Кто виноват в росте цен на бензин и что с ним делать?

Одной из наиболее обсуждаемых тем в последнее время можно с уверенностью назвать рост цен на бензин. Трудно остаться в стороне от данного вопроса, ибо любимый автомобиль заправлять нужно постоянно, а повышение в последнее время происходит с завидной регулярностью.

У каждого автолюбителя, да и не только, возникают вопросы: Почему растут цены? До каких пределов они могут подниматься дальше? И когда это закончится? На последний вопрос можно сразу однозначно ответить, что не закончится никогда. Цены будут расти постоянно, могут только увеличиваться промежутки между очередными повышениями. Их невозможно «заморозить», иначе производители и продавцы будут работать «в минус». А вот с другими вопросами попробуем разобраться.

Итак, почему растут цены? Однозначного ответа на этот вопрос нет, повышение цен является комплексной мерой со стороны нефтедобывающих, перерабатывающих и реализующих компаний. Но самой важной экономической причиной можно назвать отсутствие конкуренции среди продавцов топлива.

Рассмотрим эту ситуацию на примере Приморского края. Во Владивостоке на рынке активно действует всего один продавец - НК «Альянс». Заправочных станций другой компании, «Роснефть», на этом рынке пока мало, они только начинают здесь свою деятельность. НК «Альянс» перед Новым годом дважды с перерывом в 2 недели поднял стоимость бензина на рубль, после праздников цена снова, но уже за один раз, была увеличена еще на 1 рубль. Теперь 1 литр 92 бензина стоит примерно 24 рубля с копейками. Примечательно, что все это происходит на фоне высказывания замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомзина: «Жителям России нет необходимости бояться повышения в новом году цен на бензин, так как тарифы для населения и групп, приравненных к населению, фиксированы» (Newsru.com. 25/12/2007) Очень оптимистичное заявление.

В последнее время «Роснефть» активизировала свою деятельность в Приморье. К чему это приведет в ближайшей перспективе? Когда на рынке появляется второй крупный продавец, то это существенно не изменяет ситуацию, только повышение цен происходит меньшими темпами. Так, если одна компания поднимает цену, то через какое-то время вторая обычно «подтягивает» свои цены. И в этом кроется совсем другая причина: потребители-автолюбители готовы покупать бензин по более высокой цене. Последнее связано, прежде всего, с ростом реальных доходов большинства автовладельцев, а также свойством неэластичности данного продукта по цене.

С другой стороны, почему сами продавцы вынуждены повышать отпускные цены? Цены на нефть постоянно растут. Не так давно был пересечен психологически важный барьер в 100 долларов за баррель. Сейчас, конечно, баррель нефти стоит немного меньше, но факт остается фактом – цены «взяли данную высоту» и готовы расти дальше. В то же время растут транспортные расходы, а сначала года произошло повышение энерготарифов. Все это влияет на повышение розничных цен на бензин. К тому же приближаются выборы президента России, Правительство увеличило расходы по бюджетным статьям, инфляция растет, и продавцы снова поднимают цены…

Верить в то, что рынок сам отрегулирует цены на нефтепродукты, не приходится, так как количество машин растет из года в год, спрос постоянно увеличивается, и заправлять свой автомобиль будут все. Резко переходить на общественный транспорт никто не станет. Что касается какого-то альтернативного вида топлива, то здесь альтернатив тоже, в принципе, немного: биотопливо и газ. Технологиями производства биотоплива в нашей стране никто активно не занимается, и серийного выпуска машин, работающих на биотопливе, тоже нет. Газ на данный момент обходится дешевле бензина, но уже давно ведутся разговоры о том, чтобы привести их примерно к одному уровню, да и статистика гибели именно в результате аварий с автомобилями, работающими на газе, тоже неутешительная.

Что нам остается делать в этой ситуации? Водить машину в экономном режиме, переходить на гибриды, выбирать заправку, где относительная стоимость топлива по городу дешевле, либо покупать карточки компаний со скидками на бензин.

Справка: по данным Росстата на 14 января 2008 год, самый дешевый бензин марки А-76(А-80 и т.п.) в Орле - средняя потребительская цена равна 15,2 рубля, самый дорогой в Анадыре – 25,3 руб. за 1 литр. Самый дешевый бензин марки АИ-92(АИ-93 и т.п.) в Брянске – 19,30 руб. за литр, самый дорогой также в Анадыре – 29,4 руб. за литр. Для марки АИ-95 разброс цен от 20,61 руб. за литр в Смоленске до 28 руб. в Петропавловске-Камчатском. Дизельное топливо дешевле всего в Махачкале -12 руб./литр, максимальная цена снова в Анадыре – 27,8 рублей за 1 литр.

Д.В. Давыдов,

канд. физ.-мат. наук,
доцент кафедры математических методов в экономике
Дальневосточного государственного университета






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.