Уже созданы образцы LADA KALINA 4 WD. По оценкам маркетологов, емкость рынка для таких машин может составить порядка 25-50 тысяч штук в год.
Е. Шмелев: Появившийся недавно "Проект С" олицетворяет новый платформенный принцип, проверенный на опыте ведущих мировых производителей - он позволит сократить время и затраты при разработке и постановке на производство новых автомобилей.

-Минимальные сроки постановки на производство новых моделей, которые не раз озвучивались, – 24 месяца – насколько они реальны для АВТОВАЗа? Какие методики в этом помогают?

В.Губа: Нужно сказать, что эти минимальные сроки, которые приняты в мировом автомобилестроении, реальны только потому, что уже есть наработки по техническим решениям, по силовым агрегатам, по конструкции. "С белого листа" проектировать автомобиль нерационально.
Е.Шмелев: Я уже сказал про платформенный принцип, который позволит сократить сроки. Также большое значение мы сегодня придаем компьютерному моделированию, виртуальным испытаниям, потому что проверить прототип на соответствие всем требованиям, которые предъявляются в настоящее время к автомобилю, по-другому невозможно. Это слишком ресурсоемкий процесс. После получения результатов виртуальных испытаний требуется серьезная работа не только по анализу возможных отклонений, но и по поиску и синтезу всех решений, которые могли бы эти несоответствия устранить.

-Какие задачи сегодня стоят перед службой главного конструктора?

Е.Шмелев: На заводе практически нет вопросов, в которых бы ни участвовал конструктор. Но наша работа оценивается в итоге по одному параметру – это выпуск новых моделей. Для осуществления этой главной задачи в службе главного конструктора действуют все необходимые подразделения, которые занимаются технической концепцией, стилевыми решениями, их реализацией в прототипах, разработкой документации и проведением испытаний. На плечах специалистов конструкторской службы также лежит ответственность за все, что связано с подготовкой производства, и не только на АВТОВАЗе, но и у поставщиков. Ведь в конструкции автомобиля все больше становится доля заимствованных компонентов, и по каждому из них необходимо разработать технические требования, согласовать с поставщиком конструкторскую документацию, провести цикл испытаний как самого изделия, так и этой детали в составе автомобиля. Надо вести работу и по альтернативным поставщикам, поскольку монополизм в поставках чреват как возможными экономическими издержками, так и форс-мажором, а завод должен работать без перебоев. Также огромный цикл работ осуществляется по поддержке действующего производства, улучшению конструкции, ее модернизации не только с учетом потребительских требований, но и изменений в законодательстве как России, так и стран экспорта. Эти изменения происходят постоянно и становятся жестче. Все это накладывает требования на работу конструкторов. С самых первых лет работы нашей службы мы ведем активную деятельность в плане улучшения методик проектирования и испытаний, а также организационно-структурных изменений, которые позволили бы теснее связать работу конструкторов, испытателей, технологов для того, чтобы сокращать цикл разработки автомобилей. Сегодня в службе главного конструктора работают около 2600 человек.

Какие можно выделить основные качества конструктора?

Г.Мирзоев: Вот говорят - пианистом нужно родиться. То же самое можно сказать про конструктора. Им нужно родиться.

П.Прусов: Безусловно, это талант, увлеченность своим делом, упорство в достижении цели и преодолении трудностей.

В.Губа: Для успеха любого дела нужны три вещи – знать это дело, уметь делать и хотеть это делать. Формула такова: талант от Бога – это десять процентов, а девяносто процентов – это труд, иногда монотонный, изнурительный, но говорят же: упражнение делает мастера. Еще одна черта – профессиональное любопытство, желание заглянуть за грань тех рамок, которые тебе поставлены. Только так можно делать что-то выдающееся.

Е.Шмелев:
Ко всему сказанному могу добавить еще умение находить решение всех смежных вопросов, то есть, гибкость ума, способность охватить весь процесс в целом.

Подготовила Светлана Лысякова








Copyright © 2010 - 2022 AvtoTrec.ru - При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.