Службе главного конструктора ОАО "АВТОВАЗ" - 40 лет
5 октября исполняется 40 лет службе главного конструктора ОАО "АВТОВАЗ". Первые годы деятельности управления главного конструктора (УГК) были связаны с изучением свойств автомобиля FIAT 124, предложенного в качестве базовой модели строящегося Волжского автомобильного завода. Доработав конструкцию применительно к российским условиям, к освоению был представлен автомобиль LADA 2101, ставший впоследствии в России автомобилем ХХ века.Работа над первой моделью ВАЗа имела и более глубокие последствия. Отечественное автомобилестроение отставало от зарубежного. Сотрудничество с FIAT позволило если не ликвидировать это отставание, то существенно его сократить. За четыре коротких года заводские инженеры, конструкторы и технологи смогли изучить и впитать многое из того, что было наработано их коллегами из итальянского концерна.
Успех с LADA 2101 дал импульс творческой инициативе конструкторов. В 72-ом году энергия молодого коллектива выплеснулась в форме первого на АВТОВАЗе и в СССР переднеприводного автомобиля особо малого класса. Прототип, обозначавшийся условно Z-900, не пошел в серию, но он дал начало периоду поисков собственного видения переднеприводной машины.
Основные усилия конструкторского коллектива в 70-е годы были посвящены разработке и освоению совершенно необычного полноприводного автомобиля с несущим кузовом. Легковые полноприводные автомобили были известны в СССР еще с послевоенных лет ("Победа" М 72, "Москвич" 4 ЮН), но только конструкторам АВТОВАЗа удалось создать оригинальный по кузову и по ходовой части автомобиль, получивший название "Нива", известный сейчас как LADA 4x4 (NIVA).
Следующая "высокая планка" была преодолена конструкторской службой АВТОВАЗа с введением новой переднеприводной платформы, представленной автомобилями семейства "Самара".
Базовая машина семейства – LADA 2108 была разработана при технической поддержке компании "Порше". Прогрессивные решения, заложенные в конструкции новой вазовской модели, позволили в течение десятилетий поддерживать высокий технический уровень последующих семейств автомобилей LADA.
В 1989 году управление главного конструктора вошло в состав научно-технического центра АВТОВАЗа. Расширился состав конструкторской службы, увеличились возможности по конструированию, по изготовлению прототипов, по испытаниям. В службе появились профессиональные графические станции, лаборатории, оснащенные по последнему слову техники.
В 90-е годы наряду с потоком работ по новым базовым проектам в НТЦ были разработаны многие успешные модели, предназначенные для мелкосерийного производства или для спортивных соревнований. Среди них минивэн LADA 2120, автомобиль с повышенной динамичностью LADA 21106, спортивный автомобиль LADA 21107, скоростной полноприводный автомобиль LADA 2111 4х4. Нельзя не упомянуть о поисковых проектах "Рапан", "Питер-Турбо", "Родстер", с успехом выставлявшихся на многих зарубежных выставках.
Особое место в тематике НТЦ ВАЗа занимают автомобили на альтернативных топливах. Проект "Антел" являет собой пример творческого союза автомобилестроителей, ученых, предприятий оборонного комплекса.
Европейской общественности неоднократно представлялись вазовские электромобили. Они участвовали во многих экологических ралли и занимали призовые места.
Служба главного конструктора АВТОВАЗа располагает сегодня совершенным инструментарием для разработки новых автомобилей. Для моделирования рабочих процессов и эксплуатационных свойств автомобилей применяются самые совершенные вычислительные машины. Для изготовления прототипов деталей узлов и автомобилей используются современные технологии быстрого прототипирования. Испытательный комплекс СГК АВТОВАЗа позволяет исполнить полный цикл испытаний и доводочных работ. Многие лаборатории и сооружения испытательного комплекса получили признание специалистов лидирующих мировых компаний. Это лаборатории шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, испытательный полигон.
В канун 40-летнего юбилея конструкторская служба АВТОВАЗа занята разработкой проекта, направленного на создание новой платформы автомобилей класса В-С. В составе платформы два семейства силовых агрегатов, две компоновочных схемы ходовой части.
Александр Шмыгов.