Система «Датадот» от угона всех спасёт?

В России планируется начать новый этап борьбы с автомобильными ворами. Теперь ответственность за сохранность авто ложится на плечи самих автомобилистов, которым предлагается – пока добровольно – наносить на детали автомобиля специальный спрей с индивидуальным номером. Это давно известная система «Датадот», применение которой предписывается внесенным недавно в Госдуму законопроектом «О внесении изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс РФ об административных правонарушениях». Согласно нововведениям до 2012 г. применять систему «Датадот», стоимость которой на данный момент колеблется от 5 000 до 15 000 рублей, можно будет добровольно. После 2012 г. наносить спрей необходимо будет в обязательном порядке в течение 10 дней со дня покупки автомобиля.

Исходя из данных за прошедший 2008 год, МВД РФ отмечает, что количество автоугонов в стране уменьшилось: число краж сократилось на 9%, а угонов по «хулиганским» мотивам – на 11%. По официальной статистике, за прошлый год автомобильные воры украли 91 000 авто, причем каждая девятая кража была совершена в Москве. Это, несмотря на уменьшение, достаточно большой показатель, который многих автовладельцев наводит на вполне обоснованную мысль, что эффективно защитить от воров почти невозможно ни одну машину. А значит, спать спокойно не дано ни одному водителю. Но все проблемы, кажется, может решить пресловутый «Датадот».

Сейчас система «Датадот», которая была придумана австралийскими разработчиками, позиционируется как панацея от автоугонов. В чем состоит механизм этого «идеального оружия»? «Датадот», система маркировки автомобиля, состоит из микроточек размером до 1,2 мм. Такие микроточки – а быть их может от 4 000 до 12 000 – наносятся на самые важные, дорогостоящие агрегаты автомобиля. При этом полимер, вместе с которым микроточки попадают на эти агрегаты, имеет прозрачную структуру и светится в ультрафиолете. Каждой микроточке присваивается уникальный идентификационный номер, который заносится одновременно в базу ГИБДД. В случае если сотрудник ГАИ сомневается в «безупречном прошлом» автомобиля, сверив такой идентификационный номер с номерами в базе, он может определить владельца авто. Большой плюс «Датадот» в том, что точки нельзя смыть, а для идентификации агрегата автомобиля достаточно даже одной такой «метки».

В России систему «Датадот» начали вводить в экспериментальном порядке еще с 2002 году, а до этого ее разработку осуществляло ФГУП «ВО Техмашимпорт». В 2003 году на проект внедрения этой системы из внебюджетных средств было отчислено 5 млн долларов. Вполне приличная сумма, да и проблема автомобильных угонов в те годы, впрочем, как и сейчас, стояла достаточно остро. Поэтому, порывшись во внебюджетных средствах, «Датадот» было решено внедрять. Но, как мы видим, не внедрили, раз в этом году Госдума очередной раз занялась данным вопросом.

Странно, что не внедрили, ведь пять лет тому назад Минэкономразвития и МВД РФ, при поддержке которых «Датадот» должен был получить широкое распространение в стране, официально отчитывалось в том, что все спецоборудование для обнаружения и считывания маркировок поступило в распоряжение региональных ГИБДД. Более того, четыре тысячи сотрудников дорожной автоинспекции в 89 регионах страны обучили принципам работы системы «Датадот». Но, увы, этого было недостаточно для того, чтобы высокоэффективное противоугонное средство стало широко распространенным, однако вполне хватило, чтобы оправдать расходы в размере 5 млн долларов.

По сути же распространению системы «Датадот» препятствовала на тот момент ее высокая стоимость. Предполагалось, что нанесением полимера с микрочастицами должны были заниматься автодилеры, при этом цена маркировки иностранного авто достигала 570 долларов, а отечественного – 150 долларов.

Кстати говоря, «Датадот» и по нынешним временам тоже стоит недешево – от 5 000 до 15 000 рублей. Хотя депутаты и пообещали, что цена будет снижена, но можно с уверенностью говорить, что снижение это будет покрываться бюджетными средствами. И все же стоимость такой маркировки не единственный ее подводный камень. С одной стороны, применение «Датадот» лишает автоугонщиков их хлеба: ведь реализовать авто с такой маркировкой, равно как и перепродать агрегат без риска быть обнаруженным, просто невозможно. Таким образом, утверждает автор нового законопроекта, Сергей Шишкунов, раскрываемость автоугонов составит 90%. Только с одной оговоркой: если систему применять в обязательном порядке.

Относительно этого выступили с критикой уже многие эксперты. Кроме того, что реализация ворованных авто и их агрегатов невыгодна для автоугонщиков, продать запчасти с автомобиля становиться проблематичным и для самого владельца машины. А уж если вспомнить, что полимер с микрочастицами простой водой с мылом не отмыть, то сколько тогда бумажной волокиты возникнет, если автовладелец решит продать двигатель со своей машины? Более того, «обязаловка», которую депутаты обещают нам после 2012 года, является нарушением конституционных прав человека: каждый автовладелец сам должен решать, как защищать свое имущество. Такое мнение выразил Игорь Хериш, директор по развитию компании Autosecurity.

Как только система «Датадот» начнет широко применяться, можно не сомневаться, что российские «умельцы»-автоугонщики найдут способы, как эффективно её обойти. Они так же виртуозно умеют обманывать и другие противоугонные системы. В том числе ни для кого не секрет, что продажа угнанных автомобилей является очень доходным бизнесом и реализуется зачастую с участием работников автоинспекции. В связи с этим можно не сомневаться, что те смогут «помочь» автоугонщикам и подсказать способы обхода высокоэффективного противоугонного средства. Открыть «Датадот» широкую дорогу в России депутаты Госдумы могут, осваивать бюджетные деньги они умеют достаточно эффективно. Но вот только будут ли затраты целесообразными? Ведь кроме того, что придется обязать автодилеров или автостраховщиков наносить маркировку на автомобили, нужно будет создать и наладить работу базы данных, а главное – оснастить всех автоинспекторов дорогостоящим оборудованием.

Кстати, и по поводу автостраховых компаний, которым согласно новому законопроекту придется наносить систему «Датадот», возникают и вопросы, и недовольство со стороны этих фирм. На самом деле, сомнительно, что автостраховщики с радостью подхватят такую идею, так как маркировка будет влетать им «в копеечку». А в настоящее время рынок автокредитования переживает не самые лучшие времена из-за причин, вызванных в первую очередь кризисом.

Теоретически система «Датадот», которая продемонстрировала высокий противоугонный «эффект» у себя на родине, в Австралии, может стать чудо-средством, которое лишит автоугонщиков их работы. Однако Россия – это далеко и не во всем Австралия. К тому же вопрос «за чьи деньги банкет» пока еще не решен: автостраховщики открещиваются и заявляют, что у государства нет рычагов, с помощью которых оно смогло бы навязать страховым компаниям обязанность за свой счет наносить такую маркировку, автопроизводители также не станут соглашаться на участие в такой акции, им лишние затраты ни к чему. Так что если за три года Госдума и не передумает, то «Датадот будут оплачивать сами автовладельцы.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.